На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 819 подписчиков

Операция "Фрэнтик". Американский Перл-Харбор в Украине

Фрэнтик - американские аэродромы под Полтавой во время Второй Мировой

В годы Второй мировой войны сотрудничество осуществлялось не только при перегоне военной техники, но и непосредственно в боях. Уникальная страница истории - непосредственное взаимодействие ВВС США и СССР при проведении "челночных операций" американской стратегической авиацией.

Для реализации планов взаимодействия нужны были аэродромы на территории Советского Союза. Идея создания таких баз воздушного флота Америки родилась в 1943 году. США располагали могучим воздушным флотом. Но базировался этот флот в Англии и Италии. Сложности у союзников возникали главным образом из-за того, что у истребителей сопровождения был гораздо меньший радиус действия, чем у бомбардировщиков. Поэтому американские "летающие крепости" не могли достичь многих объектов в восточной части Германии, а также на территории её сателлитов. Тогда возник оригинальный план: организовать сквозные полёты из Англии и Италии в СССР с попутным нанесением бомбовых ударов по военным объектам противника. Дозаправившись на советской территории и загрузившись бомбами, эскадра должна была повторить маршрут в обратном направлении. 

Расположение: Полтава, Украина, СССР 
Время съемки: 22/06/1944

В качестве такой гигантской базы и был избран Полтавский аэродромный узел. Данная операция получила название "Фрэнтик" (Frantic). С него действовали несколько авиагрупп 15-й ( Италия ) и 8-й ( Англия ) воздушных армий, объединенных в Восточное командование. Кроме военных целей Рузвельт преследовал и несколько иные. Американцы делали всё, чтобы завоевать доверие русских, а затем добиться от них выделения аэродромов для американской стратегической авиации на Дальнем Востоке... Была и более близкая цель. В преддверии вторжения союзников во Францию, действия американцев в России отвлекли бы с Западного театра военных действий средства ПВО на восток, ослабив группировку противовоздушных сил в районах предполагаемой высадки. В 1944 году с июня по октябрь с Полтавского аэродромного узла 7 оперативных групп провели 18 воздушных операций. В них участвовало 1030 самолётов, в том числе 529 Б-17. На объекты противника было сброшено 2 тысячи тонн бомб, уничтожено 230 самолётов врага. Американцы потеряли 68 самолётов. Были случаи совместных действий американской и советской авиации. 6 июня 1944 года американские бомбардировщики совместно с советской авиацией нанесли сокрушительный удар по аэродрому в порту Галац в Румынии. Это ни разу не освещалось ни в советской, ни в американской печати в силу секретности операции. 

Как замечает А.С. Орлов в своей работе "Советско-американское боевое сотрудничество в годы Второй мировой войны", проблема завоевания доверия решалась американцами различными путями. Американское командование пошло на то. чтобы передать Красной Армии некоторые секретные образцы вооружения. В связи с этим автор цитируемого исследования вводит в научный оборот несколько интереснейших документов, свидетельствовавших о весьма тёплом отношении Америки к Советскому Союзу. Так, в донесении на имя В.М. Молотова заместитель командующего ВВВС Красной Армии генерал А. Никитин писал: "В ответ на нашу просьбу нами получено согласие передать бомбардировочный прицел "Норден", установленный на самолётах "Летающая крепость". Прицел будет снят и передан после нескольких практических бомбометаний нашими штурманами. Нами осмотрен 4-х моторный самолёт "Летающая крепость" В-17. Самолёт широко применяется для боевых действий по объектам Германии. Самолёт представляет интерес для ВВС РККА". 

Ещё один любопытный документ цитирует Орлов, свидетельствующий о стремлении американцев оказать бескорыстную помощь своему союзнику по войне. В другом донесении, опять же на имя Молотова тот же генерал Никитин сообщал: 


"1. Генерал Дин предлагает послать двух наших офицеров в американские фоторазведывательные авиационные части, расположенные в Англии для изучения американского опыта авиафоторазведывательной службы и техники фоторазведки. Считаю целесообразным послать специально отобранных двух офицеров - специалистов в этой области. 

