На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 821 подписчик

ПРОНЗАЮЩИЙ ОГОНЬ

 
Вождь Пронзающий Огонь.
 
В 1967 году в Канаде проводилась выставка "Экспо-67". Свои достижения демонстрировали и делегаты из Советского Союза. В числе прибывших был известный артист Махмуд Эсамбаев, замечательный исполнитель танцев народов мира. На одном из концертов он исполнил один из своих лучших номеров - танец Огня и покорил сердца зрителей. В том числе, и премьер-министра Канады Лестера Пирсона, который предложил сделать артисту подарок.
 
- Я бы хотел сделать для вас подарок. Что вы желаете?
- Я танцую танцы народов мира, поэтому хотел бы увидеть настоящих индейцев, — не растерялся Махмуд Спартакович.
 
Такая встреча была устроена. В резервации индейцев гостей советской делегации встречали со всеми почестями. По этому случаю все жители племени надели лучшие праздничные наряды — в основном из шкур диких животных и перьев. О ней можно узнать точно со слов самого артиста, так как сохранилась стенограмма Всесоюзного совещания работников культуры, состоявшаяся 29 марта 1991 года в Житомире, на котором Махмуд Эсамбаев рассказывал об этом событии:
 
- В этот день был выходной. Приехали мы. Одновременно танцевали 800-900 человек мужчины, женщины, дети. Красиво до невозможности! Я спрашиваю. 
- А где вождь?
И тут увидел, что навстречу идет высокий, крепкого телосложения мужчина. Весь разукрашен, на голове - праздничный убор из перьев. Он был моего роста, может быть, даже выше. Рядом с вождём стояла его прекрасная жена-индианка. И тут он поклонился и говорит: 
- Здоровеньки булы! Здравствуйте. Счастлив, что Вас приветствую. Будь ласка, прошу до моей хижины.
- Вы что, по-украински говорите? - спрашиваю. 
- А шо? Я украинец. 
Говорю ему: 
- Как? Вы, вождь индейского племени?
Он говорит: 
- Батька наш помер 12 рокив тому назад. Жинка моя - дочка его.
Я пошёл к нему. У него 4 сына. Жена - настоящая индианка, дочь вождя. Она говорит по-украински и дети. Спрашиваю:
- Вы откуда? 
Говорит:
- Из-пид Полтавы. 
 
Звали его Иван Даценко. Но в племени его называют "Penetrating Fire". 
По-русски - "Пронзающий Огонь"...
На прощание все сфотографировались. Именно эту фотографию, переданную ей одной из участниц выставки, так бережно хранит племянница Ивана Даценко, Ольга Рубан. Советские люди пытались подарить на память вождю сувениры, но он почему-то отнекивался, брать не хотел, по-русски односложно говорил только “нет” и “нет”. Такая осторожность была вполне оправданной, если учесть историю жизни Ивана Даценко. С одной стороны, ему нужно было опасаться вездесущих агентов КГБ, а с другой - эмигрировавших в Канаду украинских националистов - бандеровцев, активно сотрудничавших с ФБР. Но Эсамбаеву вождь будто бы сказал с ностальгической грустью на прощание: 
 
- Кинув бы усе, та пишов бы до дому, на Полтавщину. Через моря и океаны плыв бы, на коленях бы полз, да нельзя мне... Жизнь прошла... 
И попросил Махмуда прислать ему открытки с видами “ридной Украйны".
 
Возможно, украинец открылся Махмуду Эсамбаеву, потому что нашел с ним общий язык. Но о том, что он ещё и Герой Советского Союза вождь "Пронзающий Огонь" не сказал танцору. Об этом Махмуд Эсамбаев узнал от профессора Монреальского университета.
Вернувшись на родину, Махмуд Эсамбаев не спешил поделиться удивительными сведениями о судьбе отважного лётчика. Этим рассказом он мог подвергнуть опасности как себя - стать не выездным за связь с бежавшим из советских лагерей лётчиком, так и его родных, о которых Иван Даценко ему сообщил.
Но всё-таки спустя более 10 лет в начале 80-ых Махмуд Эсамбаев дал небольшое интервью журналу "Советский экран", где рассказал, что, находясь в Канаде в 1967 г. в составе советской делегации, встречался с вождем племени могавков, который родом с Украины, но его фамилии он тогда не назвал.
Через несколько лет корреспондент газеты "Труд" встретился с Махмудом Эсамбаевым более подробно расспросил о встрече с вождем индейцев в Канаде. На этот раз актёр назвал и имя, и фамилию и даже назвал село, откуда Иван Даценко был родом.
 
Дом где вырос Даценко
 
Однако, помимо М. Эсамбаева, с вождем племени могавков - славянином встречались и другие. Так, ещё в 1953 году эмигрант Владимир Раенко, проживавший в канадской провинции Онтарио в городе Гамильтоне, во время охоты в этой провинции заблудился в лесу. Он вышел на берег реки и встретил там двух индейских мальчишек. К его изумлению дети говорили по-украински. Они привели его в лагерь индейцев, где он познакомился с их отцом - Иваном Даценко, уроженцем Полтавщины. Раенко и Даценко долго говорили о своей родине. Владимир Раенко узнал, что Иван Даценко был женат на дочери вождя, у них тогда было двое сыновей и отдельный вигвам. Вождём Иван Даценко тогда ещё не был. Об этом Владимир Раенко написал племяннице лётчика героя - Ольге Васильевне Рубан, которая занимается активным поиском сведений о своём дяде.
 
Племянница лётчика героя И. И. Даценка Ольга Васильевна Рубан
 
По просьбе российского дипломата Владимира Семёнова, его известный канадский коллега Блэр Сиборн сумел узнать, что по свидетельству сестры одного из вождей могавков много лет назад в резервации Канауэйк в племя был принят "не индеец", который получил имя "Пронзающий Огонь" и вскоре женился на индианки, дочери вождя.
 
- История Ивана Даценко меня буквально потрясла, она не кажется мне фантастической, а напротив, достоверной, — рассказывает Владимир Семенов, сегодня посол в отставке. — Я прекрасно помню прилет в Монреаль многочисленной советской делегации. В резервацию индейцев нашу делегацию сопровождал тогдашний посол СССР в Канаде Иван Фадеевич Шпедько. Сам я занимался организационными вопросами, поэтому к индейцам не поехал, такие дни суетные были. Сам посол, кстати, тоже был украинцем и специально для индейцев взял в подарок бутылку горилки, которую хранил для особо торжественных случаев. Когда Иван Фадеевич вернулся, то рассказал буквально следующее: 
- Когда я передал суровому вождю племени бутылку горилки, он изменился на глазах, и заговорил со мной на украинской мове. Я был изумлен: надо же было хохлу затесаться в племя индейцев, да еще стать вождем!
 Имени его он не называл и подробностей, как украинец попал в племя индейцев, не рассказывал. Отсутствие любопытства у посла меня совсем не удивляет, напротив, это естественно. Могу предположить, почему посол не стал приставать с расспросами к украинцу, пусть даже такому экзотическому. Многочисленные эмигрантские организации в Канаде, особенно украинские, с лета 1967 года проводили шумные антисоветские демонстрации прямо у ворот посольства СССР в Оттаве, да и вокруг советского павильона на Всемирной выставке в Монреале доставляли нам массу хлопот. Представьте себе положение посла, который вдруг проявляет интерес к непонятному эмигранту, перебежчику, в конце концов — в глазах правительства — предателю родины. В то время и в голову никому не могло прийти проявить инициативу — это же было чревато последствиями...
 
Когда об интервью танцора Махмуда Эсамбаева корреспонденту газеты "Труд» узнали родные Ивана Даценко на Полтавщине, они сразу стали пытаться узнать больше о судьбе своего родственника, героя войны. И для этого была причина - его родные надеялись, что их брат не погиб в 1944 году. Ведь его старшей сестре - Дарье Ивановне не приходила похоронка на брата. Ей вручили лишь выписку из приказа главного управления кадров, где говорилось, что гвардии капитан Даценко И.И. не вернулся с боевого задания. Поэтому у неё всегда была надежда, что он жив.
 
Нашлись очевидцы, которые утверждали, что на месте падения самолёта на дереве висел парашют. Это означало, что лётчик И. И. Даценко мог успеть им воспользоваться. И его товарищи писали ей, что он, по всей вероятности, попал в плен. 
 
