На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 849 подписчиков

Муссолини жив: Почему в Италии до сих пор берегут фашистские памятники

Муссолини жив: Почему в Италии до сих по…

В США воюют с памятниками Конфедерации, Франция лишилась всех улиц, названных в честь нациста-коллаборациониста маршала Петэна, Германия, согласно закону 1949-го года, который запретил "салюты" Гитлера и другие публичные ритуалы, смогла подавить символы Третьего Рейха, Украина лишилась всех Ленинов и запрещает пропаганду нацизма и коммунизма... В то же время в Италии до сих пор много фашистских памятников, а также чувствуется ностальгия по праворадикальному прошлому. Depo.ua приводит перевод статьи The New Yorker о том, почему в Италии так берегут свои фашистские реликвии.

В конце 30-х годов 20-го века Бенито Муссолини готовился принимать в Риме Всемирную выставку 1942-го года. Он руководил строительством нового квартала Esposizione Universale Roma (квартал Всемирной выставки) на юго-западе столицы Италии, который должен был продемонстрировать новое имперское величие страны.

Центральным элементом квартала был Palazzo della Civiltà Italiana (Дворец итальянской цивилизации), гладкое прямоугольное чудо с фасадом из абстрактных арок и рядами неоклассических статуй в его основе.

Выставка была отменена из-за войны, но дворец, известный как "Квадратный Колизей", до сих пор стоит в Риме, а на его экстерьере отчеканена фраза из речи Муссолини 1935-го года, в которой анонсировано вторжение в Эфиопию. В ней он назвал итальянцев "народом поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев". Вторжение и последующая кровавая оккупация Эфиопии привели к обвинениям итальянской власти в военных преступлениях. Получается, что это здание - Palazzo della Civiltà Italiana - является реликвией мерзкой фашистской агрессии. Но в Италии дворец не вызывает отвращения и не познал забвение. Наоборот, он является иконой модернизма. В 2004-м государство признало дворец местом "культурного интереса".

В 2010-м году также была завершена частичная реставрация. А через пять лет модный дом Fendi разместил там свою глобальную штаб-квартиру.

У Италии, первого фашистского государства, давние отношения с правой политикой. С избранием Сильвио Берлускони в 1994 году страна также стала первой, кто привел к власти неофашистскую партию. Но одного этого факта недостаточно для того, чтобы объяснить комфортное существование итальянцев рядом с фашистскими символами и достопримечательностями. Потому что Италия, в конце концов, была домом крупнейшего антифашистского сопротивления в Западной Европе и прочной послевоенной Коммунистической Партии.

До 2008 года центрально-левые коалиции поддерживали это наследство, часто получая более 40% голосов на выборах. Так почему в то время, как Соединенные Штаты начали спорный процесс демонтажа памятников конфедератам, а Франция изменила названия улиц, которые носили имя маршала Петэна, Италия разрешила "выжить" фашистским памятникам?

Одна из причин - это большое количество этих реликвий. Когда Муссолини пришел к власти в 1922 году, он возглавлял новое движение в стране с огромным культурным достоянием. И он знал, что ему требуется большое количество маркеров, чтобы вырезать фашистскую идеологию на ландшафте страны. Общественные проекты, такие как спортивный комплекс Форо Муссолини в Риме, должны были конкурировать с Медичи и Ватиканом, в то время как портреты "Il Duce" (как известно, Муссолини), подавались и окружали итальянцев в виде статуй, фотографий в офисах, плакатов на трамвайных остановках и даже принтах на купальных костюмах. Было легко ощутить, как говорил итальянский журналист и писатель Итало Кальвино, что фашизм колонизировал общественное пространство страны. "Я провел первые двадцать лет своей жизни с лицом Муссолини, которое всегда было в поле зрения", - вспоминал он.

Германия благодаря закону 1949-го года против официального "оправдания нацизма", который запретил "салюты" Гитлера и другие публичные ритуалы, смогла подавить символы Третьего Рейха. В Италии не было подобной программы перевоспитания. Освобождение Италии от тысяч фашистских памятников было нецелесообразным для сил Альянса после войны. У них была другая приоритетная цель - стабилизировать не совсем стабильную страну и ограничить растущую власть Коммунистической партии. После войны, в соответствии с бюллетенями и отчетами Союзной контрольной комиссии, рекомендовалось уничтожить лишь самые очевидные и "неэстетичные" памятники и декорации, такие как бюсты Муссолини. Другие могли быть перемещены в музеи или просто накрыты тканью и фанерой.

