Сегодня, 13 сентября, Зое Космодемьянской исполнилось бы 94 года. Наверное, при каких-то обстоятельствах она вполне могла бы дожить до наших дней, если бы… Впрочем, история не знает никаких «если». Судьба московской школьницы, ставшей первой женщиной – Героем Советского Союза, навсегда вписана в историю нашей Родины.
О подвиге Зои Космодемьянской
В Советском Союзе вряд ли потребовалось бы рассказывать об этом: о Зое и о её подвиге и так все знали. Но для читателей, выросших в постсоветское время, пожалуй, стоит повторить.
Родилась Зоя 13 сентября 1923 года. Вскоре после начала войны ей исполнилось 18 лет, и девушка сразу стала искать возможность попасть на фронт. Так она попала в диверсионную школу, куда как раз набирали добровольцев. После обучения её направили для выполнения боевого задания под Волоколамск. Было это в ноябре 1941 года. Враг подступал к Москве.
Удивительно, как причудливо переплетаются людские судьбы. Боевая подруга Зои Клавдия Милорадова вспоминала, что на пути к линии фронта юные разведчицы грелись у костра и ели печёную картошку с группой бойцов у станции Дубосеково. Это были те самые панфиловцы, которые вскоре геройски погибли, но не пропустили фашистов.
Диверсионная группа, в состав которой входила Зоя Космодемьянская, получила задание сжечь несколько населённых пунктов, оккупированных немцами, в том числе деревню Петрищево. Как правило, партизаны уничтожали военные объекты, конюшни, склады, но доставалось и обычным домам, в которые заселились немцы: война есть война. Несколько домов в Петрищево Зоя подожгла успешно. Сослуживцы потом вспоминали, что ей удалось уничтожить фашистский узел связи. Но при попытке поджечь очередное строение вечером 28 ноября Зою заметили и схватили, а утром следующего дня повесили. Ночь перед казнью девушка провела на скамье в доме крестьянина Кулика. Всю ночь оккупанты допрашивали её, пытали, выводили босиком на мороз. Зоя ничего не рассказала – даже имени своего не выдала, назвалась Таней. Вела себя гордо, пытки переносила стоически, а перед казнью призывала жителей деревни не бояться фашистов. Умерла Зоя Космодемьянская со словами: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье – умереть за свой народ».
Тело Зои провисело на виселице месяц, и проходившие через деревню фашисты многократно надругались над ним, прежде чем местным жителям разрешено было похоронить Зою за околицей деревни. Позже Зоя Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.О подвиге московской десятиклассницы страна узнала из статьи Петра Лидова «Таня», которая была опубликована в газете «Правда» в январе 1942 года. Журналиста заинтересовал рассказ крестьянина о девушке, которую «вешали, а она речь говорила», он поехал в Петрищево и подробно расспросил местных жителей. Многие подробности стали известны намного позже: например, снимки казни Зои были найдены через год у одного из убитых фашистов недалеко от Смоленска.
Так уж получилось, что благодаря журналисту Лидову подвиг Зои Космодемьянской стал символом для многих поколений советских людей. Символом веры в Победу, символом патриотизма, самопожертвования, готовности отдать жизнь за свой народ и свою страну.
О «другой» точке зрения
Казалось бы, всё понятно: хрупкая девочка совершила подвиг, таких подвигов в годы войны были тысячи, страна гордится своими героями и чтит их память.
К сожалению, накануне и после распада СССР история нашей страны стала объектом манипуляций – прежде всего для тех, кому этого распада очень хотелось. Продолжается эта вакханалия до сих пор. Послушаешь некоторых «экспертов» – и окажется, что фашистская Германия в 1941 году не напала вероломно на Советский Союз, а всего лишь нанесла упреждающий удар, чтобы предотвратить намечавшуюся агрессию СССР против Европы. Окажется, что не было никакого тарана Гастелло, просто лётчик то ли промахнулся, то ли что-то перепутал. И героев-панфиловцев не было, и Александр Матросов просто поскользнулся и случайно упал на фашистский дзот… Вот и про Зою Космодемьянскую внезапно заговорили в том же ключе. Осенью прошлого года карикатурист Бильжо сравнил эшафот с подиумом и заявил, что Зоя была шизофреничкой. А дальше и до более общих выводов недалеко. Может быть, нужно было сдать фашистам Ленинград? Может быть, вообще не стоило так отчаянно сражаться с гитлеровскими захватчиками?