2. Предлагает принять участие в бомбардировочных операциях американской авиации двум - трём нашим офицерам, которые должны будут вылететь из Полтавы через Германию или Румынию с с посадкой в Италии. Они ознакомятся с организацией и проведением американской авиацией воздушных бомбардировочных операций… и с последующей операцией возвратятся в Полтаву. Это представляет для нас интерес и было бы целесообразно послать от ВВС офицеров".



Цитируемый автор сообщает, что и советские руководители охотно откликались на просьбы американцев о доступе к некоторым секретным данным. Упомянутый выше генерал Никитин с разрешения своего руководства передал представителям ВВС США карту с аэродромной сетью в прифронтовой полосе, учебные фильмы по воздушному бою, ознакомил их с советскими тяжёлыми бомбардировщиками, разведданными, добываемым воздушной и радиоразведкой, протоколами допросов пленных немецких лётчиков. И ещё один интересный случай. Глава военной Миссии США в СССР генерал - майор Дин обратился к советскому командованию со следующим письмом. Американцам стало известно, что немцы скопировали у русских авиационное ракетное оборудование. Мало того, они его начали использовать против американцев. В связи с этим генерал Дин попросил у русских срочно ознакомить их с этим оборудованием, всеми характеристиками "вперёд стреляющего ракетного оборудования…с тем. чтобы мы смогли разработать тактические и технические усовершенствования для эффективного противодействия применению их немцами". Просьба американцев была удовлетворена. Следует отметить, что в памяти советских людей американцы остались людьми добрыми, отзывчивыми, порядочными. И американцы неоднократно отмечали доброжелательность русских людей по отношению к союзникам. 

Один из военнослужащих ВВС СССР капитан Берман в связи с сотрудничеством специалистов двух армий отмечал: "в подготовке материальной части американские механики отстают от русских. Если бы мы с самого начала начали работать вместе, война давно бы закончилась". Но затем произошли трагические события. Немцы, естественно, не могли не заметить появление американских самолётов на Восточном фронте. И вот 21 июня 1944 года они нанесли удар по аэродрому. Налёт продолжался 1 час 40 минут. В нём приняли участие 120 самолётов люфтваффе. 44 американских бомбардировщика были уничтожены, 25 - повреждены. На земле сгорели 25 советских истребителей. Были убиты трое американцев, пятнадцать - ранены. Русских было убито 30 человек и ранено 80. Именно тогда был убит известный военный журналист П. Лидов., первый написавший о Зое Космодемьянской. Там же погибли ещё два советских журналиста. Кроме этого, произошёл ещё один неприятный инцидент. 

"Забытые в Украине"


"Мой дорогой г-н Молотов, 

Вопрос о зимних операциях американских военно-воздушных сил с русских баз был предметом тщательного изучения штаба Соединенных Штатов, а также совещания в Казерте, в котором участвовали генералы Спаатс, Эйкер и Уэлш. В результате... было признано, что сейчас уже слишком поздно развивать наши нынешние возможности, для того чтобы осуществить операции в течение зимы. Этот вывод подкрепляется теми коренными изменениями, которые недавно имели место в военной обстановке, включая советское продвижение на запад и англо-американское продвижение во Франции. Наши вооруженные силы смогут в скором времени создать базы бомбардировочной авиации,... которые будут находиться ближе к будущим целям в Германии, чем те базы, которые мы в настоящее время создали в Советском Союзе. 
В результате этих соображений мое правительство желает сделать следующие предложения: 
1. Чтобы операции... после 1 ноября 1944 г. ограничивались использованием одной базы, предпочтительно в Полтаве, для осуществления операций по аэрофоторазведке в течение зимы, в качестве базы, на которой можно будет организовать уход за американским оборудованием, находящимся в Советском Союзе, и ремонт его для таких небольших сквозных операций в течение зимы, которые может позволить погода, и, наконец, в качестве базы, с которой можно будет возобновить более крупные операции весной, в случае, если это окажется желательным. 
2. Чтобы для выполнения плана, предусмотренного в пункте 1, Соединенным Штатам было разрешено иметь после 1 ноября всего примерно 300 человек персонала на одной базе, которая будет сохранена. 
...Мы считаем, что операции, проведенные до настоящего времени..., были весьма ценными как с тактической, так и со стратегической точки зрения. Мы получили возможность нанести удары по некоторым жизненным объектам Германии, например по нефтеочистительным заводам в Руланде. Каждая такая миссия Сама по себе оправдывала энергию, затраченную на осуществление этого проекта. Кроме тактической и стратегической ценности, имело место громадное психологическое и моральное воздействие на противника. Этот замысел еще более сблизил народ Соединенных Штатов с народом Советского Союза, и был внесен большой вклад в дело их прочной дружбы. Мое правительство считает, что психологические и моральные факторы в данном случае таковы, что не следует оставлять проекта, а что следует лишь сократить его из-за условий погоды в течение зимних месяцев... " 

