На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 819 подписчиков

Земляки

 

В  День  Победы  - еще одна пронзительная  история о человеческих судьбах. Как все-таки тесен мир и неисповедимы пути Господни.

 Эта невероятная  история со слов родственников была записана    Нинель САДРИЕВОЙ,  заведующей  филиалом «Сувар» Болгарского Государственного Историко-архитектурного Музея-заповедника,   и  подготовлена  мной для публикации.

Спасителя  звали Абдулла

Август  1943  года.  Идет Великая  Отечественная  война. Хотя и наступил коренной перелом, на всех фронтах продолжаются  тяжелейшие бои с врагом,  гибнут люди.

Бои шли  в Ростовской области.  На поле  среди  несжатой пшеницы, которая назло  боям  вымахала в человеческий рост, умирал от  потери крови   советский солдат. Он был  совсем еще молодым. Ему недавно исполнилось  двадцать лет. И воевал он всего три месяца, а тут осколок впился  в ногу. Бои шли тяжелые, позиции переходили из рук в руки.  Потому так получилось, что  ранение   он получил, когда  наши  части временно отошли  и  солдат оказался на территории, занятой  врагом.  Будучи  неопытным бойцом,  он  не сумел  перевязать  как следует  глубокую   рану, из которой  хлестала кровь.  Вместе с  кровью  из тела  уходила   жизнь.  В полузабытье  он  лежал  на спине. Сверху проглядывалось голубое южное небо, а  вокруг  колосилась   пшеница. Ему, пареньку из села Ямбухтино  Куйбышевского района  ТАССР,  этот кусочек  природы  напомнил   родные  края. Он мысленно прощался с близкими…

    Стояла жара,  но его  знобило,  и  вскоре  боец  потерял сознание.  Сколько  так пролежал, он не знал, но очнулся   от чужих голосов.  Это шли фашисты. Они набрели на советского  солдата, стали бить  его ногами, обыскивать карманы.  Вытащили документы. Среди бумаг нашли комсомольский билет, который  Хасият Закиров, так звали паренька, всегда носил с собой. Вид  краснокожей книжицы разъярил  врагов,  они стали бить с остервенением.  Кто-то из гитлеровцев   вытащил походный  нож  и всадил  его  в  грудь  Хасияту. От дикой  боли  он    провалился в темноту беспамятства. 

  Через какое-то время Хасият снова  пришел  в себя.  Сколько  пролежал  без сознания,  он не знал. Но видно,  на роду ему было написано  жить, потому, что острие ножа   прошло  возле  сердца, к счастью, не задев  его.  И вновь он услышал голоса.  Это шли в наступление   наши части.   Один из бойцов  наткнулся на лежащего в поле  солдата,  наклонился над ним и  понял, что тот    еще дышит, хотя  из  груди  торчит, всаженный почти по самую рукоять, нож.  

Парень сказал Хасияту:  «Я не могу тебя  доставить в медсанбат, но  вытащу на дорогу, там  тебя подберут  санитары. Наши наступают, мне отставать нельзя. Нож пока не позволяй  трогать. Пусть его вытащат врачи в госпитале».   Хасият  обратил внимание, что  у парня татарский акцент. Спросил его: «А ты не татарин ли?»  «Да», - ответил  боец. «А  откуда ты родом, мой спаситель?»,  -  поинтересовался  Хасият уже по-татарски. «Из Каюков, что в Кубышевском районе в Татарии», - ответил тот. «Из Каюков?! А я из Ямбухтино.  Мы же с тобой соседи! Земляки!»  Вот уж было радости!  Это было чудо:  и то, что солдат,    при всех его тяжелых ранах,   до сих пор был жив,  и то, что спас его земляк!   Парень с трудом поднял раненого  и  потащил к  дороге.  Уложив спасенного  на землю, боец  присел рядом, чтобы передохнуть.  Отдышавшись,  спросил: «А как тебя зовут?»  Тот прохрипел:  «Хасият Закиров. А тебя как?»   

«А меня  Абдулла  Вафин. Вот какая у нас с тобой встреча произошла, земляк. Аллах свел нас с тобой вдали от родного дома, чтобы мы помогли друг другу в этой жизни. Слушай, а у тебя есть жена, дети?». «Нет. Я не успел жениться». «Я тоже не женат».   «Мы с тобой стали  как братья, - пересиливая нестерпимую боль,  -  произнес  Хасият из Ямбухтино. - Ты мне спас жизнь. Если я останусь в живых, то назову твоим именем сына».  «Хорошо, -  ответил  Абдулла из Каюков. -  А если у меня  родится сын, то я назову его твоим именем. И будет у меня  сын Хасият. Пусть память об этой встрече  продолжается в наших детях».   

 

  В это время на дороге появились наши бойцы, а вместе с ними и санитары. Абдулла из Каюков поднялся и позвал  санитаров,  чтобы они   быстрее забрали раненого. Сам он потрепал Хасията по плечу, кивнул головой и побежал  догонять своих товарищей по части.  Тот проследил  взглядом  за  своим бегущим  спасителем. Вдруг он  увидел, что  Абдулла   споткнулся и упал.  Попросил  подбежавших  санитаров  посмотреть вначале, что с упавшим  солдатом.   Один из санитаров добежал до Абдуллы, потрогал пульс   и горестно развел руками:  «Он убит». Шальная пуля сразила его  наповал…

 

 Хасият  зарыдал – от душевной боли. Какая страшная  вещь эта война! Сколько людей  она погубила! Только-только судьба свела его с замечательным парнем, земляком,  только что он с ним разговаривал, строил мечты,  - и вот уже Абдуллы  нет в живых.   Хасията  врачи спасли, но ранение было столь серьезным, что   после госпиталя  его  демобилизовали. Закиров вернулся  в свое село Ямбухтино. Сказал  односельчанам, что корни его здесь,  и никуда он отсюда не уедет. Человеком  он был смышленым. Стал работать бухгалтером, потом председателем правления  колхоза, а впоследствии  - руководителем  крупнейшего совхоза «Ямбухтинский»  в Куйбышевском, ныне Спасском,  районе  Татарстана.

