На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 821 подписчик

Тупики казачьего движения



За последнее время в «Правде» был опубликован ряд материалов о казачестве, о его прошлом и сегодняшнем дне. Известно, что во время Гражданской войны были казаки белые и красные. Известно, что и в годы Великой Отечественной одни воевали за Советскую Родину, а другие — против неё. Но вот те, кто ныне под эгидой власти занят «возрождением» казачества, о красных, советских казаках стараются не вспоминать, делая ставку лишь на белых.

Публикуемая статья продолжает начатый разговор.

От Краснова и Каледина — к Горбачёву и Ельцину

Мой предок был лаборантом-пушкарем Запорожской Сечи, чем, видимо, объясняется мой интерес к непростой судьбе казачества. Россия благодарна казакам атамана Ермака за хождение в Сибирь, атамана Платова — за участие в освобождении от Наполеона, советским казакам — за Победу. Есть за что выразить признательность и казакам-добровольцам, помогавшим в 90-е годы ХХ века отстаивать независимость Югославии, Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии. С другой стороны, мы помним о позорной роли казачества в подавлении революции 1905 года, в развязывании атаманами Красновым и Калединым Гражданской войны в 1917 году, об их попытках оторвать от России Дон, Кубань и Терек. Русофоб и антисемит Краснов, поддержанный кайзеровскими оккупантами, в 1918 году провозгласил создание независимой от России Донской республики — Казакии, а Войско Донское переименовал во Всевеликое Войско Донское.

В 1916 году в России насчитывалось 4434 тысячи казаков. Служили из них 285 тысяч. Население Войска Донского к 1917 году составляло 4013 тысяч, из них казаков было около 1,5 миллиона. Остальные — неказачье население. Среди казачьих хозяйств 22 процента были зажиточными, 51,6 процента — середняцкими, 24,6 процента — бедняцкими. Земельные наделы неказачьих хозяйств были в 10 раз меньше казачьих. Из них 49,6 процента не имели посевов, 56,4 процента не имели рабочего скота.

Вот такова была дискриминация неказачьего населения и таково неравенство среди казаков. Генералы получали по 1500 десятин земли, штабс-офицеры — 400, хорунжие — 100, рядовые — 10—12. Таким образом, социальные противоречия охватывали всё население Дона. Однако, поверив клевете, будто Советская власть собирается отобрать землю у казаков и их расказачить, то есть лишить привилегий, значительная часть (более 2/3) казаков пошла за атаманами, и лишь 1/3 влилась в Красную Армию.

Безусловно, антисоветские настроения в казачьей среде усилены были и ошибками, перегибами при проведении продовольственной политики Москвы в 1918 году, когда голод вынудил Советскую власть прибегнуть к продразверстке (начатой, между прочим, еще Временным правительством в 1917-м). Ленин объяснял: «Будучи в осажденной крепости, не могли продержаться иначе, как применением продразверстки».

В 1989 году в СССР стали возрождаться казачьи исторические формирования. По решению Ростовского обкома КПСС с этой целью создается казачья общественная организация под исторически сложившимся названием «Войско Донское». А в августе 1991-го Ельцин использовал эту организацию для низвержения Советской власти на Дону, а во время осады «Белого дома» он опять прибег к помощи казачества и объявил его боевой единицей Вооруженных Сил России. В благодарность за пособничество в антисоветском перевороте наобещал казакам многое, что противоречило исторической справедливости, законности и здравому смыслу, а в итоге стало головной болью даже для правительства самого Ельцина и его преемников.

Так, 15 июня 1992 года появился указ президента «О мерах по реализации закона «О реабилитации в отношении казачества», признававший казачество народом, подвергшимся геноциду. Однако уже в вышедшем через месяц постановлении « О реабилитации казачества» Верховный Совет изъял этот ляп Ельцина и заменил термин «геноцид» на «репрессии», что исторически верно и делает неправомочной постановку вопроса о геноциде казаков. Действительно, геноцидом считается уничтожение этноса или действия, направленные на его уничтожение. Но казаки являлись военным сословием, а не отдельным этносом, что подтверждено заключением Института этнологии и антропологии Российской академии наук. Кроме того, репрессии казаков проводились не по этническому принципу, как лукаво заявляют самостийники, а лишь против непримиримых врагов Советской власти.

