О Ленине
Арчибальд Д. Керр о Ленине
Британский дипломат, по происхождению шотландец, Член Тайного совета Великобритании сэр Арчибальд Джон Кларк Керр. Мнение представителя элит, извечного врага нашей Родины, о Ленине, дорогого стоит:
"Ленин в сотрудничестве со своими помощниками предпринял самый грандиозный социальный эксперимент, который был сделан за две тысячи лет.
В течение двух тысяч лет все подобные попытки кончались неудачей, но Ленин приступил к делу по-новому и основательно.
Как человек действия, он всемирно-историческая величина.
Враги обвиняют его в жестокости. Это — заблуждение. Он был основательным и последовательным осуществителем грандиозной нравственной идеи.
Этот покойник будет каждый раз воскресать. В сотне форм. Пока из хаоса нашей земли не восстанет справедливость."
Владимир Николаевич Ипатьев о Ленине
Русский учёный-химик, генерал-лейтенант царской армии, профессор, доктор химических наук, академик Санкт-Петербургской академии наук, Российской академии наук, Академии наук СССР, эмигрировал в США в 1930-м.
«Бездарные члены Временного правительства смеялись над речами Ленина и считали, что тезисы, проповедуемые им, никакой угрозы для них не представляют, поскольку для их выполнения не найдется надлежащего количества последователей. Но Ленин знал, что проповедовал и чего хотел. Он был на голову выше всех своих соратников и имел твердый характер, не метался из стороны в сторону, отлично понимая всю обстановку в России, – как в тылу, так и на фронте, ...
Можно было совершенно не соглашаться с многими идеями большевиков, можно считать их лозунги за утопию, но надо быть беспристрастным и признать, что переход власти в руки пролетариата в октябре 1917 года, проведенный Лениным и Троцким, обусловил собою спасение страны, избавив ее от анархии и сохранив в то время в живых интеллигенцию и материальные богатства страны. Мне часто приходилось, как в России, так и за границей, высказывать свои убеждения, что я в 1917–1919 годах остался в живых только благодаря большевикам....»
Почему важно мнение о Ленине и большевиках, такого человека как В.Н. Ипатьев? Потому, что он хоть и являлся идеологическим противником большевиков, не сбежал из страны, а смог на деле убедиться, в том, что несёт для страны и народа советский проект. При этом будучи не согласным с коммунистической идеологией он прекрасно видел как на глазах делается, то, что могла бы сделать для страны царская власть и олигархия, но не сделала, потому, что не была заинтересована.
Дальше факты из биографии В.Н. Ипатьева, которые красноречиво говорят о том, как Ленин и большевики относились к царскому наследию, в частности к царско, но патриотической научной интеллигенции:
После Октябрьской революции 1917 г., внутренне не приняв ее и оставаясь по убеждениям сторонником конституционной монархии, Владимир Николаевич Ипатьев, тем не менее, встал на путь сотрудничества с советской властью.
Он решительно отказался от многочисленных предложений уехать на Запад или присоединиться к Белой армии.
В марте 1920 г. на заседании Технического совета Отдела химической промышленности ВСНХ В.Н. Ипатьев выступил с обстоятельным докладом о необходимости создания радиевого института, "призванного объединять и направлять все работы по радиоактивности". Радиевый институт был создан в 1922 г. и внес существенный вклад в развитие народного хозяйства и обороноспособности страны.
В 1921 г. возглавил вновь созданное Главное управление химической промышленности ВСНХ (Главхим), т.е. стал руководителем данной отрасли народного хозяйства республики; вошел в состав Президиума ВСНХ.
В 1923-1926 гг. он также занимал пост председателя Химического комитета при Реввоенсовете, осуществляя руководство военно-химическими работами.
"То доверие, которое мне оказывали большевики, я очень ценил и по совести могу сказать, что никогда не позволял себе им злоупотреблять", - писал В.Н. Ипатьев в своих мемуарах.
Ипатьев неоднократно встречался с Лениным, который уважительно называл ученого "главой нашей химической промышленности".
Патриарх Тихон о Ленине
Очень важно, услышать, что сказал патриарх Тихон о Ленине. О Ленине, которого обвиняют, в якобы гонениях на религию. Об отношении Ленина к православию, а не к церкви и её чиновникам, как к классовому врагу активно участвовавшему в войне с советской властью и в том числе способствовавших террору против большевиков, сказано словами и делами самого Ленина тут: http://felix-edmund.livejournal.com/607742.html.
Патриарх и ряд священнослужителей на смерть Владимира Ильича Ленина:
Обращение патриарха Тихона и членов Патриаршего Священного Синода в советскую прессу в связи со смертью Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова (Ленина)
24.01.1924.
Прошу через Вашу газету выразить Мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова (Ленина).
Патриарх Тихон
Митрополит Тихон (Оболенский)
Митрополит Серафим (Александров)
Митрополит Петр (Полянский)
Заявление:
"Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ... Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе".
Известия №20 от 25 января 1924 года.
После смерти Ленина к Патриарху обратилось множество приходов и мирян с вопросом: могут ли они служить панихиду по Владимиру Ильичу? Тихон ответил: "По канонам Православной церкви возбраняется служить панихиду и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от церкви... Но Владимир Ильич Ленин не отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души".
Вечерняя Москва 25 января 1924 года.
Не об этих ли, качествах Ленина и отношения к нему народа, говорил Максим Горький? http://felix-edmund.livejournal.com/606219.html
И к вопросу, о том, действовали представители российской церкви предательски против народа восставшего на борьбу с чудовищной эксплуатацией и насилием правящего класса:
"...Сознавая Свою провинность перед Советской властью, выразившуюся в ряде Наших пассивных и активных антисоветских действий, как это сказано в обвинительном заключении Верховного Суда, т. е. в сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, анафематствовании Советской власти, воззвании против Брестского мира и т.д. Мы по долгу христианина и архипастыря – в сем каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской политики".
Патриарх Тихон, 1923 год.
Николай Бердяев о Ленине
Николай Александрович Бердяев российский, русский православный(религиозный) философ. Он не признал социалистическую революцию в России, эмигрировал во Францию, являлся идеологическим противником большевиков. Поэтому, заподозрить его в симпатиях к Ленину на идеологической основе категорически нельзя. В эмиграции он издал интересную работу, о истории развития в России коммунистического мировоззрения - "Истоки и смысл русского коммунизма", 1937 г.. У него было достаточно времени, что бы осмыслить изменения произошедшие с его Родиной, за 20 лет управления ей большевиками. Вот, что он писал в этом своём труде, о Ленине:
«… Ленин был типически русский человек. В его характерном, выразительном лице было что-то русско-монгольское. В характере Ленина были типически русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и к риторике, практичность мысли, склонность к нигилизму на моральной основе. Ленин сделан из одного куска, он монолитен. Роль Ленина есть замечательная демонстрация личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачёва, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа. В этом оригинальность его физиономии. Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике. Только такие люди успевают и побеждают. Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистический аскетизм с хитростью, почти коварством. Peвoлюциoннocть Лeнинa имeлa мopaльный иcтoчник, oн нe мoг вынecти нecпpaвeдливocти, yгнетeния, экcплyaтaции. В Ленине не было ничего от революционной богемы, которой он терпеть не мог. В этом он противоположен таким людям, как Троцкий или Мартов, лидер левого крыла меньшевиков.
В своей личной жизни Ленин любил порядок и дисциплину, был хорошим семьянином, любил сидеть дома и работать, не любил бесконечных споров в кафе, к которым имела склонность русская радикальная интеллигенция. В нём не было ничего анархического, и он терпеть не мог анархизма, реакционный характер которого он всегда изобличал. Он терпеть не мог революционной романтики и революционного фразёрства. Будучи председателем совета народных комиссаров, вождём советской России, он постоянно изобличал эти черты в коммунистической среде. Он громил коммунистическое чванство и коммунистическое враньё. Он восставал против «детской болезни левизны» в коммунистической партии.
В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народ и самих коммунистов….
И он остановил хаотичный распад России, остановил деспотическим, тираническим путём. В этом есть черта сходства с Петром».