 

 Женился на хорошей девушке - библиотекарше. Как и обещал  Абдулле   из Каюков, первенца  назвал его именем.  А всего у Хасията Закирова  пятеро детей.  Все  дети   и внуки  знают  историю его удивительного спасения. Имя  «Абдулла»  для этой семьи  - святое.  Отец всегда говорил, чтобы   и правнуки  помнили,  кому он,  а, значит, и они обязаны  своей жизнью. Старший  сын, названный именем спасителя, стал военным летчиком. Потом работал инструктором,  учил  летному делу молодежь.  Он  достойно носил   имя человека, который спас от смерти его отца. Военным летчиком стал и второй из сыновей Хасията.  Третий   окончил танковое училище,  а потом стал сотрудником МВД,  работал  в Казани, дослужился до полковника. Четвертый из сыновей - шофер. Дочь -  продавец. 

 

   Эту удивительную историю о встрече Хасията из Ямбухтино с Абдуллой из Каюков я услышала от  Абдуллы Закирова. Он  пенсионер, работает  в охране Института Развития Образования  РТ.  Когда я приезжала в ИРО РТ    консультироваться по поводу учебника по истории Спасского района РТ, над которым работаю, мы разговорились.  Его заинтересовало  мое  имя,  - Нинель. Я рассказала  историю своего имени.  В ответ  он рассказал,  почему его зовут Абдуллой.  Меня потрясло услышанное,  и  я решила, что об  этом надо поведать всем.   

    Созвонилась с преподавателем истории из Каюков Айдаром Гаруновичем  Казаковым и попросила его помочь  в розыске  сведений об Абдулле,  выяснить  его фамилию, которую сыновья  Хасията  забыли. Они  хотели  узнать и  о  родственниках Абдуллы.  Отец бывал в Каюках после войны, но там он не нашел родных Абдуллы.  Айдар Гарунович сумел найти сведения и сообщил А.Х. Закирову и мне, что фамилия Абдуллы,  вероятнее  всего, Вафин.  Родственников    у него не осталось, спросить не у кого. А по данным из Книги Памяти именно сведения об Абдулле Вафине совпадают с воспоминаниями ныне покойного Хасията Закирова.  Так мы вместе раскрыли один из героических  эпизодов  войны 1941-1945 годов.

 

  «Я молилась, чтобы люди помнили о моем брате Абдулле»  

    После того, как   очерк был напечатан в нашей районной газете,  мне снова  позвонил  учитель    Айдар  Казаков.  Как истинный краевед-историк, он продолжал  поиски родных Абдуллы  Вафина     и сказал, что  нашел сестру Абдуллы. Невероятно:  живет она  в  селе  Ямбухтино  Спасского района РТ! Там, где жил Хасият Закиров!   Я позвонила в Ямбухтино  в  Совет местного поселения. Все оказалось правдой:  в Ямбухтино проживает сестра фронтовика  Газяр апа. 

 

  Она  вскоре  сама  мне позвонила и  прерывающимся от волнения голосом   начала  благодарить за статью.   Сказала, что очерк получился очень правдивым. Оказывается, Хасият нашел её после войны и все рассказал.  И она с его слов узнала, как   все произошло.  А я  узнала  полное её имя -  Газяр  Нуртдиновна  Хамматова.  Они с Абдуллой  родные по матери. Брат   на фронт  ушел в 1942 году.  Писал, чтобы мама не плакала, потому, что у него все хорошо, он  воюет за Родину. В письмах обязательно передавал привет восьмилетней  сестренке Газярке  и всем родным.    А  с осени 1943 года письма перестали приходить.   В 1946 году   из военкомата  принесли документ, где было написано, что Абдулла  Курбанович   Вафин пропал  во время  войны  без вести. Мать  ждала его  всю жизнь.   

     Газяр  после  семилетки  поступила в Куйбышевское педагогическое училище. После его окончания работала учительницей начальных классов в Татарской Тахтале, Сабанчах, а потом в средней школе села Ямбухтино,  откуда и ушла на пенсию. Вот в Ямбухтино она и узнала о судьбе  своего брата и то, что он погиб  после  спасения  Хасията, прямо у него на глазах. Об этом ей рассказал сам Хасият Закиров, который в то время  работал директором совхоза «Ямбухтинский».  Пока был жив, он во всем помогал семье своего спасителя.  А потом из республиканской Книги Памяти  Газяр апа узнала, что её брат Абдулла Вафин похоронен в Ростовской  области, в селе Степное. Она хотела, чтобы  люди помнили про брата  и молилась об этом.  Молитвы её  

услышаны  Всевышним. На снимке: Абдулла Вафин, 1941г. 

 

                  

  

 

 

 

 

    

Картина дня

наверх