Каждое из таких высказываний можно было бы объяснить временным помутнением рассудка у говорящего: свобода слова, видимо, пагубно влияет на неокрепшие умы… Но, увы, всё сложнее и серьёзнее. В интервью порталу profiok.com популярный писатель и общественный деятель Армен Гаспарян подметил закономерность: «Если посмотреть на тех, кто сейчас обливает грязью панфиловцев, можно обнаружить, что все они – поклонники нынешней киевской власти, искренне ненавидят Крым, отказывая крымчанам в праве быть русскими, что они искренне презирают население Донецка и Луганска, называя его быдлом. У всех один и тот же тренд».
Очень верно подмечено. В декабре прошлого года высказывание Бильжо жарко обсуждалось в программе «60 минут» на канале «Россия». Несложно догадаться, кто выступал на стороне подлого карикатуриста. Григорий Амнуэль, известный своими антисоветскими высказываниями и горячо осудивший в 2014 году политику России в отношении Крыма, считает, что в гибели Зои и её брата Александра виновата власть. Писательница и правозащитница Алла Гербер назвала пассаж Бильжо «мнением, которое у нас, слава богу, не запрещено», а потом и вовсе договорилась до того, что, может быть, Зоя Космодемьянская и не была психически больной, но вообще «любой подвиг – это клиника».Выходит, люди с подобным, назовём его так, «типом мышления» в принципе не понимают и в мыслях не допускают возможности подвига ради своей страны? Обливать грязью страну – вот это у них хорошо получается! Разве можно жить ненавистью к своей стране, к людям, к идеалам, к прошлому и настоящему, ко всем и вся? Разве нельзя понять, что есть вещи, которые нельзя делать – просто потому, что нельзя и всё? Может быть, эти люди говорят гадости только для того, чтобы их заметили? Бильжо, кстати, извинился, но как-то не очень внятно и, по всей видимости, не слишком искренне. Просто боязно стало, слишком много людей возмутилось – не разорвали бы ненароком.
«Это не просто «другая» точка зрения, это принципиальная позиция, за которой стоит вполне определённый интерес и определённые политические силы, – считает директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Несмотря на естественный пафос, окружающий наших героев, несмотря на некоторую мифологизацию их подвигов, понятно, что таких героев были сотни и тысячи, что наш народ отважно и беззаветно сражался за свою свободу, за свою землю, за своё Отечество. Эта система координат, эти факты, эти мифы, это отношение к героям делают нашу страну сильной, а ведь именно этого больше всего боятся либералы, которым не нужна сильная Россия. Поэтому наших героев нужно защищать, оберегать, бережно хранить, иначе на что будут опираться следующие поколения?»Об умеренном просвещении
Конечно, героев нужно помнить. Новое поколение, рождённое в 1990-е, выросло в странной обстановке, когда обществу и государству было не до героев, не до скреп и вообще не до истории. Те молодые люди, кому имя Зои Космодемьянской ни о чём не говорит, – продукт этой «мутной» эпохи. Журналисты «Российской газеты» называют заметку о музее Зои Космодемьянской в Петрищево «Зойкина квартира». Это ведь не со зла, просто автор, знакомый с творчеством Булгакова, наверное, в Петрищево не был никогда. На канале «Россия» сотрудники титруют руководителя музея и ставят «Зою Космодемьянскую» в кавычки – тоже, скорее всего, не нарочно.Сегодня – во многом благодаря усилиям вице-премьера Дмитрия Рогозина – тема подвига Зои Космодемьянской поднимается всё чаще. По инициативе Рогозина приведён в должное состояние музей в Петрищево и изба крестьянина Кулика, в которой Зоя провела ночь перед казнью. Осенью 2017 года начнутся съёмки фильма о Зое Космодемьянской. Над картиной работает Егор Кончаловский.
