В Национальную электронную детскую библиотеку добавлена подшивка газеты "Пионерская правда" за 1951 год. С первых номеров газета рассказывает о великих стройках, которые были начаты в 1950 году, в специальной рубрике "Великие стройки коммунизма". Попробуем проследить развитие событий.
№2 от 05 января 1951 года.
"Дорога к пяти морям". Главный геолог Волго-Донского канала В.Д. Галактионов рассказывает о строительстве самого канала и вспомогательных или сопутствующих стройках: о Цимлянском гидроузле, Главном Туркменском канале. Совет министров СССР на два года сократил срок создания водного пути и к весне 1952 года на канале должна открыться навигация.№3 от 09 января 1951 года. "Разведчики". О подготовительных работах, геологических и гидрологических изысканиях с целью определения места для возведения плотины Куйбышевской ГЭС рассказывают специалисты "Куйбышевгидростроя". И через пять лет, по плану, на необозримом пространстве должно разлиться Волжское море.
№4 от 12 января 1951 года. "На трассе Волго-Донского канала". Не взирая на суровые погодные условия работы идут полным ходом, идет поставка необходимых материалов: леса, цемента. Монтируется сверхмощный электрический экскаватор, строятся городки для речников и электриков.
№5 от 16 января 1951 года. "Наступление на пустыню". На юге идут подготовительные работы к прокладке Главного Туркменского канала. Уходят в походы изыскатели, ставятся буровые вышки для забора проб грунта, намечаются места будущих сооружений - гидростанций, плотин, шлюзов.
К тому времени, когда закончится сооружение канала, биологи и почвоведы будут уже точно знать, какие сельскохозяйственные культуры смогут хорошо развиваться на орошённой земле Кара-Кумов.
И.В. Сталин в беседе с корреспондентом газеты "Правда", опубликованной в "Пионерской правде" №15 от 20 февраля 1951 года, упоминает великие стройки как один из аргументов против заявления английского премьера Эттли о наращивании Советским союзом боевой мощи.
... не может ни одно государство, в том числе и Советское государство, развёртывать во-всю гражданскую промышленность, начать великие стройки вроде гидростанций на Волге, Днепре, Аму-Дарье, требующие десятков миллиардов бюджетных расходов, продолжать политику систематического снижения цен на товары массового потребления, тоже требующего десятков миллиардов бюджетных расходов, вкладывать сотни миллиардов в дело восстановления разрушенного немецкими оккупантами народного хозяйства, и вместе с тем, одновременно с этим, умножать свои вооружённые силы, развернуть военную промышленность.
№№21, 22 от 13, 16 марта 1951 года. "1500 километров по пескам" Рассказ главного инженера проекта Главного Туркменского канала И.С. Семенова о работах, предшествующих началу строительства. Несмотря на то, что главное направление трассы уже определено, необходимо исследовать местность от мыса Тахиа-Таш через Кара-Кумы по древнему руслу реки Узбой до Красноводска и найти ответы на множество жизненноважных вопросов. Главный - где взять воду для строителей канала?
№23 от 20 марта 1951 года. "Крым завтрашнего дня". Секретарь Крымского обкома ВКП(б) П.И. Титов рассказывает о планах строительства Северо-Крымского канала.
Много было смелых, но нереальных проектов. Только в наши дни по гениальному Сталинскому плану преобразования природы будет, наконец, осуществлён проект, который сделает Крым цветущим; будет построен Северо-Крымский канал.
№59 от 24 июля 1951 года. "На земле Сталинградской". О строительстве Сталинградской гидростанции и самотечного канала, который должен соединить Волгу с Уралом. Он должен стать самым длинным в мире после Главного Туркменского.
№71 от 4 сентября. "Советская география". Первое стихотворение турецкого поэта, бежавшего из Турции в Румынию, а оттуда в Советский союз, написаное на советской земле.
Эти смелые люди творят чудеса —
Строят землю с горами, лесами.
И советские горы, каналы, леса
Так светлы, как строители сами.
Здесь невиданный мир создаётся для всех,
Мирный мир, справедливый, свободный.
И всеобщее право на радостный смех
В этом мире — закон всенародный!
Назим Хикмет (пер. С. Маршак) ("Пионерская правда", 1951 год, №71)
В том же номере рассказывается о работах на Цимлянском гидроузле.
Цимлянский гидроузел называют сердцем Волго-Дона, потому что он будет питать своей водой и оросительные каналы и главный судоходный канал, соединяющий Волгу с Доном.
№76 от 21 сентября 1951 года. "Стройки счастья и стройки горя". По традиционной схеме "у нас - у них" рассказывается о советских стройках и американских проектах.
Взгляни на эту карту, читатель. В ней отражен и сегодняшний день и прекрасное завтра нашей любимой Родины. Ровными прямоугольниками выстроились полезащитные лесные полосы, плотины мощных гидроэлектростанций преграждают течение могучих рек, новые оросительные каналы перерезают засушливые земли... Новые моря намечены а тех местах, где сегодня ещё шумит под ветром ковыль. Карта сталинского плана преобразования природы, карта созидания, карта мира перед тобою, читатель.
На 150-летний юбилей Владимира Ивановича Даля в №94 вышла статья Ожегова "Сокровищница русской речи" с кратким экскурсом в историю развития языка.
В своих гениальных трудах по языкознанию товарищ И.В. Сталин учит, что с развитием промышленности, сельского хозяйства, науки, развитием общества в целом обогащается и словарный состав. Особенно быстро расширяется словарный состав в советскую эпоху. Новыми словами, такими, как «высотник», «скоростник», «колхозник», «новостройка» и тысячами других, обогатился наш язык. Появились такие выражения, как «великие стройки коммунизма», «герой труда», «новатор производства».
В последнем выпуске 1951 года сообщается об предстоящем открытии новых станций московского метро: "Комсомольская" (кольцевая), "Ботанический сад", "Белорусская" (кольцевая) и "Новослободская".
Красивая мраморная колоннада открывает вход в вестибюль станции «Новослободская». 32 витража — картины из цветного стекла — украшают подземные залы. Уже появились на стенах позолоченные надписи: «Новослободская»; уже установлены часы и секундомеры, по которым будут следить за точным движением поездов.
Читайте выпуски газеты "Пионерская правда" за 1951 год.
До встречи в новом, 1952, году. Продолжим наблюдать за реализацией великих планов.
Сталин — это дружба,
Сталин — это мир,
И великих строек
Славный командир.
Вера ЦИБИКОВА, ученица 6-го класса.