Это, казалось бы, парадоксальное утверждение о том, что в победе в Великой Отечественной войне есть личный вклад последнего Императора, подтверждается фактами и имеет под собой веские основания.
Вот несколько фактов:
Факт № 1. Царские линкоры защитили Ленинград и Севастополь.
В 1907 году в Российской империи была утверждена программа постройки броненосцев нового типа – линейных кораблей.
Из фильма «История линкоров СССР»:«Линкор – сокращение от словосочетания «линейный корабль». Так в России в 1907 году в память о парусных линейных кораблях 19 века назвали новый тип судов. Линкоры начали строить, исходя из опыта русско-японской войны 1904 года. Новые корабли должны были обладать мощным артиллерийским вооружением, высокой скоростью хода и повышенной боевой живучестью за счёт сильного бронирования. К тому времени подобные корабли уже начала строить Великобритания. Первый из них получил название «дредноут», и это имя стало нарицательным для всех линкоров».
Было рассмотрено около 40 проектов судов, из них восемь – от известных иностранных судостроительных заводов.
В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырёх вариантов судостроительной программы, разработанной морским Адмиралтейством. Её целью являлось восполнение утраченного в ходе русско-японской войны корабельного состава.
Факт:
Российская империя с 1909 по 1914 гг. построила 7 линейных кораблей. Тип «Севастополь» (4 ед.) строился на Балтийском заводе, тип «Императрица Мария» (3 ед.) — в Николаеве.
Из фильма «История линкоров СССР»:«16 июня 1911 года в торжественной обстановке был спущен на воду «Севастополь», первый российский линкор – головной корабль из 4-х балтийских дредноутов. Через 3 года, когда уже бушевал пожар Первой мировой войны, линкоры «Севастополь, «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» были приняты на вооружение.
В ходе гражданской войны линкоры переименовали. «Севастополь» получил имя «Парижская коммуна», «Петропавловск» – «Марат», а линкор «Гангут» стал называться «Октябрьская революция».
Советский Союз собирался построить, но так и не построил ни одного линкора. Поэтому Ленинград и Севастополь во время Великой Отечественной Войны защищали царские линкоры.
Из фильма «Ложь Матильды. Оболганный Государь»:Из интервью с Василием Бойко-Великим:
«Жители Санкт-Петербурга, которые интересуются своим городом, знают, что немцы остановились во время Второй мировой войны на равнине перед Ленинградом. Никаких рубежей, которые могли бы остановить немцев, не было. Не было речки, оврага, возвышенности. Пулковские высоты немцы взяли.
Непонятно, что их остановило на этой равнине после Пулковских высот до Ленинграда. Загадка такая… Ну, понятно, что Жуков приехал, великий наш полководец, понятно, что отступать было некуда. Но можно было отступить ещё километр, два километра – голая степь.
Выясняется… что немцы остановились ровно по той линии, которую достигала крупнокалиберная артиллерия царских линкоров.
Царские линкоры, созданные по программе царя Николая II, вошли в Неву, встали на якоря и своей артиллерией били по наступающим немцам и ровно до того момента, как снаряды достигали немецких позиций, ровно там они остановились, дальше они не смогли пройти».
Из фильма «История линкорного флота России»:«План молниеносной войны «Барбаросса» не предусматривал морских сражений. Гитлер рассчитывал минами запереть красный флот в портах и уничтожить корабли авиацией, а базы флота захватить ударами с суши.
Но под Севастополем, под Ленинградом, под Мурманском молнии блицкрига замерли.
Когда не осталось ни танков, ни самолётов, у наземных войск появилась надежная опора, бог войны – артиллерия. Но это были особые орудия.
Лето 1941 года. Противник стремится овладеть островом Ханко, запирающим вход в Финский Залив, но натиск остановлен тяжёлыми орудиями 9-й батареи на платформах ТМ-3-12. Это были поднятые из-под воды орудия линкора «Императрица Мария».
В годы Первой и Второй мировых войн огневая мощь линкоров в основном использовалась для артиллерийской поддержки сухопутных войск на приморских направлениях.
Из фильма «История линкорного флота России»:Леонид Амирханов, историк фортификации и флота:
«Здесь рядом с фортом располагался малый кронштадтский рейд, на котором базировались наши линкоры, знаменитые российские дредноуты, которые, правда, надо сказать, представляли собой, да простят меня моряки, самые настоящие плавучие батареи.
Они были построены для Балтики, но Балтика была тесна для них, поэтому, к сожалению, статистика подтверждает, 90 с лишним процентов своих стрельб эти линкоры сделали по береговым позициям, причём, первые выстрелы были сделаны в гражданскую войну, по форту «Красная горка».
В дальнейшем эти линкоры принимали активное участие в обороне Ленинграда, и о чем уже говорилось, именно линкоры и береговая артиллерия спасли Ленинград в годы блокады».
Из фильма «История линкоров СССР»:«12 сентября 1941 года. Немецкие войска начали генеральный штурм Ленинграда.
Положение города, как никогда, критическое. Все советские корабли и форты открыли огонь, не считаясь с расходом боеприпасов.
Среди канонады выделяется гром выстрелов орудий главного калибра линкоров «Марат» и «Октябрьская революция». Снаряды весом полтонны накрывали позиции противника в радиусе до 30 км.
Не менее тяжёлая ситуация складывалась и в Крыму. Враг стремился захватить главную базу Черноморского флота – Севастополь. Здесь на защиту города встал линкор «Парижская коммуна». Зимой 41-го черноморцы не пустили врага в Севастополь».
Из фильма «Ложь Матильды. Оболганный Государь»:Мнение:
Дмитрий Стогний, сотрудник музея «30-я батарея»:
«Вот они, те самые 12-дюймовые орудия линкоров-дредноутов российского императорского флота. Здесь крайний правый ствол принадлежал черноморскому линкору «Императрица Екатерина Великая», изготовлен в 1914 году, а два других – с балтийского линкора «Гангут», изготовлены в 1916 и 1917 годах.
Снятые с них башни главного калибра до конца века охраняли Ленинград, Севастополь, Владивосток, а легендарная 30-я батарея несёт службу до сих пор.
Орудия делал Обуховский сталелитейный завод в Санкт-Петербурге. Несмотря на почтенный возраст, практически 90-летний возраст, эти орудия и по сей день служат российскому военно-морскому флоту и, видимо, послужат ещё долгие годы».
в составе российского ВМФ служит до сих пор
Факт № 2. Романов-на-Мурмане и мурманская железная дорога защитили русский Север
Вы помните повесть Б. Васильева. «А зори здесь тихие»? Вы помните, что защищали девушки? А защищали они Кировскую железную дорогу, которая была архиважным стратегическим объектом. При Николае II она называлась Мурманской.
Из фильма Владимира Кузнецова «Романов-на-Мурмане»:«1 августа 1914 года Германия объявила войну России. С этого момента тихая жизнь Кольского Севера заканчивается.
Уже осенью того же года начинается строительство нового российского порта для приема кораблей союзных войск Англии, Франции и Америки.
А на прибрежных сопках вырастают промышленные помещения и жилые дома нового города, который затем получит высокое имя: Романов-на-Мурмане.
Для организации обороны от внешних врагов была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана, в её состав вошли такие корабли, как миноносец «Грозный» и «Властный», крейсер «Варяг» и линкор «Честный».
В далёком 1916 году, когда Россия вела тяжёлые бои с Германией, в торжественной обстановке состоялась церемония основания нового города. В этот день, 4 октября по новому стилю, на холме, где сейчас находится Дом культуры им. Кирова, была заложена памятная доска в основание нового Храма Святителя Николая Чудотворца.
Одновременно с закладкой города и порта уже завершалось строительство Мурманской железной дороги».
Необходимость строительства Мурманской железной дороги стала особенно острой в годы Первой мировой войны.
Стратегическая цель строительства – соединить Петроград с незамерзающим портом Мурманска для транзита грузов с военной техникой и продовольствием от союзников.
В декабре 1914 года было создано Строительное управление Мурманской железной дороги.
Решающее слово в утверждении маршрута принадлежало Николаю II. Из трёх предложенных вариантов император выбрал маршрут от Петрозаводска, добавив от себя: «Конечно, этот вариант лучший».
Из фильма Владимира Кузнецова «Романов-на-Мурмане»:«Задумайтесь: в январе 1915 года император Николай II утвердил ассигнование средств на строительство железной дороги в размере 330 млн. царских рублей, а к ноябрю 1916 года дорога была уже полностью завершена.
О том значении, которое придавал этому городу и Мурманской железной дороге Император, говорят столь значительные средства, выделенные на это строительство. И всё это в условиях тяжёлой Первой мировой войны.
На разных этапах строительства было задействовано более 170 тыс. человек: 100 тысяч рабочих из губерний Российской империи, 5,5 тысяч рабочих из Финляндии, 40 тысяч военнопленных, преимущественно венгров, австрийцев и немцев, 10 тысяч завербованных китайцев и даже 500 рабочих из Канады, около 2-х тысяч солдат железнодорожного батальона.
Путь протяжённостью более чем 1000 км от Петрозаводска до Кольского залива предстояло проложить в самые сжатые сроки и в крайне сложных условиях, в почти безлюдной местности, в отрыве от баз снабжения, поскольку на всём протяжении пути от Петрозаводска до Колы не было ни одного населённого пункта.
Факт:
И всё-таки, несмотря на все эти трудности, уже 23 апреля 1916 года на участке Мурман – Кандалакша открылось сквозное движение, а вся дорога от Петрозаводска до Мурмана была принята в эксплуатацию в ноябре 1916 года. Дорога, в народе её называли Мурманкой, была построена всего за 1 год и 6 месяцев. И это – без всяких ужасов репрессий, спецпереселенцев, десятков тысяч загубленных душ. Вот какой силой обладала «прогнившая» царская Россия.
Мировая история строительства железных дорог не знала подобных примеров.
К большому сожалению, наш город стал последним городом Российской империи. Германия с помощью большевиков, совершивших государственный переворот, разгромила русскую армию. Унизительный «Брестский мир» подписывала уже Советская Россия. А в 1918 году большевики вообще открыто вели переговоры с Германией о передаче всего Кольского полуострова этой стране с целью их контроля над Северными морями и Арктикой».
Мурманская магистраль не смогла быть использована в Первой мировой войне, а во время Великой Отечественной войны эта железная дорога, которую в советское время назвали Кировской, связывала Европейский Север нашей страны с Мурманским портом, через который поддерживалась связь с союзниками. Именно сюда приходили техника, вооружение и продовольствие по ленд-лизу.
В сложнейших природно-климатических условиях (дорога проходила по болотам), на расстоянии, близком к линии фронта, под непрерывными бомбёжками и обстрелом диверсионных групп противника, через Кировскую железную дорогу осуществлялось снабжение армий Карельского фронта.
За годы войны по железнодорожным путям были переброшены сотни тысяч солдат и офицеров, осуществлены поставки продовольствия, медикаментов и вооружения на фронт, а также эвакуировано население и материально-техническая база в тыл. А в блокадный Ленинград были отправлены несколько эшелонов с рыбой.
Факт № 3. 35-я батарея – последний оплот героической обороны Севастополя
Оборонительные сооружения «35 батарея» в Севастополе – одно из самых значимых артиллерийских укреплений Великой Отечественной войны.
Это место, которое является одним из самых святых для жителей Севастополя, место, которое в июне-июле 1942 года стало последним пятачком героической обороны города для оставшихся 80 тысяч его защитников.
Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»:«Мыс Херсонес. Сюда, к 35-й береговой батарее в последний день июня 1942 года стекаются защитники города. Сорокаметровый уступ нависает над морем. Может быть, именно здесь началась история «Заветного камня»?
Раиса Степановна Холодняк, участница обороны Севастополя:
«Стрелять уже больше нечем, отбиваться нечем. Ночью спустились по этому спуску пологому под скалы батареи. Поползла я к одному, а у него нога перевязана:
– Давайте я вам помогу перебраться в безопасное место!.
Он на меня посмотрел:
– Где ж ты тут такое нашла, безопасное место? Ты видишь, у меня патроны есть, гранаты, видишь, есть, и с этого места я никуда не уйду».
Решение о строительстве укреплений на полуострове Херсонес было принято императором Николаем II 21 мая 1911 года, для чего была выделена сумма в 8 млн. рублей.
Причиной, по которой было принято решение о возведении хорошо укреплённых береговых батарей под Севастополем, послужил провал обороны крепости Порт-Артур во времена русско-японской войны.
По плану здесь должно было быть размещено две мощных батареи со сверхкрупным калибром с северного и южного флангов.
Факт:
Возведение фортификационных сооружений началось в 1912 году.
Колоссальное сооружение, уходящее в землю на 27 метров, могло выдержать попадание трёх 2-тонных авиабомб в одну точку и было защищено от проникновения всех видов отравляющих веществ.
Для сооружения 35-й батареи потребовалось больше бетона, чем для строительства ДнепроГЭС.
Две орудийные башни, изготовленные в 1914-1916 гг. на Обуховском заводе были оснащены четырьмя 305-мм орудиями.
Батарея могла удерживать круговую оборону, зона обстрела суши достигала на севере Бахчисарая, на юге – Симеиза.
Приборы управления стрельбой находились на глубине 25 метров.
Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»:«Огромная цилиндрическая яма диаметром в несколько десятков метров. Это всё, что осталось от одной из башен батареи. Но башни – это только верхушка айсберга. Гигантские штольни уходят на глубину 10-этажного дома, бетона уложено, как при строительстве ДнепроГЭС, целый город с лазаретами, командными пунктами, электростанцией. Десятки тысяч человек нашли здесь убежище в те июльские дни 42-го».
Революция и гражданская война прервали строительство, оно было завершено только в 1928 году.
Факт:
Защитники города держали оборону больше 250-ти дней и ночей, и только в июле 1942 года он был захвачен оккупантами, которые потеряли здесь около 300 тысяч своих солдат и офицеров.
Условия местности на подступах к Севастополю не позволяли немцам взять город штурмом, пока не сдались два ключевых объекта обороны: Инкерман – природная крепость с неприступными скалами и 35-я батарея, уничтожавшая технику и живую силу противника на дальних подступах к городу.
Её не могли уничтожить несколько гитлеровских батарей, гаубиц и мортир. Именно для 35-й батареи немцы доставили под Севастополь знаменитую суперпушку «Дора» калибра 800 мм.
Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»:«По специально проложенным путям доставлено самое тяжёлое оружие в истории войн – пушка «Дора», которая была спроектирована для разрушения наиболее мощных сооружений линии «Мажино».
Первого июля, когда немцы уже хозяйничают в городе, 35-я береговая батарея продолжает вести огонь. Неприступная крепость наводит на неприятеля панический страх. Укрепрайоны Севастополя немцы называют уважительно: форт».
Легендарная береговая 35-я батарея оттянула на себя и удерживала в течение длительного времени одну из лучших армий Вермахта, что повлекло за собой значительное ослабление позиций гитлеровских войск под Сталинградом.
Из фильма «Битва за Чёрное море. Береговые батареи»:«Здесь, на западном крае севастопольской земли, в казематах 35-й батареи и на несколько километров вокруг неё скопились десятки тысяч защитников Севастополя. Данные об их количестве разнятся: от 30 до 97 тысяч человек.