В декабре 1917 года Совет Народных Комиссаров дружелюбно обращался к казакам: «Казаки! От вас зависит теперь, будет ли дальше еще литься братская кровь. Мы вам протягиваем руку. Объединимся со всем народом против его врагов». Дружелюбным было и обращение VII Всероссийского съезда Советов 5 декабря 1919 года: «Казаки, Советская власть чужда мести. Она готова предать забвению ваши заблуждения, ваши прошлые грехи, ваше преступное участие в борьбе с Рабоче-Крестьянской Россией... Советская власть протягивает вам руку примирения, встретит вас как раскаявшихся братьев». Съезд констатировал: «Казаки отнюдь не являются особой народностью или нацией, а составляют неотъемлемую часть русского народа». Так мог ли русский народ подвергать геноциду сам себя? И о каком геноциде может идти речь, если треть казачества была на стороне Советской власти, если казачьи части Красной Армии получали высшие награды страны?

Исторический урок не пошёл впрок

К сожалению, исторический урок нынешнему руководству большинства казачьих обществ не пошел впрок. Их идеология пронизана антикоммунизмом. Вероятно, поэтому традиционное название Войскового казачьего общества (ВКО) «Войско Донское» по предложению атамана В.П. Водолацкого было переименовано во «Всевеликое Войско Донское» (ВВД), указывающее на преемственность от самостийника Краснова.

Примечательно, что на такую же преемственность указывают и принятые Законодательным собранием Ростовской области символы власти. Флаг области почти точно воспроизводит флаг Всевеликого Войска Донского периода Гражданской войны. На гербе изображены бунчук, булава, пернач, насека — символы атаманской власти, а гимн области создан на основе гимна ВВД.

Сегодня националистическое крыло казачества, опекаемое и поучаемое белоэмигрантами, нередко камуфлирует свои сепаратистские намерения видимостью радения за интересы русского населения, предлагая казакам бороться за выделение в казачье, а русским — в русское государство. Но по сути это не забота о стране, а приглашение развалить Россию. При соучастии белоэмигрантов казачья «элита» всячески возвеличивает Краснова как литератора и «друга» русского народа. К примеру, в 1999 году К.Н. Ходульников составил и издал сборник очерков и рассказов Краснова под названием «Любите Россию». Здесь русский народ назван гордым и смелым, но темным, необразованным и робким, а русская интеллигенция проклинается за антимонархические настроения и симпатии к социализму. Умолчал, однако, генерал о том, что в кабале и темноте народ держал царь, поддерживаемый церковью и казачеством.

О настоящей, подлинной цене иудиной любви Краснова к русским говорит то, что он и его компания развязали Гражданскую войну с ее миллионными жертвами. А в 1942 году он из Берлина яростно натравливал казачью эмиграцию на русский народ: «Русские враждебны вам. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою, независимую от Москвы жизнь». Для реализации этой цели он сформировал из казачества три дивизии вермахта, в том числе две дивизии СС. Такова на поверку «любовь» Краснова к России.

Приверженность верхов нынешнего казачества красновщине не ограничивается символикой и атрибутикой. Национальный совет донских казаков (НСДК), членами которого среди прочих были атаман ВКО ВВД В.П. Водолацкий и атаман «Белого движения казаков Дона» Д.А. Гнутов, от имени 15 казачьих обществ заявил: «Казаки едины, так как у казаков цель одна — восстановление в правах в рамках Конституции и закона «О реабилитации». Это подразумевало требование признания казаков самостоятельным этносом, подвергшимся геноциду, возвращения казакам земель бывшего Войска Донского и компенсации за утраченное имущество.

