На протяжении всего периода своего существования кино всегда было крайне сложным видом искусства. Многоступенчатый процесс производства, зависимость от множества специалистов разного профиля, необходимость крупных денежных вложений, а в советское время еще и строгая цензура – все это извечно ложилось на плечи режиссера тяжким бременем.
Именно поэтому находившиеся в производстве, а иногда и уже отснятые фильмы порой приходилось существенно переделывать в угоду самым различным обстоятельствам. Сегодня мы постараемся вспомнить советские фильмы, больше всего пострадавшие от разбушевавшихся монтажных ножниц.1. “Земля Санникова” (1973 г., реж. А. Мкртчян, Л. Попов)
Под монтажными ножницами: пять самых "порезанных" советских фильмов
На протяжении всего периода своего существования кино всегда было крайне сложным видом искусства. Многоступенчатый процесс производства, зависимость от множества специалистов разного профиля, необходимость крупных денежных вложений, а в советское время еще и строгая цензура – все это извечно ложилось на плечи режиссера тяжким бременем. Именно поэтому находившиеся в производстве, а иногда и уже отснятые фильмы порой приходилось существенно переделывать в угоду самым различным обстоятельствам. Сегодня мы постараемся вспомнить советские фильмы, больше всего пострадавшие от разбушевавшихся монтажных ножниц.
1. “Земля Санникова” (1973 г., реж. А. Мкртчян, Л. Попов)
Фильм “Земля Санникова” по мотивам одноименного научно-фантастического романа В. Обручева не был крамольным и неугодным для цензуры – его непростая судьба связана с неопытностью режиссеров. От дебютантов в кино Альберта Мкртчяна и Леонида Попова “Земля Санникова” требовала сложных натурных съемок в суровых природных условиях, постановки трюков и боевых эпизодов, а необходимость работать с такими известными актерами, как Олег Даль, Сергей Шакуров и Георгий Вицин накладывала на режиссеров еще большую ответственность. Судя по всему, такой объем работы оказался начинающим постановщикам не по плечу, поскольку атмосфера в съемочной группе вскоре накалилась до предела. В какой-то момент раздосадованные непрофессионализмом режиссеров актеры даже отправили на Мосфильм ироническую телеграмму:
“Сидим в г*вне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров”.
В результате постоянных конфликтов Сергей Шакуров прямо в ходе съемок был заменен на Юрия Назарова, хотя в фильме остались кадры, снятые с Шакуровым, а роль беглого каторжника Губина в исполнении этих двух актеров была несколько сокращена. Не менее скандальной стала история с песней “Есть только миг” – первоначально исполнитель роли Крестовского Олег Даль записал все песни сам, однако на студию он явился в нетрезвом виде, и песни пришлось в срочном порядке перепевать другому Олегу – Анофриеву. Впрочем, присутствие Даля на экране тоже пришлось сократить – из-за частых появлений актера на площадке “подшофе” режиссеры решили “убить” его героя раньше, чем положено, прямо во время съемок переписав сценарий. Кстати, именно для “Земли Санникова” Владимир Высоцкий, который изначально пробовался на роль авантюриста Крестовского, написал песню “Кони привередливые” – впоследствии она стала одной из визитных карточек исполнителя.
2. “Застава Ильича” (1964 г., реж. М. Хуциев)
Так получилось, что одна из самых важных оттепельных лент “Застава Ильича” стала еще и самой скандальной лентой эпохи. После премьерного показа Хрущев увидел в фильме Хуциева безыдейность главных героев и разобщенность поколений и приказал переработать фильм. В результате часть сцен (включая важнейший для понимания эпохи эпизод поэтического вечера в Политехническом музее) была переснята, часть – безжалостно выброшена, а название ленты было изменено на “Мне двадцать лет”. Из-за непростой судьбы фильм даже прозвали в народе “Заставой Ильичева” по фамилии тогдашнего председателя Идеологической комиссии ЦК Леонида Ильичева. Однако, к счастью, в 1988 г. фильм был восстановлен самим режиссером и выпущен на экраны в первозданном виде, окончательно завоевав репутацию одной из вершин оттепельного кино. Кстати, на это режиссеру еще в 1960-х указал классик советского кино Михаил Ромм, сказав Хуциеву: “Этим фильмом вы оправдали свою жизнь”.