Искренне Ваш, У.А.Гарриман, 29 августа 1944 г. 



Итак, операция "Фрэнтик" продолжалась. Но постоянное сокращение потребности в "челночных" рейдах и усиление разногласий между союзниками постепенно свели ее на нет. Полтавский аэродромный узел оказался теперь в 800 км от фронта, и его эксплуатация с военной точки зрения потеряла практический смысл. Однако, как явствует из письма, авиабазы уже успели приобрести самостоятельное значение, не связанное с собственно "челночными" операциями. Они превратились в своеобразный "американский центр" в СССР. Через них в страну прибывали дипломатические представители США, привозили важную корреспонденцию и грузы. Там же собирали американских граждан, ожидавших отправления на родину. Множество важных вопросов решалось в буквальном смысле через Полтаву. Например, 4 марта 1945 г. Рузвельт просил Сталина разрешить 10 американским самолетам совершать рейсы между Полтавой и теми пунктами в Польше, в которых находились бывшие военнопленные американские солдаты и летчики, совершившие вынужденную посадку. Понятно, что масштаб этих частных операций не шел ни в какое сравнение с грандиозными событиями летнего периода, когда на авиабазах побывало в общей сложности 1030 американских самолетов, включая 529 "Летающих крепостей", 106 "Лайтнингов" и 395 "Мустангов". В ходе 18 рейдов эти машины совершили 2207 вылетов и сбросили на врага 1955 т бомб. Ударам подверглись 12 важных объектов в тылу противника, в воздушных боях было уничтожено не менее 100 немецких самолетов, на земле - более 60. Самолеты-разведчики выполнили 117 боевых вылетов и сфотографировали 174 цели. Наконец, определенная помощь была оказана повстанцам Варшавы. Только за период с мая по ноябрь на аэродромах 169-й АБОН побывали 8916 американцев. Теперь численность американского персонала баз подверглась резкому сокращению. 5 октября первый состав из Полтавы ушел через Ростов и Баку в Каир, откуда военнослужащие США отправились в Ливерпуль. В октябре штаб-квартиру Восточного авиационного командования покинул его руководитель Роберт Уэлш. Из Тегерана он направил Перминову личное послание, в котором писал: 


"...я получил огромное удовольствие, имея возможность видеть Вашу замечательную работу, а также работу штаба и других подразделений Красных Воздушных Сил, находящихся под Вашим командованием на базах в Полтаве, Миргороде и Пирятине. Благодаря чувству взаимопонимания и симпатии друг к другу у нас установились и существовали самые теплые отношения. Я надеюсь, что убывающий личный состав американских ВВС выполнил свою задачу и оставляет о себе хорошее впечатление. .." 


Думается, что это письмо продиктовано не столько правилами дипломатического этикета, сколько искренними человеческими чувствами, которые возникали между непосредственными участниками "Фрэнтика" несмотря на непримиримые разногласия между их руководителями. 
На прощание 2 октября командир 559-й базы полковник Давид Ланкастер подписал"Благодарность русскому личному составу на аэродромах Полтавы", в которой, в частности, отмечалось: 


"Помимо прекрасной работы, проделанной на авиационной базе, надо подчеркнуть и дружественные отношения, сложившиеся между русским и американским личным составом. Боевые действия, проведенные в течение истекших месяцев с этой базы, показали, что непонимание языка и различие обычаев не является преградой для совместной дружной работы этих двух народов". 


Однако по мере ухода основной части американского контингента и сокращения занятости оставшихся офицеров и солдат столь идиллическая картина стала меняться. Участились случаи "выяснения отношений" между отдельными представителями союзных армий, особенно на почве ревности и злоупотребления алкоголем, а то и просто нарушения правил дорожного движения. И нечему тут удивляться: в течение зимы настоящей работы иногда не было целыми неделями, и от избытка энергии у молодых здоровых парней, как говорится, чесались руки. 
В те зимние месяцы, когда в центре Европы гремели исторические сражения, в Полтаве было тихо. Оставшиеся там 200 военнослужащих США чувствовали, что оказались в стороне от главных событий и даже называли себя "забытыми в Украине". Но предприимчивые американцы умеют извлекать выгоду из любого положения. Пользуясь отсутствием реальной боевой работы и должного внимания со стороны своего командования, некоторые из них занялись "своим маленьким бизнесом" типа нелегальной торговли военным имуществом и т.п. Это еще более осложнило отношения внутри авиабазы. Генерал-майор Ковалев, сменивший к тому времени Перминова на посту командира 169-й АБОН, не исключал даже возможности вооруженного столкновения в Полтаве. К счастью, до этого не дошло. 

Весной 1945 г. стало ясно, что "челночных" операций над Европой больше не будет, и исход американцев из Полтавы возобновился. Их вывозили транспортными самолетами вместе с наиболее ценным оборудованием через Анкару и Каир. Но большая часть оборудования все же осталась на базах, включая средства радионавигации, которые были официально переданы советской стороне по закону о "ленд-лизе". Все покидавшие Полтаву получали особую памятку, подготовленную штабом Восточного авиационного командования США. В ней говорилось: 


"Помни: 
1. Место, где ты был, раньше было оккупировано врагом. 
2. Русские убрали все бомбы и мины, сброшенные немцами 21 июня 1944 г., и, убирая их, понесли большие жертвы. Бомбы были предназначены для американских самолетов и личного состава. 
3. Русские проделали большую физическую работу для нас, создавая нам хорошие условия жизни. Они разгружали вагоны, помогали рыть ямы, снабжали нас водой, помогали питанием и т.д. Ни одна другая нация не сделала для нас столько много, сколько сделали для нас русские. 
Вы должны быть честными и правдивыми в своих высказываниях о России. Критиковать общее по одному индивидууму нельзя. Помни, что своим высказыванием можешь испортить результат многомесячных работ и усилий всего нашего командования. Придерживайся фактов". 



Эвакуация проходила под управлением бригадного генерала Вильяма Ритчи (Ritchie), который последним покинул Полтаву 22 июня 1945 г. 
"Фрэнтик" официально закрыли. В соответствии с союзническими обязательствами 169-я АБОН начала передислокацию на Дальний Восток, однако организовать там базы стратегической авиации США было не суждено. Завершить борьбу с Японией Америка собиралась теперь не с помощью "челночных" рейдов тысяч бомбардировщиков, а используя лишь единичные машины, но с атомными бомбами на борту... 

Так же предлагаем посмотреть вам фильм про операцию "Фрэнтик". 


Источники: 

1. История авиации второй мировой. Операция Frantic
2. Американцы и русские. Потрясающие документы и факты о русско-американском сотрудничестве.

http://statehistory.ru/736/Skvoznoy-udar-Aviabaza-osobogo-na...

http://statehistory.ru/660/frentik-aero/

Картина дня

наверх