Такой подход создал прецедент. В 1953-м году Scelba Law (закон, который определяет и запрещает фашизм в любых его проявлениях) был разработан для того, чтобы блокировать восстановление фашистской партии, но в то же время он был слишком расплывчатым. Правящий Христианский демократический блок, в котором было много бывших фашистов, не видел никакой проблемы в "материалах режима" (символах и памятниках). Поэтому более активная политика относительно этого никогда не проводилась. Когда Берлускони привел к власти правую партию "Итальянское социальное движение" (партия вступила в коалицию с силой Берлускони "Вперед Италия" и была сильной во время премьерства Сильвио в начале и в середине 90-х), реабилитации фашизма способствовала большая сеть существующих в стране памятников и мест паломничества. Наиболее известное из них - Предаппио, место рождения Муссолини, где находится его могильный склеп и где продаются футболки и другие сувениры с нацистской символикой.


Закон Манчино, принятый в 1993 году и запрещающий распространение фашистской идеологии, придерживался недостаточно. В 1994-м году в Риме довольно часто можно было услышать даже кричалки "Хайль Гитлер" и "Вива Дуче ил".

В то время, как Берлускони показательно ездил на велосипеде в офис, в Италии становились популярными подобные Предаппио места, а представители разных политсил создавали альянсы и защищали фашистские памятники, которые рассматривались как неотъемлемая часть итальянского культурного наследия.

"Итальянский форум Муссолини", как и "Квадратный Колизей", является предметом особого восхищения. В 2014-м году премьер-министр Италии Маттео Рензо объявил о заявке Рима на Олимпиаду 2024-го года в комплексе, который теперь известен как "Foro Italico" и который стоит перед "Апофеозом фашизма". Картиной, которая была закрыта союзниками в 1944 году, потому что на ней "Иль Дуче" изображен богоподобной фигурой. Было бы трудно представить Ангелу Меркель, которая стоит перед картиной Гитлера при подобных обстоятельствах.

В последние годы были попытки изменить отношение к фашистским символам в Италии. В 2012 году Этторе Вере, правый мэр Аффили, открыл мемориал генералу Родольфо Грациани, нацистскому сотруднику и военному преступнику, в парке, построенном на средства, утвержденные центральным левым региональным правительством. После публичного протеста правительство отменило выделение средств. Недавно Вере обвинили в "оправдании фашизма", но мемориал остается на месте.

В Предаппио строится новый Музей фашизма. Некоторые видят в музее, который сооружают по образцу Мюнхенского центра документации истории национал-социализма, важную миссию для публичного образования. Другие опасаются, что его расположение в родном городе Муссолини еще больше подтолкнет правую ностальгию. Лаура Болдрини, президент нижней палаты парламента, лоббирует уничтожение наиболее вопиющих фашистских памятников Италии. В 2015-м году ее предложение удалить надпись имени Муссолини с обелиска "Форо Италико", вызвала шквал критики, мол - это испортит "шедевр". Болдрини в качестве примера для Италии часто указывала на запрет нацистской символики в Германии. Но даже эта модель вскоре может быть поставлена под сомнение. "Альтернатива для Германии" стала первой ультраправой партией, которая получила места в парламенте Германии с 1945 года. Правое крыло в Германии, которое сегодня лишено преимущества эмоционально заряженных достопримечательностей, организовало свои собрания вокруг событий, например, концертов "правого года". На мероприятиях "Альтернативы", таких, как марш в Йене в сентябре, начали звучать нацистские песни. Если партия не примет жесткую линию против фашистских символов, их появление может быть лишь вопросом времени. В Италии, где эти памятники никуда не делись, существуют значительные риски. Если памятники рассматриваются исключительно как деполитизированные эстетические объекты, правые могут воспользоваться этим для идеологии, пока ситуация не изменится.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх