Прасковья Ангелина: истинная героиня или жертва эпохи
18:58 26 февраля 2014
«Советская женщина»... Когда-то это было особым понятием, к которому относились когда с восхищением, когда с иронией.
Накануне Восьмого марта мы решили вспомнить об одной из женщин-символов ушедшей эпохи — трактористке Паше.Она была прославленной трактористкой. Труд считала смыслом жизни, а хлеб — главной ее целью. И ради этих идеалов жертвовала всем.
«И вот стою я перед вами — простая русская баба, мужем битая…» Помните эти слова выбившейся в люди героини Марецкой из старого советского фильма «Член правительства»? Но была в истории нашей женщина, которая вполне могла с высокой трибуны сказать то же самое. Прасковья Ангелина.
По крови она была не русской, а... гречанкой. К сожалению, идеальной женщине-труженице, уроженке Донецкой области Украины, полагалось в паспорте в графе «национальность» иметь лишь одну из двух записей — «русская» или «украинка». Тех, кто стоял у истоков «взлета» нашей героини, наверняка ввели в заблуждение ее имя, отчество и фамилия. Знай они заранее, что и Никита Васильевич, отец Прасковьи, и Евфимия Федоровна, ее мать, греки по национальности, вряд ли их дочь стала бы образцом для подражания. Но что делать — ошибочка вышла.
А вот про «битье» — это было бы в точку. Нескладную личную жизнь Ангелины тоже «скрывали» от народа... Так что знаменитая тетя Паша, в чьей жизни многое было выставлено «напоказ», на самом деле женщина-загадка. И судьба ее — с двойным дном.
ПУТЬ К УСПЕХУ
Ударничество — дитя первых пятилеток. Понимался под этим словом труд с полной отдачей сил, с максимальным напряжением.
И впечатляющим результатом. Ударники перевыполняли план, за это их славили.
Это были истинные энтузиасты. Как уверяла советская пропаганда, еще чуть-чуть напряжемся — и будет всем нам коммунизм. Напряженный труд — путь к жизненному успеху. Под коим подразумевались награды, всеобщее признание и незначительные по сути, но заметные на фоне общей бедности материальные блага.
Однако схема имела изъяны. Все легендарные ударники — шахтер Стаханов, сталевар Мазай, машинист Кривонос, трактористка Ангелина — стали заложниками своего «избранничества». Если для сотен миллионов советских людей они были образцом для подражания, то для тысяч своих земляков — объектом зависти или острой неприязни.
Основания имелись.
Для поддержания имиджа и обеспечения постоянных рекордов ударникам создавались особые условия: люди в их бригады отбирались самые-самые, так же — орудия производства и техника.
Пример: трактористы Паши Ангелиной работали на образцовых машинах, для которых всегда держались в запасе горючее и запчасти. Совершенно «эксклюзивные» условия по тем временам! И зарплата. В среднем колхозник получал 400 рублей.
А у Прасковьи Никитичны даже простой прицепщик — 1400. И не ее в том вина. Для совести порядочного человека, труженика и энтузиаста, понимание всех этих нюансов — тяжелая ноша.
А нести ее надо. Впрочем, все ли из немногочисленных звезд ударничества выдержали испытание славой и остались совестливыми людьми и искренними энтузиастами? Наша героиня — выдержала.
НЕОБЪЯСНИМАЯ СТРАСТЬ
Кто же она такая, Прасковья Ангелина, 1913 года рождения? Одна из 10 детей батрака. И сама с 7 лет — батрачка. Потом — разносчица угля и конюх. Образование — минимальное. Его заменяли природный ум и любознательность. Симпатичная девушка. Крепко сбитая, улыбчивая. С характером. Его она во всей полноте проявила, когда вопреки воле отца и всех родственников решила сесть за руль трактора. В греческих семьях непослушание детей — нечто из ряда вон.
Но Паша осмелилась. В ней проснулась необъяснимая страсть к машинам. И вот в деревне Старобешево, в колхозе «Запорожец», в 1929 году появилась первая трактористка и начала выдавать такую производительность труда! И попала «на заметку». Через три года Ангелина создала женскую тракторную бригаду. Сумела убедить, сагитировать.
Энтузиазм заразителен! А кто-то «наверху» поставил против ее фамилии уже не крестик, а восклицательный знак.
И пошло. В 34-м — переходящее Красное знамя райкома партии, в 36-м — орден Ленина (ей всего 23 года), в 37-м — депутатство в Верховном Совете СССР… Паша вступает в партию. Паша с высокой трибуны обещает организовать 10 женских тракторных бригад, а на следующий год потрясает страну призывом «Сто тысяч подруг на трактор!» Откликнулись двести тысяч.
Паша стала своим человеком в Кремле, она знакома со Сталиным и Калининым, ее портреты тиражируют газеты. И что? «Мама никогда не звонила Сталину, — вспоминает дочь Ангелиной, Светлана. — Мне кажется, принадлежность к высшим кругам тяготила ее. Мама не скрывала, что ей тяжело присутствовать на заседаниях. Она была человек другого склада…» Позже Прасковье Никитичне предлагали руководящие посты в Киеве и в Москве.
Отказалась. И стать председателем родного колхоза отказалась. Органично себя чувствовала только в поле, на тракторе, среди подруг.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
…Со слов ее детей можно предположить, что и личная жизнь знатной трактористки сложилась бы счастливо, останься она простой труженицей. «Отца прислали в Донбасс по партийной разнарядке из Курска. Когда родители познакомились, он работал вторым секретарем Старобешевского райкома партии, был очень способным человеком, лидером по натуре, хорошо говорил, рисовал, писал стихи. Если бы не мама, он наверняка сделал бы большую карьеру», — рассказывает та же Светлана (она, старшая, родилась в 1936 году). Видимо, была любовь. Иначе вряд ли образованный Сергей Чернышев женился бы на девушке простой, хоть и прославленной на весь район.
К тому же с ребенком. Паша усыновила племянника — сына рано умершего брата.
Потом родились свои дети: через три года после Светланы — сын Валерий, и в войну — под бомбежкой, под обломками разбомбленного эшелона — дочь Сталина. Названная, разумеется, в честь Иосифа Виссарионовича.
Ожидал ли пишущий стихи секретарь райкома, что супруга так высоко взлетит? И что он, человек амбициозный, в глазах окружающих будет исключительно «мужем самой Ангелиной»? Сергей начал пить. Разводиться Прасковья не решалась: во-первых, любила, во-вторых, какая может быть несчастная личная жизнь у идеальной женщины-труженицы? В Великую Отечественную Сергей ушел на фронт. Паша с бригадой ковала Победу в Казахстане.
На заработанные бригадой средства была построена целая танковая колонна. На освобожденную от фашистов Украину трактористки вернулись в 43-м. И тут Ангелиной пришлось туго: она, стойко переносящая голод, холод, тяжкий труд, была подкошена решением своих подруг-подопечных оставить трактора. Прославленные ударницы захотели стать просто женщинами: заниматься домом, воспитывать детей. Бригаду стали комплектовать из мужчин.
Вот тут и вошло в обиход обращение «тетя Паша».
Новые члены коллектива, в основном молодые парни, так окрестили свою строгую начальницу. Руководителем она, судя по всему, была очень талантливым.
ВДОВА ПРИ ЖИВОМ МУЖЕ
Муж с фронта вернулся законченным алкоголиком, и не один: вслед за ним в деревню приехала его «фронтовая жена» с ребенком. Даже в этой ситуации Ангелина постаралась понять, простить. Но случай с пальбой заставил ее поставить точку в браке.
«Однажды пьяный отец выстрелил в маму, — делится Светлана. — Я успела броситься к ней на шею, она отклонилась — промах! У нас в стене еще долго оставалась пуля… На следующее утро после этого случая семейная жизнь родителей закончилась». Для общественности была «озвучена» версия: муж Ангелиной умер от тяжелых ран в 1947 году. Вопрос, почему она вдруг всех детей переписала с фамилии мужа на свою, ни у кого не возник.
Сергей Чернышев уехал из Старобешева. Жизнь свою, по словам дочери, закончил как бомж.
Да, с женским счастьем не сложилось.
Сватался к ней один секретарь обкома, знакомый еще по Казахстану, красивый мужчина, вдовец. Отказала.
Быт тоже не был ее «отдушиной». Домом и воспитанием внуков в основном занималась Евфимия Федоровна.
Как вспоминал сын Прасковьи Никитичны Валерий, «после работы у мамы даже разговаривать сил не было».
Неудивительно — расслабляться знаменитая Ангелина не имела права! При этом по-прежнему ничего лично для себя за ударный труд не требовала. Жила в простом доме, с обыкновенной мебелью. Правда, машина у нее была персональная — «Победа», которую «тетя Паша» лихо водила. А у членов ее бригады во дворах стояли мотоциклы. И радела-то Ангелина за своих земляков, но злых языков не избежать.
«Да, было много грязи, — рассказывает Светлана. — Говорили, что она любовница Сталина». А однажды в дом к Ангелиной пришла команда медиков для того, чтобы взять кровь у нее и детей. На сифилис! Звонок в райком партии акции не пресек: видимо, «приказ» пришел из более высоких кабинетов. Потом, когда выяснилось, что все здоровы, конечно, извинялись…
«МОНУМЕНТ» В ПРОМАСЛЕННОМ КОМБИНЕЗОНЕ
За 25 лет, что Ангелина руководила тракторной бригадой, она и ее товарищи выполнили норму за… 52 года! Без таких как они, Союзу нечем было бы гордиться. А значит, все мы жили бы хуже. И тогда, и сейчас. Факт. Лично Ангелина за героический труд получила три ордена Ленина и орден Трудового Красного Знамени, две звезды Героя Соцтруда и Сталинскую премию. Еще — упомянутую «Победу» и как депутат — две комнаты в московской коммуналке. Это при жизни.
После смерти — бронзовый бюст на родине. И улицу своего имени.
Она умерла 21 января 1959 го да. На съезде партии почувствовала себя плохо, была госпитализирована в «кремлевку» и в считаные недели «сгорела». Цирроз печени. «Такой диагноз при ее работе — это неудивительно. Сказалось постоянное присутствие в организме горюче-смазочных материалов, — считает Алексей Ангелин, племянник Прасковьи. — Раньше горючее через шланг засасывали…»
КСТАТИ
40-летняя Прасковья Ангелина писала подруге: «Если бы нашелся человек, который сказал мне: «Вот твоя жизнь, Паша, начни свой путь сначала», — я, не задумываясь, повторила бы его с первого до последнего дня». Она была героиней по складу личности.
И путь выбрала героический.И нашу благодарную память, и свои несколько строк в Энциклопедии самых выдающихся людей всех стран, изданной в США, она заслужила.
Подробнее:http://www.vm.ru/news/2014/02/26/praskovya-angelina-istinnaya-geroinya-ili-zhertva-epohi-237244.html