 
Биография
Иван Иванович Даценко (на самом деле его фамилия Доценко, но при поступлении в Чкаловское лётное училище в Оренбурге, Ивана Ивановича там почему-то записали как Даценко) родился 29 ноября 1918 года в селе Чернечий Яр, недалеко от Полтавы. У него была сестра Дарья и брат Василий. Дети рано потеряли мать, отец часто болел. Ребята росли самостоятельными, трудолюбивыми, они хорошо учились. В 1937 году Иван Даценко окончил Писаревщинский зооветеринарный техникум, и в том же году был призван в армию. Оба брата закончили знаменитое Чкаловское лётное училище в Оренбурге. С начала войны они участвовали в боях. Брат Василий Доценко был лётчиком-истребителем и погиб в бою в 1943 году. 
 
 
Иван Даценко во время войны совершал бомбардировки военно-промышленных объектов в глубоком тылу гитлеровской Германии. Он выполнял особые спецзадания и был уникальным лётчиком благодаря своим личным качествам.
 
Товарищи характеризовали его как очень отважного, волевого и сильного человека. Они особенно отмечали, что в боях он был решительным, по их словам, даже чересчур решительным. При этом Иван Иванович умел молниеносно принимать правильные решения и отличался железной выдержкой в самых критических ситуациях. Он всегда проявлял ответственность и был по-настоящему благороден - с поля боя уходил последним.
22 июня 1942 года командир звена Иван Даценко получил приказ уничтожить вражеский аэродром в районе города Орла. Преодолевая массированный огонь врага, лётчики совершили несколько заходов и уничтожили аэродром противника. В конце этой военной операции в бомбардировщик Даценко попал снаряд, самолёт загорелся. Однако Иван Даценко твёрдо вёл самолёт к линии фронта, делая всё, чтобы спасти экипаж. Только убедившись, что все члены экипажа успели выпрыгнуть с парашютом, Даценко наконец оставил горящий самолёт и спрыгнул сам.
 
26 июня 1942 года Иван Иванович получил серьёзное ранение в ногу. Но вскоре он снова встал в строй. 
К августу 1943 года на счету Ивана Ивановича Даценко было 213 боевых вылета - внушительная цифра.
В сентябре 1943 года Ивану Ивановичу Даценко было присвоено звание Героя Советского Союза и вручены награды.
В апреле 1944 года экипаж под его командованием получил задание бомбардировать железнодорожную станцию Львов 2, где сосредоточились значительные силы противника. Бой был очень тяжелым, самолёт был сбит сплошным огнём зенитных установок противника. Штурман Г.И. Безобразов погиб, командиру звена И. И. Даценко удалось выпрыгнуть из объятого пламенем самолёта.
 
Ольга Васильевна Рубан рассказывала, что ее мать, сестра легендарного лётчика, еще раньше встречалась с однополчанами Ивана Ивановича, которые поведали ей о его дальнейшей судьбе после злополучного боя под Львовом в апреле 1944 года. По их словам, Иван Иванович попал тогда в плен. Когда он выпрыгнул в последний момент с парашютом, его раненого взяли в плен немцы и поместили в госпиталь во Львове. К нему приставили двух охранников. Ольга Васильевна упоминала, что ее матери рассказали, что вместе с ее братом якобы поместили другого пленного раненого лётчика из союзнических военно-воздушных сил США - по происхождению он был ирокезом. Он рассказал Ивану Ивановичу о своем племени и, когда наш лётчик предложил ему бежать вместе с ним отказался и просил передать, если будет возможно, весточку его родным. Лежал ли в львовском госпитале вместе с Иваном Даценко пленный лётчик ирокез - документально установить невозможно. Сумев усыпить бдительность двух охранников, Иван Даценко бежал. Простодушный лётчик направился в свою часть и с нетерпением ждал встречи с однополчанами. Но их радость длилась недолго. На следующий день отважный лётчик был арестован сотрудниками СМЕРШа. После скорого военного трибунала его отправили по этапу в Сибирь. Только прежние боевые заслуги спасли его тогда от расстрела. Побег из Сибири в Канаду кажется настолько невероятным, что у многих даже вызывало сомнение, возможно ли такое. "По версии историков, именно навыки службы в дальней авиации помогли Даценко покинуть страну - вероятнее всего он воспользовался воздушным путём между США и СССР - по нему американцы перегоняли свои самолёты, купленные по ленд-лизу".
 
