Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Александр Кушнер.
24 февраля 1943 г. Командующий войсками Северо-Кавказского фронта генерал-полковник Масленников подписал наградной приказ № 056/н, в котором было сказано: «…От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе в тылу против немецких захватчиков НАГРАЖДАЮ…». И далее следует список из 118 партизан Ставропольского края, наиболее отличившихся в боевых операциях против оккупантов в период с июля 1942 по январь 1943 гг., награжденных орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
К приказу, хранящемуся ныне в Центральном архиве Министерства обороны РФ, подшиты 118 наградных листов, где в графах «Описание личного подвига, или заслуг» отражены, по сути, все самые значительные боевые дела партизан данного региона в годы Великой Отечественной войны. Я особо подчеркиваю этот факт – и прошу обратить внимание на этот бесценный документ ученых-историков Ставропольского края, изучающих данную тему. Он им неизвестен, поскольку приказ не отражен даже в серьезных научных исследованиях (чтобы ознакомиться с документом, достаточно ввести в поисковые окна наградного сайта Министерства обороны РФ www.podvignaroda.ru фамилию, имя и отчество героини нашего рассказа, затем просмотреть все 365 страниц приказа с наградными листами– авт.).
Каждый из наградных листов удостоверен подписью начальника Краевого штаба партизанского движения – секретарем Ставропольского крайкома ВКПб Михаила Андреевича СУСЛОВА (впоследствии члена Политбюро ЦК КПСС – авт.).
В списке награжденных медалью «За боевые заслуги» значится боец-разведчик одного из партизанских отрядов ГРИШКО Лидия Ивановна. В ее наградном листе, копия которого приводится ниже, сказано: «…Тов. Гришко по заданию командования отрядом вместе с группой партизан проникла в глубокий тыл противника, пройдя в сложных условиях по территории, занятой немцами, 300 километров. Провела в Дмитриевском районе (после войны упразднен, райцентр находился в с. Тахта, ныне Ипатовского района – авт) большую массовую работу, в результате которой в тылу врага был создан партизанский отряд, принимавший активное участие в борьбе с оккупантами».
Война застала Лиду Гришко в родном городе Никополе, что на юге Украины. Девушка, окончившая десятилетку, мечтала о будущем, хотела поступить в институт. Не сбылось…
Отец, не пожелавший жить в оккупации, увез семью на Северный Кавказ. Остановились на Ставрополье, в селе с экзотическим названием Тахта.
Рухнули жизненные планы, но не умерла вера в победу. Эту веру всячески поддерживал отец – Иван Несторович, который вскоре ушел на фронт.
В 1942-м фашисты заняли Северный Кавказ. Лида не успокоилась до тех пор, пока не установила связь с партизанами. Так Лидия Гришко стала бойцом-разведчиком.
Опасные задания приходилось выполнять девушке. Порой не спала по нескольку суток, страдала от жажды, голода и холода, но всегда возвращалась с ценными разведданными.
Командование высоко ценило мужество и стойкость Лидии Гришко и ее боевых друзей, доверяло им.
«…Как-то раз, - пишет в своих воспоминаниях Лидия Ивановна, меня с подругой Ниной вызвал командир и дал задание – во что бы то ни стало добраться в село Тахта и помешать фашистам взорвать, когда те будут отступать, расположенные там элеватор и нефтехранилище. Под видом беженцев мы пробрались через линию фронта, но были схвачены полицейскими – соотечественниками, забывшими о чести и совести, предателями, ценившими только свою собственную шкуру. Как и водится в таких случаях, последовали гестапо и тюрьма. Почти ежедневно допросы и пытки. Страшным был для нас тот месяц, проведенный в тюрьме Ипатово. Но мы не сломались. Ничего не смогли добиться от нас враги – а им так хотелось узнать о партизанах, которые день ото дня все смелее заявляли о себе!».
Не знала Лида, чем закончилось бы ее пребывание в тюрьме, если бы не победоносное наступление Красной армии.
Чувствуя свой конец, фашисты решили поскорее разделаться с заключенными. Для этого вырыли ров в окрестностях Ипатово. Но их планы поломали советские летчики.
Когда узники (их было больше 1000!) под усиленной охраной направлялись к месту своей гибели, показались краснозвездные самолеты. На бреющем полете летчики расстреливали конвоиров и дали возможность узникам бежать.
Бежали и Лида с Ниной. В декабре, без теплой одежды и обуви. Пробирались только ночью. Путь опять держали в село Тахта, чтобы выполнить задание. Вскоре они прибыли на явочную квартиру...
С помощью односельчан им удалось узнать о том, что немцы решили взорвать элеватор, нефтебазу, контору колхоза – руками своих приспешников.
Как только немцы начали готовиться к побегу – а этого они не могли скрыть от зорких глаз партизан – патриоты по одному переловили всю группу предателей и заперли их, выставив охрану.
Через несколько дней в Тахту вошли конники генерала Кириченко.
Командир горячо поблагодарил партизан за отлично проведенную операцию.
Лиду и Нину представили к наградам. В Ставрополе им вручили медали «За боевые заслуги», несколько позже – «За освобождение Кавказа».
После изгнания врага из Ставропольского края Лидия Ивановна Гришко некоторое время жила и работала в селе Тахта. Затем вернулась в родной Никополь, где до самой пенсии трудилась на Никопольском южно-трубном заводе.
Скромная труженица, поэтому не удивительно, что в ее бригаде лишь немногие знали о боевых подвигах отважной партизанки. А еще меньше – почему у молодой женщины были изуродованы кончики пальцев. Следы «дознания» немецких следователей остались на всю оставшуюся жизнь.
Эта женщина уже ушла из жизни, достойно прожив годы, отпущенные ей судьбой. Вырастила детей. Ее с благодарностью вспоминают внуки.
Нет, не ошибся Михаил Суслов, представляя Лидию Гришко к награде…
Леонид Александрович ИГНАТЕНКО
краевед, г. Никополь, Украина.
ФОТО_1: 1968 г. ГРИШКО (ГАЛКИНА) Лидия Ивановна (фото с заводской Доски Почета – авт.).
ФОТО_2: Наградной лист партизанки Л.И. ГРИШКО.
ФОТО_3: Январь 1943 г. Село Тахта. Партизанский отряд Дмитриевского района. Лидия ГРИШКО – сидит во втором ряду, левее пулемета «Максим», в полушубке с винтовкой (фото из архива семьи Л.И. ГРИШКО (ГАЛКИНОЙ).