Здесь же военный совет севастопольского оборонительного района принимал решение об оставлении Севастополя. В ночь на 2 июля, выстрелив последний боезапас, 35-я батарея, гордость отечественной фортификации, была взорвана.
Героическая и трагическая севастопольская оборона подошла к концу. Она вошла в историю не только как эпопея грандиозного подвига, но и как самая ожесточённая в истории войн артиллерийская дуэль.
Факт № 4. Транссибирская магистраль спасла Москву и обеспечила тыл в Великой Отечественной войне
Из фильма «Железная дорога в Российской империи»:Факт:
«К 1917 году в стране действовали 74 железные дороги. Паровозы и подвижной состав для них производили 20 отечественных заводов.
Пройдя многотрудным путём, Россия превратилась в крупнейшую железнодорожную державу мира».
Фрагмент из фильма «Экономика при Николае II. История России ХХ века»:«Безусловно, что автором реформ в России выступала именно царская власть.
Очень важным в русской монархии было обстоятельство, отмеченное русским философом Иваном Солоневичем: «Государь стоял над интересами различных групп и классов».
Это очень хорошо было видно на примере реализации дальневосточной программы, а также на примере строительства Сибирского железнодорожного пути. В сооружении этой дороги был заинтересован средний класс.
При этом чиновничество не видело смысла в строительстве Транссиба, а также в освоении Дальнего Востока.
И только Император своей волей осуществил этот проект».
Но в годы Великой Отечественной войны она сыграла решающую роль в победе.
Из фильма «Декабрь 41-го. Спасти Москву»:«Осень 1941 года стала самым тяжёлым периодом Великой Отечественной Войны.
Враг прорвался к самой Москве. В середине октября немцы вышли на окраину подмосковных Химок, и генералы Вермахта в мощные бинокли рассматривали башни Кремля.
Красная армия отступала на всех фронтах, испытывая нехватку боеприпасов и провианта.
В самой столице начались перебои с хлебом. На глазах у москвичей сапёры минировали предприятия, мосты и железнодорожные пути. В воздухе повисло нехорошее предчувствие скорого поражения.
Маршал победы Георгий Жуков вспоминал:
«Сталин болел гриппом, но работал. Поздоровавшись кивком головы, он предложил посмотреть на карту и сказал: «Вот, смотрите, какая сложилась обстановка на западном направлении. Не могу, говорит, добиться ясного доклада, что происходит сейчас, где противник, где наши войска. И если вы можете, поезжайте немедленно в штаб Западного фронта, разберитесь там с обстановкой и позвоните мне в любое время суток, я буду ждать».
Даже через три четверти века впечатляют откровения маршала, вспоминающего свой проезд по передовым линиям обороны осенью 41-го: «На западном направлении, особенно на участке западного фронта, сложилась крайне опасная обстановка, что все пути на Москву, по существу, были открыты, т.к. на Можайской линии, где находились наши небольшие части, они, естественно, не могли остановить противника, если бы он двинул свои войска на Москву».
Вот что пишет Валерий Хатюшин, главный редактор журнала «Молодая гвардия»:
«Осень 1941 года. За первые четыре месяца Великой Отечественной войны в боях с европейскими фашистами погибли два с половиной миллиона советских военнослужащих, три с половиной — были взяты в плен, полтора миллиона — дезертировали.
Фактически советская армия на тот момент была разгромлена.
Противостоять германской лавине, подходившей к Москве, по большому счёту было некому.
В Москве это все понимали. Правительство и его учреждения были эвакуированы, тело Ленина — вывезено в Тюмень, а основные крупные здания в центре столицы — заминированы. Да, ударили сильные холода, но они не спасли Москву.
И реальное чудо было не во внезапных морозах, а совсем в другом.
Поистине фантастическое, почти невозможное чудо совершил Николай Второй.