На здании московской школы №201, где училась Зоя Космодемьянская и её брат Александр, тоже Герой Советского Союза, 1 сентября 2017 года были установлены памятные доски. Школа с 1956 года носит имя Зои Космодемьянской и бережно хранит память о своей героической ученице. С 1961 года в школе действует музей Зои и Александра, где собраны личные вещи героев и сотни предметов, связанных с историей школы и её воспитанников – участников Великой Отечественной войны. Кстати, этот музей отныне станет не только достоянием школы. На торжественной линейке 1 сентября директор Музей Победы на Поклонной горе Александр Школьник объявил ребятам о принятом решении сделать школьный музей филиалом Музея Победы.Словом, очень и очень многие в последнее время занялись популяризацией подвига Зои Космодемьянской. Главное – не переборщить. Слишком легко «перекормить» молодых людей героическими фактами и мифами, и тогда все старания возымеют обратный эффект. Не случайно писатель, историк, профессор МГИМО Юрий Вяземский в интервью порталу profiok.com назвал оголтелый ура-патриотизм вредительством: «Человек в подростковом возрасте всё отрицает, потому что он ищет себя и хочет отгородиться от чужих мнений. Если перед молодым человеком появляется какой-нибудь квасной или ура-патриот, то он делает обратную работу: ты просто начинаешь ненавидеть то, что он говорит!»
Страшновато становится, когда усердие переходит границы разумного. За примерами не надо ходить далеко. Стоило Дмитрию Рогозину провести параллель между православными святыми и гражданским подвигом Зои Космодемьянской и назвать скамью, где она провела ночь перед казнью, Голгофой, как церковные служащие стали на полном серьёзе обсуждать возможность канонизации. Так, один из священнослужителей заявил в интервью радиостанции «Говорит Москва», что помимо акта самопожертвования, для канонизации требуется обретение мощей, свидетельства чудесных исцелений и так далее. «Не понял, о чём тут заговорил батюшка. Какие мощи? Какое чудотворное исцеление? Он вообще о чём?!» – в недоумении воскликнул Дмитрий Рогозин, которому и в голову не могло прийти, что аллегория может быть воспринята так буквально.* * *
«О подвиге Зои Космодемьянской, как и о судьбах обычных советских людей (см. книгу «История, рассказанная народом»), истребивших нацистскую гадину, ни в коем случае нельзя забывать. Нельзя позволять носителям «другой точки зрения» осквернять то, что для нас дорого и свято, – комментирует директор ЦЭРС Роланд Шарифов. – Человек каждую секунду совершает выбор, и этот выбор определяет будущее. Нормальные люди в большинстве своём делают правильный выбор. История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Но иногда весьма полезно задуматься: что было бы, если бы Зоя Космодемьянская поступила иначе? Что было бы, если бы наши предки, победившие фашизм, вели себя по-другому? Вот поэтому Зою Космодемьянскую мы помним и чтим, поэтому её всегда будут помнить и чтить наши потомки. Вспомнит ли кто-то о фанатично ненавидящих и проклинающих собственное прошлое господах либералах и иных болезных и убогих, кормящихся на ток-шоу?..»
История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:
- Юрий Вяземский: «Воспитание патриотизма – сложное дело»
- Когда началась война… Об истории и памяти
- Юрий Поляков: «Любой человек, который правдиво пишет о русской истории, становится патриотом»
- Патриотические чувства: границы допустимого
- Роланд Шарифов: «На историю огромный спрос»
- Андрей Шальопа: «Будущее в надёжных руках»
- «28 панфиловцев»: про кино и народ
- Армен Гаспарян: «С маргиналами будем бороться, а нормальных людей – просвещать»
Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=4836#ixzz4sXz5PBE7