Фотография из История ИСККОН в СССР и России: 1970-е — 2000-е годы
Фотографии из Фестиваль "40 лет российским кришнаитам". Фотарахив.
Суд в Риге.
Из википедии.
В конце 1970-х годов деятельность кришнаитов в СССР начала привлекать внимание КГБ.[2] В 1980 году тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов написал доклад о деятельности Международного общества сознания Кришны в СССР и представил его ЦК КПСС.
« «Международное общество сознания Кришны» стремится путём отрицания коммунистической идеологии и социалистического государства, борьбы с ними увести своих приверженцев от участия в общественно-политической и трудовой деятельности в сторону мистики.[2] »
Преследования со стороны КГБ начались в 1981 году из-за неосторожности самих кришнаитов. За всё время советской власти в СССР практически не было ни одной так называемой «нетрадиционной» религии, и потому не ставился вопрос о регистрации. Но воодушевившись священными писаниями кришнаиты подяли заявку на регистрацию Международного общества сознания Кришны в СССР. Заявка была подана в Москве некоему товарищу Плеханову, который немедля передал списки и адреса в КГБ. Агенты пришли к тем, кто значился в списках, и начали проводить среди них «просветительно-воспитательную работу».
Вскорости на страницах одного из номеров журнала «Коммунист» за 1981 год появилось высказывание тогдашнего заместителя председателя КГБ Семёна Цвигуна:
« Существует три величайшие угрозы советскому образу жизни: западная культура, рок-н-ролл и Харе Кришна.[3] »
Это высказывание послужило сигналом к решительным действиям. КГБ захотело во что бы то ни стало представить как врагов Советского режима горстку советских граждан, поклонявшихся Кришне.[4](недоступная ссылка) В 1982 году в КГБ для борьбы с кришнаитами организовали специальное подразделение всесоюзного значения «Поиск», которое возглавил майор, представлявшийся как Эрнест Федорович Белопотапов, а иногда и под другими именами.
[править] Судебные процессы
Список советских кришнаитов находившихся в тюрьмах и психиатрических больницах по данным на 1 января 1986 года
За короткое время над кришнаитами было проведено несколько судебных процессов. КГБ планировало совершить несколько показательных судов в России, в Прибалтике, Грузии и на Северном Кавказе. В итоге состоялось 12 судебных процессов: в Ереване и Литве прошло по одному процессу, два — в Сухуми, два — в Ставрополе, три — в Москве, один — в Ленинграде и ещё один — в Красноярске. Первый суд состоялся в Москве в 1982 году когда судили двух кришнаитов. Потом «закрытым судом» судили Анатолия Пиняева, который был объявлен «невменяемым» и определён в психбольницу. Рассказывает[источник не указан 22 дня] ныне председатель руководящего совета Центра обществ Сознания Кришны в России Сергей Зуев (Радха Дамодара Даса):
Ко мне приехал Белопотапов и стал угрожать: «Мы тебя все равно уволим!» Я тогда работал преподавателем в Московском авиационном институте после его окончания. Я преподавал социально-экономические предметы и даже был в числе лауреатов премии Ленинского комсомола за разработку в области методики преподавания. Белопотапов сказал, что у него якобы есть сведения о том, что я «работаю на ЦРУ», и потребовал далее, чтобы я сдался КГБ, явился с повинной и чистосердечно покаялся. Очевидно, Белопотапов нанес визит и к руководству МАИ, потому что вскоре меня уволили. Летом 1983 года меня арестовали, а в феврале 1984-го вынесли приговор: 2,5 года.
Нам инкриминировалась, в основном, пропаганда вегетарианства, наносящего, по мнению КГБ, «страшный вред» здоровью советских граждан. В свидетели призывались «жертвы». На один из процессов привели толстушку и спросили у неё: «Скажите, Вас заставили стать вегетарианкой. Это нанесло вред Вашему здоровью?» Она сказала: «Нет, не нанесло, у меня все хорошо, слава Богу!» Но в протоколе записали: «Нанесло».
Допросы начинались, как правило, с грубого шантажа. «Базовой» была 227 статья в двух частях: «Нанесение вреда здоровью под видом совершения религиозных обрядов» и «неисполнение гражданских обязанностей». Статья давала до 5 лет. До тех репрессий она считалась «мёртвой» и «ожила» на кришнаитах. После принятия «Закона о реабилитации жертв политических репрессий» эту статью вообще изъяли.