3. “Место встречи изменить нельзя” (1979 г., реж. С. Говорухин)
Пятисерийный советский фильм “Место встречи изменить нельзя” изначально снимался с расчетом на монтаж семи серий, однако Гостелерадио настояло на сокращении ленты до пятисерийного формата. В результате из фильма были полностью удалены эпизоды из военного прошлого Шарапова, а также побочные сюжетные линии – бандита Промокашки и отчасти самого Шарапова. Возможно, это были не самые важные для понимания сюжета эпизоды, но все же представьте – более двух часов хронометража пошло под нож! Побить этот рекорд в мировом кино смог разве что Серджо Леоне, чей фильм “Однажды в Америке” пришлось сократить с десяти до трех с небольшим часов. Вырезанные эпизоды “Места встречи” Станислав Говорухин отдал в архив Одесской киностудии, где они впоследствии и “сгинули” – сегодня от них остались лишь фотографии со съемок, которые можно найти на просторах интернета. Кстати, специально для этого фильма Владимир Высоцкий написал знаменитую “Балладу о детстве” – но в фильм она в итоге не вошла.
4. “Молодая гвардия” (1948 г., реж. С. Герасимов)
Сразу по окончании Великой Отечественной войны начался масштабный процесс восстановления картины исторических событий, который продолжается и по сей день. Результатом работы многочисленных историков, журналистов и работников архивов стало появление на свет ранее неизвестных фактов о военном прошлом. В начале 1960-х это явление коснулось истории “Молодой гвардии” – подпольного антифашистского движения в украинском городе Краснодоне, чья история была рассказана в одноименном фильме Сергея Герасимова по роману Александра Фадеева. В результате появления новых фактов, принципиально меняющих точку зрения на деятельность движения, в 1964 г., спустя 16 лет после премьеры, фильм был существенно переделан. Так, некоторые эпизоды были удалены, в результате чего лента стала короче на 11 минут, а некоторые – переозвучены, причем голоса многих актеров, за 16 лет значительно повзрослевших, заметно отличаются от прежних. Наибольшим изменениям подверглась роль Евгения Моргунова – поскольку выяснилось, что настоящим предателем организации был не сыгранный им Стахович, его персонажа “переименовали” в Геннадия Почепцова, попутно переозвучив все связанные с ним реплики. В целом, авторы новой редакции сделали все возможное, что позволяла техника того времени, чтобы восстановить реальную картину событий, и потому их работу можно расценивать как редкую для советских времен “благородную” переделку фильма, выполненную не по цензурным соображениям, а исключительно ради достижения исторической правды.
5. “Сталкер” (1979 г., реж. А. Тарковский)
“Сталкер” Андрея Тарковского можно по праву назвать советским фильмом с самой сложной судьбой. В его истории трудно и даже трагично абсолютно все – от написания сценария до дальнейшей судьбы большинства его создателей. В начале 1970-х Тарковского привлекла повесть братьев Стругацких “Пикник на обочине”, которую он решил перенести на экран. Однако простая адаптация сюжета переросла в мучительный процесс тотального переосмысления содержания повести, которое не прекращалось даже по ходу съемок. Первый вариант фильма со сталкером-авантюристом Алланом в качестве центральной фигуры был почти полностью отснят, однако при проявке материала на Мосфильме подержанная пленка “Кодак” была непоправимо испорчена, и весь фильм пришлось переснимать заново. Тарковский (во многом безосновательно) обвинил в гибели картины оператора Георгия Рерберга и навсегда порвал с ним отношения. Вскоре режиссер нашел новых коллег – оператора Леонида Калашникова и художника-постановщика Шавката Абдусаламова и приступил к съемкам уже по новой версии сценария, однако и этот вариант Тарковского не устроил. Он потребовал снова переписать сценарий, и после очередной переделки отчаявшиеся Стругацкие сделали сталкера эдаким отшельником и юродивым. Такой вариант внезапно воодушевил Тарковского, и с третьим по счету оператором Александром Княжинским он в течение 1978 г. в очередной раз переснял фильм, параллельно выступив еще и в качестве художника-постановщика. Казалось бы, теперь можно было выдохнуть спокойно, однако дальнейшая судьба большинства создателей фильма сложилась трагически – вскоре после съемок скончались сам Тарковский, Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько и другие, а монтажер фильма Людмила Фейгинова погибла в пожаре, а с ней – и черновые материалы "Сталкера". Согласитесь, иначе как злым роком такое стечение обстоятельств объяснить трудно.