Ленин проповедовал жестокую политику, но лично он не был жестоким человеком. Он не любил, когда ему жаловались на жестокости ЧеКа, говорил, что это не его дело, что это в революции неизбежно…. В личной жизни у него было много благодушия. Он любил животных, любил шутить и смеяться, трогательно заботился о матери своей жены, которой часто делал подарки…. Разочарование в Плеханове, в котором он увидел мелкие черты самолюбия, честолюбия, горделиво-презрительного отношения к товарищам, было для Ленина разочарованием вообще…. Когда брат его был казнён по политическому делу, то окружающее общество отвернулось от семьи Ленина. Это также было для юного Ленина разочарованием в людях. У него выработалось цинично-равнодушное отношение к людям. Он не верил в человека, но хотел так организовать жизнь, чтобы людям было легче жить, чтобы не было угнетения человека человеком. …"
Герберт Уэллс о Ленине
В 1920 году 6 октября английский писатель фантаст Герберт Уэллс встретился в Москве в Кремле с Владимиром Лениным. После встречи, родилась его книга "Россия во мгле", в ней есть глава называемая "Кремлёвский мечтатель", так писатель назвал Ленина. Отрывок их неё даёт понять, что в той исторической реальности, задуманное Лениным построение советского государства, было куда менее осуществимым, чем прилёт марсиан на Землю:
"Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром."
Герберт Уэллс «Россия во мгле» 1920 г.
«Теперь, просматривая свою, написанную четырнадцать лет назад книгу, восстанавливая в памяти события того времени и сравнивая Ленина с другими знаменитыми людьми, которых я знал, я начинаю понимать какой выдающейся и значительной исторической фигурой он был. Я не сторонник теории об исключительной роли "великих людей в жизни человечества, но уж если вообще говорить о великих представителях нашего рода, то я должен признать, что Ленин был, по меньшей мере, действительно великим человеком».
Герберт Уэллс «Опыт автобиографии»
Максим Горький о Ленине
"Ленин был человеком громадного значения. Только история будет иметь возможность его оценить. Он был великим государственным деятелем и великим человеком. Я считаю честью, что я мог быть его другом!"
"И если б туча ненависти к нему, туча лжи и клеветы вокруг имени его была еще более густа - все равно: нет сил, которые могли бы затемнить факел, поднятый Лениным в душной тьме обезумевшего мира."
"И не было человека, который так, как этот, действительно заслужил в мире вечную память."
"Много писали и говорили о жестокости Ленина. Разумеется, я не могу позволить себе смешную бестактность защиты его от лжи и клеветы. Я знаю, что клевета и ложь – узаконенный метод политики мещан, обычный приём борьбы против врага. Среди великих людей мира сего едва ли найдётся хоть один, которого не пытались бы измазать грязью. Это – всем известно.
Кроме этого, у всех людей есть стремление не только принизить выдающегося человека до уровня понимания своего, но и попытаться свалить его под ноги себе, в ту липкую, ядовитую грязь, которую они, сотворив, наименовали «обыденной жизнью».
Владимир Ленин был человеком, который так помешал людям жить привычной для них жизнью, как никто до него не умел сделать это."
"Человек изумительно сильной воли, Ленин в высшей степени обладал качествами, свойственными лучшей революционной интеллигенции, – самоограничением, часто восходящим до самоистязания, самоуродования, до рахметовских гвоздей, отрицания искусства, до логики одного из героев Л.Андреева:
«Люди живут плохо – значит, я тоже должен плохо жить».
В тяжёлом, голодном 19 году Ленин стыдился есть продукты, которые присылали ему товарищи, солдаты и крестьяне из провинции. Когда в его неуютную квартиру приносили посылки, он морщился, конфузился и спешил раздать муку, сахар, масло больным или ослабевшим от недоедания товарищам."
"Он был русский человек, который долго жил вне России, внимательно разглядывал свою страну, – издали она кажется красочнее и ярче. Он правильно оценил потенциальную силу её – исключительную талантливость народа, ещё слабо выраженную, не возбуждённую историей, тяжёлой и нудной, но талантливость всюду, на тёмном фоне фантастической русской жизни блестящую золотыми звёздами."
"Его частная жизнь была такова, что в религиозное время из него сотворили бы святого" - эта фраза Горького перекликается с другим высказыванием о Ленине, произнесённым на его смерть, патриархом Тихоном, в 1924 году. Об этом высказывании в следующий раз.