Но на допросах кришнаитов пугали и «шпионскими статьями» со всеми вытекающими отсюда последствиями. «227-я — это для начала, — говорили следователи. — Затем перейдем и к 64-й». А там — от 10 лет до расстрела…
Вредоносное вегетарианство и другие обвинения
В ходе судебных процессов, органы занялись поиском компромата. Эксперты делали анализы крови, пытаясь что-нибудь найти. В результате кришнаитам поставили в вину вегетарианство. Следователи решили, что быть вегетарианцем означало употребление в пищу только картофеля и риса. К этому выводу они пришли после того, как обнаружили только эти продукты в кастрюлях в одной из квартир во время обыска. Призванный на суд эксперт проанализировав калорийность этих продуктов, выдал своё заключение, что, поскольку калорий недостаточно, вред для здоровья очевиден. Несмотря на то, что на суде все потерпевшие отказались от утверждений, что их здоровью был нанесён вред, приговоры были вынесены на основании подобных обвинений.
В качестве материалов для судебных процессов также использовались обнаруженные органами при обысках рукописные и машинописные переводы различных священных писаний индуизма, таких как «Иша-упанишада». Этот древнеиндийский религиозно-философский трактат распространялся по всем уголкам бывшего СССР под «несколько конспиративным» названием «Книжка индийского мышления».
На московском процессе, экспертом-религиоведом был назначен преподаватель научного атеизма Московского пищевого института Фёдор Гаркавенко.[3] Он причислил к кришнаитским самые разные книги. Списки получились очень длинными. В них попали и трактат по демонологии «Молот ведьм», и книга шаманских заклинаний.[3] Когда у эксперта спросили о его научных трудах в области религиоведения, тот смущённо ответил, что однажды выступил редактором религиозного календаря.[3]
Помимо «вредоносного вегетарианства», кришнаитам вменялось и повторение мантры Харе Кришна, которое, по словам обвинителя, «явно граничило с сумасшествием».[3] На суде над «курджиновцами» (кришнаитами, проживашими в селе Курджиново Карачаево-Черкесии), свидетельница, призванная давать показания против кришнаитов, неожиданно призналась, что следователь дал ей денег, дабы та дала показания против Юрия Федченко, что тот якобы просил у неё ребёнка для совершения ритуального человеческого жертвоприношения.[3]
Тюрьмы и психбольницы
В результате преследований в 1980-е годы в тюрьмы на разные сроки (большинство менее 5 лет) попало около 60 кришнаитов. Тюремная жизнь кришнаитов осложнялась скверным питанием и глумлением надзирателей. Большинство вышли после срока с подорванным здоровьем, а некоторые вообще не смогли выжить.
Востоковеда и поэтессу Ольгу Киселёву судили, когда она находилась на девятом месяце беременности. Во время суда умерла её мать, но Ольгу на похороны не пустили. Она была в тяжелом состоянии и часто плакала во время судебных заседаний. Ей дали срок в 4 года, так как она владела английским языком и следовательно, по мнению следствия, переговаривалась с заграницей и находилась в прямой связи с ЦРУ. В тюремной больнице у Ольги родилась дочь, после чего её вместе с младенцем отправили отбывать срок в колонию, где их разлучили, разрешив свидание лишь по часу в день. Спустя какое-то время Киселёвой сообщили, что её дочь умерла, хотя некоторые заключенные утверждали, что видели ребёнка живым. Киселёву освободили условно в январе 1986 года, благодаря содействию Нэнси Рейган, жены в то время президента США Рональда Рейгана, которая, узнав о тяжёлой судьбе узницы, обратилась к Раисе Горбачевой с просьбой помочь.
Физика Владимира Критского в 1982 году осудили на 5,5 лет. В тюрьме он заработал туберкулёз. Позже, при повторном пересмотре его дела, была выявлена полная необоснованность приговора по всем пунктам обвинения.
В 1986 году без свидетелей и пострадавших Мясникянский народный суд города Еревана приговорил к 2 годам лишения свободы Саркиса Оганджаняна. Он был помещён в лагерь в Оренбургской области где подвергся побоям и издевательствам. От него требовали отказаться от своих религиозных убеждений. Чтобы подвигнуть его к этому ему давали только мясную пищу, но он её не принимал и довольствовался лишь куском хлеба в день. Деньги и продукты приходившие к Оганджаняну по почте, лагерное начальство арестанту не передавало. От физического истощения у него начался туберкулёз и 26 декабря 1987 года он умер, не дожив всего нескольких недель до окончания срока. Саркису было 23 года. Его тело родителям так и не выдали.
Немало кришнаитов оказались в психиатрических больницах, где им регулярно вводили различные препараты для подавления воли, вроде галоперидола и других нейролептиков. Тем кто решался на голодовку прописывали принудительную диету — вставляли в горло трубку и вливали через неё сырые яйца. Карен Саакян, долгое время находившийся в Ереванской психиатрической больнице, вспоминает, что «Врачи бы убили нас, если б не пришла помощь извне. Одного-то, Ажамкочяна, так и убили. Закололи в Ереване сильнодействующими препаратами».
Прабхупада на красной площади, 1971 г.