С этими требованиями НСДК 12 раз обращался к президенту Путину и многократно в другие инстанции, включая Страсбургский суд. Право казаков считать себя отдельным этносом НСДК пытается обосновать ссылкой на статью 26 Конституции РФ, которая гласит: «1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность... 2. Каждый имеет право на пользование родным языком...» Но это совсем не означает, что каждый гражданин или каждая группа могут придумать себе несуществующую национальность! А второй пункт статьи указывает на главный критерий нации — родной язык. Так как у донского казака он русский, у запорожского — украинский, национальность первого — русская, второго — украинская. Именно это констатирует Российская академия наук.

Поражают, мягко говоря, и неточности в подсчете числа жертв репрессий. В обращении в Страсбургский суд НСДК заявляет: геноцид лишил жизни 5 из 6 казаков. В подтверждение НСДК приводит результаты переписей, согласно которым в России в 1917 году было 5,8 миллиона, в 1995-м — 1,5 миллиона, а в 2002 году — лишь 140 тысяч казаков. Между тем большинство казачеств, расположенных восточнее Волги, после поражения в Гражданской войне ушло за кордон. Треть казачества была за красных и не могла подвергаться репрессиям со стороны Советов. А с 1995 по 2002 год, когда сокращение числа казаков, по данным переписи, было наиболее интенсивным (десятикратным!), никаких репрессий против казачества не проводилось. Вероятно, граждане, имеющие казачьи корни, осознавали себя русскими или украинцами по национальности и поэтому не записались казаками. Возможно также, что сокращение числа записавшихся казаками отражает падение авторитета казачества среди населения. Ведь по свидетельству публициста В. Севрюкова, «за последние 15 лет только ленивый не заводил себе своё казачество. Даже воры в законе начали рядиться в казачью форму». И это так и есть!

В обращении в Страсбургский суд НСДК жалуется на разделение территории бывшего Войска Донского. Но ведь разделение государственными границами этой территории произошло не без помощи казаков, способствовавших приходу к власти Ельцина — разрушителя СССР. Странно звучит и другая жалоба: «Не поддерживается запрещенная преступным режимом народная казачья культура, а создается показушная псевдокультура, финансируемая из бюджета и навязываемая народу». Спрашивается, а с чьей помощью был установлен нынешний режим? Очевидно, что с помощью шахтеров и казаков! Осознание того, что те и другие были втянуты в антисоветскую авантюру, против их же истинных интересов, стало приходить позже, когда изголодавшиеся шахтеры стали, бастуя, перекрывать железные дороги, а казаки атамана Н.И. Козицина —поддерживать бастующих, подкармливая их казацкой ухой да рыбкой.

Народную же культуру никто не запрещал, хотя в условиях дикого капитализма в России деградирует всякая культура. Тем не менее прекрасные Донской и Кубанский казачьи хоры успешно выступают у нас и за рубежом. Из бюджета Ростовской области на поддержку казачьих обществ выделяется порядка 50 миллионов рублей в год. Только на празднование 250-летия со дня рождения атамана М.И. Платова было выделено 1,5 миллиона рублей из федерального бюджета и 4,7 миллиона из областного. За выделяемые деньги и пожертвования казачество «ведет большую работу по восстановлению храмов и соборов». Видимо, из-за этого атаманам не хватает денег для поддержания культуры и школ, которые нередко рушатся, как было, например, в станице Гниловская.

Казаки против России и русских?

В обращении в Страсбургский суд заявлено также о праве казаков «восстановить своё национально-государственное образование и самоуправление». Очевидно, что Страсбургский суд не имеет юридических оснований и возможностей для удовлетворения столь фантастических просьб Национального совета донских казаков. Опомниться руководство казачества призывал советник президента РФ по делам казачества Г.Н. Трошев: «Поймите же вы, наконец, что всё течет и изменяется. Не может и казачество оставаться в том же первозданном, застывшем виде, как было на заре его зарождения — три-четыре века тому назад... Я просто трезво смотрю на возрождение российского казачества и не хотел бы, чтобы над этими людьми... смеялся наш народ».

Урезонить казачьих лидеров пытался и В.В. Путин: «Некоторые казачьи лидеры призывают к неукоснительному исполнению Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» и полной реабилитации казачества. Вы прекрасно понимаете, на какой волне в 1991 году принимался этот закон... Мне думается, сегодня будет неправильным ставить этот вопрос. А разве можно считать нормальным явлением, когда войсковых казачьих обществ 10, а число генералов казачьих войск исчисляется сотнями?» По сути Путин признал наличие изъянов в законе «О реабилитации...» и несостоятельность указа Ельцина «О мерах по реализации закона «О реабилитации в отношении казачества».

Однако ни Путин, ни Трошев не смогли урезонить руководство казачества, и 3 августа 2008 года Войсковой круг ВВД принял такое решение: «Великая Октябрьская социалистическая революция признана переворотом, объявлена вне закона.., а поэтому действующим является Свод Законов Российской Империи, регламентирующий статус казачества. Необходимы созыв Съезда казачьего народа и формирование органов самоуправления казаков». Формирование было поручено казачьему полковнику А.Н. Юдину.

Отметим, что казачьи общества не имеют законотворческих полномочий и, признавая действующими законы империи, они нарушают Конституцию РФ. Тем не менее 14 октября 2009 года в станице Старочеркасская собрался Второй общенациональный съезд казачьего народа, который проголосовал за восстановление Донской Казачьей Республики (ДКР) в составе РФ. Съезд избрал исполняющим обязанности президента ДКР атамана А.Н. Юдина, которому поручил сформировать правительство, подготовить проект конституции и необходимые правовые акты.

Примечательно, что на первой странице газеты «Донское время», оповестившей о «сотворении» ДКР, портрет Юдина помещен под портретами атаманов Краснова и Каледина, чтобы не было сомнений, чью политику собирается проводить вновь избранный. На съезд не были приглашены представители основной (неказачьей) части населения и женщины-казачки. Атаманы лишили их права решать свою судьбу и судьбу родного края.

Ну а далее пошло-поехало... Чрезвычайный круг Совета атаманов юга России по предложению Юдина 12 сентября 2010 года объявил УЛЬТИМАТУМ, адресованный администрации президента, руководству Ростовской области и атаману ВКО «Всевеликое Войско Донское» Водолацкому, не поддержавшему создание ДКР. Ультиматум требовал:

«1. Прекратить политический геноцид...

2. Вернуть исторические названия городам, станицам, хуторам, площадям и улицам. Демонтировать памятники лицам, принимавшим активное участие в репрессиях казачьего народа.

3. Передать казачьему народу уцелевшие административные здания, где до Октябрьского переворота находились атаманские правления всех уровней.

4. Природные ресурсы Донского края, в том числе земли и рыбные запасы, должны использоваться только с уведомления Казачьего Народного контроля».

В газете «Казачий взгляд»

(№ 10, 2009 г.) опубликовано обращение Юдина к казачьему народу Дона, в котором он превзошел Краснова по русофобии и откровенному оскорблению русского народа. Он утверждает, что у русских, в отличие от казаков, психология раба: «Раб не умеет быть благодарным и духовно возвышенным. Раб жаден, зол и завистлив. Раб умеет только ненавидеть… Я верил, что та безликая масса, которая заполонила Дон, уйдет туда, откуда пришла».

Так говорит о русском народе казачий полковник, который, по его выражению, «вырос босяком, и улица его воспитала». Да, босяцкое воспитание. Это тот Юдин, который в предыдущем обращении уверял: «Я как русский человек.., как русский офицер и интеллигент, ... я хочу, чтобы русский человек, хозяин земли русской, занял на ней достойное положение». Можно ли доверять такому атаману? Юдин явно страдает болезнью Жириновского, который на одной стороне листа может излагать одно, а на другой — противоположное.

Вызывает немалую тревогу и такое наставление Юдина: «Где бы ни оказался казак или казачка, какую бы должность они ни занимали, они должны твердо знать, что интересы казачьего народа превыше всего! Создавайте себе национальное окружение. При прочих равных преимущество отдавайте казаку или казачке. Если это необходимо, сохраните в тайне свою национальную принадлежность, но всегда и везде будьте готовы к открытому и прямому выступлению». Не хватает только бесноватого: «Зиг хайль!» К какому выступлению готовиться казакам, не уточняется. Однако в статьях других самостийников говорится о возможности прибегнуть к внешней помощи. К примеру, в статье «В оккупации» («Казачий взгляд», № 12, 2009 г.) господин А. Темерев утверждает, что Россия оккупировала казачьи земли и продолжает геноцид казаков и что казаки будут бороться за национальное освобождение: «Мы ведь всё равно добьемся своего! И очень может быть, всё то, что может, но не хочет дать казакам Россия, мы получим из других рук». Очевидно, такое упорство зиждется на уверенности, что «дядя Сэм нам поможет». Чем поможет? «Оранжевой» революцией или интервенцией, как в Югославии? И на этот случай «пятая колонна» должна быть готова к выступлению?

Многих в казачьем руководстве не устраивает равенство казаков с остальными россиянами, они мечтают о сословных привилегиях. Байки о планировавшемся Калединым народоправстве с равноправием для всего населения Донской республики выброшены Юдиным за борт. Полковник Юдин повел себя как диктатор, не терпящий демократии, открыто нарушающий Конституцию РФ. Удивительно, что проголосовавшие за создание ДКР делегаты съезда не увидели в сем деянии провокации, которая призвана перессорить жителей Дона и не может принести никакой пользы казакам.

Отрадно лишь то, что не все казачьи общества поддержали решение самостийного казачьего съезда. Отказалась поддержать решение съезда самая крупная на Дону реестровая казачья структура — ВКО ВВД. Вероятно, ее руководителю Водолацкому объяснили, что продолжение раскольнической политики Краснова — дело скандальное и безнадежное, как это показала волна протестов населения против реабилитации Краснова и установки ему памятника в станице Еланская. Данный отказ явно усилил раскол среди казачьих обществ, но одновременно вселил некоторую надежду на начало оздоровления казачьего движения.

Хотя, хотя… Казачье руководство постоянно заявляет о желании жить как предки «по законам Божиим». На вопрос: «Кто такой казак?» — Виктор Водолацкий однажды ответил: «Казак — это православный воин...» Да, так было в царской России. Но ведь сегодня у нас светское государство! Пункт 1 статьи 14 Конституции РФ гласит: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В связи с этим странно звучит заявление Патриарха Кирилла, сделанное на заседании Совета по делам казачества при президенте РФ: «Казак — это вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божьему закону... Перед церковью стоит очень большая задача — воцерковление наших казаков... Я принял решение взять под особое Патриаршее духовное водительство казачье сообщество России... Мы будем бдительно наблюдать за духовным состоянием казачества... и применять канонические санкции прещения к тем казакам, которые будут отступать... от духа и традиций казачества. Пускай эти люди уходят в любые общественные организации и занимаются чем хотят, но они не могут быть среди казаков». Что это? Церковь решила сделать из казачества подобие папской гвардии? Вольного казака лишить воли, сделать божьей овечкой? И по какому праву, не считаясь с конституцией, пытается верховодить казачеством? Ведь уже был прецедент суда над предпринимателем, который вышвыривал с работы тех, кто не желал воцерковляться…

* * *

Все нынешние проблемы казачества не охватить в одной статье. Но и из вышесказанного, по-моему, очевидно, что руководство казачества, избравшее архаичную, реакционную идеологию, пока порождает проблем больше, чем их можно решить. Оно заводит казаков в тупики по всем основным направлениям. Казакам есть над чем задуматься, чтобы в очередной раз не оказаться пешками в чужой игре. Трудящиеся казаки жалуются, что в существующих условиях дикого капитализма и при усиливающемся давлении со стороны радикализирующегося Кавказа им не выжить. Защитить свои интересы и добиться достойной жизни может лишь объединившийся народ. Поэтому и сегодня актуально обращение VII Всероссийского съезда Советов: «Казаки, подумайте честно и скажите твердо: неужели вы и дальше готовы поддерживать вековых врагов и угнетателей трудового русского народа?» Ведь поодиночке россиянам с этим гнетом не справиться. Так будем вместе!

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

Картина дня

наверх