За время своего правления он осуществил проект будущего века: построил Транссибирскую магистраль — железную дорогу длиной девять тысяч километров, соединившую центр страны с Владивостоком.
Строили её практически вручную — через непроходимую тайгу, сибирские реки и горы, с помощью лопаты, кайла, кувалды и лошадей.
Даже нынешний полёт наших космонавтов на Луну выглядел бы менее значимым и менее блистательным, нежели тот подвиг русских рабочих и русских инженеров.
Только Провидение, знающее будущие перипетии истории, могло толкнуть на этот грандиозный шаг великого царя во имя своей великой России.
Осенью 1941 года Сталин, в конце концов, поверил нашей разведке, что Япония не вступит в войну с СССР.
И в десятидневный срок по Транссибирской магистрали была переброшена Дальневосточная армия вместе с вооружением и сибирскими резервами.
Да, это именно она промаршировала по Красной площади на параде 7 ноября. Именно они, дальневосточники и сибиряки, отстояли Москву и отбросили немцев от столицы.
Не будь Транссибирской железной дороги, в столь быстрый срок не удалось бы перебросить с Дальнего Востока к Москве войска и вооружение. И Москву пришлось бы сдать»
Мнение:
Мнение:
Из интервью с Владимиром Лавровым, доктором исторических наук:
«Вы представьте себе: 9 тысяч километров до Владивостока! Для ХIХ – начала ХХ веков это как проект полёта на Луну в ХХ веке. Говорили, что такое невозможно: огромное количество мостов, туннелей. Построили! Я вам вот что скажу: благодаря Николаю II мы в 1941 году не сдали Москву, благодаря Транссибирской магистрали, которую Николай II построил в 1904 году. Почему? Москву в 1941 году спасли дивизии, переброшенные с Дальнего Востока, и эти дивизии перешли в наступление и выиграли Московскую битву. Но если бы не было Транссибирской магистрали, они что, пешком бы шли 9 тыс. километров? Нет! Николай II создал то, что нам пригодилось, так что спасибо Николаю Второму!»
Хочется добавить к этому, что не только спасение Москвы удалось осуществить благодаря Транссибирской магистрали.
В кратчайшие сроки по этой магистрали удалось перебросить из европейской части России в Сибирь важнейшие оборонные и стратегические предприятия, а также эвакуировать население и организовать в тылу производство и обеспечение фронта военной техникой и всем необходимым.
Из фильма «Поезда, выигравшие войну»:«Врага удалось отбросить от Москвы. В тыл эвакуировано 2,5 тысячи предприятий и 18 млн. человек. Не хватает угля – паровозы топят дровами. Потеряно до 700 локомотивов, и машинисты в нарушение всех норм цепляют к поезду дополнительные вагоны. Поезда идут даже под бомбёжками и артобстрелами».
Было создано стратегическое преимущество, которое и обеспечило усиление нашей армии и дальнейшую победу. Поэтому значение Транссиба для итогов Великой Отечественной войны трудно переоценить.
Из видеофильма «Николай II. Отречение, которого не было»:Пётр Мультатули, канд. истор. наук:
«В войну поколение молодых ребят, героев-комсомольцев, оно либо пало в 41-м году, либо попало в плен. Большинство полегло. А вот этот второй призыв, следующий призыв, там уже шли мужики по 35-40 лет, это они побеждали, а это были люди, в основном, очень многие из которых прошли Первую мировую войну и почти все крещёные. У нас ребята, которые работают на раскопках убитых, они, говорят, находят ямы, там огромное количество складней крестов, иконок, поэтому это тоже ведь русская цивилизация выиграла, «русская» – в широком смысле слова».
Поэтому идея Натальи Поклонской пройти с портретом царя во время шествия «Бессмертного полка» имеет под собой серьёзные основания даже для тех, кто не понимает духовного подвига Николая Второго и той жертвы, которую он принёс для спасения России.