Побег из Сибири в Канаду кажется настолько невероятным, что у многих даже вызывало сомнение, возможно ли такое. Так, дипломат В. Семенов, который, правда, не знал Ивана Ивановича лично, выдвинул версию, что лётчик мог бежать из немецкого плена дальше в западную Европу, а оттуда без документов каким-то образом добраться до Канады. Но те, кто знал близко Ивана Ивановича Даценко, его бесстрашие и незаурядные способности, которые он всегда проявлял в критических ситуациях, не сомневались в этом. И, действительно, исследователям удалось довольно убедительно восстановить маршрут и обстоятельства побега отважного лётчика.
В пользу версии о том, что Иван Даценко был арестован СМЕРШем говорит тот факт, что попытки односельчан увековечить память лётчика героя пресекались властями. Когда исследователи стали наводить справки искать личные дела Даценко, то им удалось найти лишь грамоты и документы в учебных заведениях, где учился Даценко. Однако из воинской части его главное личное дело было изъято НКВД.
 
"Как выяснилось позже, личное дело Даценко из архива лётного полка, где он служил, было изъято органами безопасности, а в документах, фиксирующих всех, кому присвоено звание Героя Советского Союза, его фамилия вычеркнута", - пишут авторы статьи "Пронзающий Огонь" А. Алейников и В. Млынник, кандидат исторических наук.
Когда исследователь Михаил Секрет собирал сведения для уникальной книги о Героях Советского Союза в Оренбургском военном училище ему посоветовали ничего не писать об Иване Ивановиче Даценко.
 
Канадская почтовая открытка. Резервация Канауэйк. Вождь "Пронзающий Огонь" и его племя.
 
О том, как сложилась судьба Ивана Ивановича в Канаде известно не очень много. Благодаря изысканиям канадского дипломата Блэра Сиборна выяснилось, что после войны в провинции Онтарио в резервации Канауэйк был принят в ирокезское племя могавков "не индеец". Иван Даценко взял новое имя и фамилию Джон Макнобер. Дипломат Вл. Семёнов, который был советником посольства СССР в Канаде, так характеризует этот народ: "Надо сказать, что могавки отличались от остальных племён своим сравнительно оседлым образом жизни. Они жили большими племенами, строили для проживания основательные срубные дома, причём необычной длины (30-40 метров), и редко пользовались временными сооружениями типа вигвама. Их дома чем-то походили на традиционные крестьянские избы северной России и Сибири. Сейчас в Канаде могавков насчитывается не менее 10 тысяч человек (в 60-ые гг.). В наше время они проживают в пределах ограниченной резервации Канауэйк, располагающейся на канадской стороне реки Св. Лаврентия и частично на американской стороне. Существуют американский и канадский советы вождей". (С 1990-ых гг. в Канаде больше не существует резерваций индейцев.)
 
Самое удивительное в этой истории то, что военному лётчику, герою войны, славянину, на чужбине пришлась по душе жизнь среди индейцев с их далёким от цивилизации укладом жизни. Он выучил язык соплеменников, охотился, рыбачил, вёл хозяйство. Предполагают, что именно в резервации он получил документы на имя Джона Макнобера. То, что он женился на дочери вождя (конечно, это могло произойти только с одобрения старого вождя, потому что таким образом Иван Иванович становился претендентом на роль предводителя племени после смерти тестя; к тому же у последнего не было сыновей), говорит о том, что лётчик заслужил большое уважение индейцев.
 
"А индейцы - это народ, у которого не принято влезать в душу постороннего человека, они не интересуются анкетой, они оценивают человека по его конкретным качествам - уму, честности, смекалке, трудолюбию. А таким и был Иван Доценко - в то время совсем еще молодой человек 27-ми лет от роду. Высокий, стройный, красивый," - пишет Вл. Семёнов. 
 
И действительно сослуживцы отмечали, что Иван Даценко был очень видным: черноволосый, статный, богатырского телосложения. Когда М. Эсамбаев увидел вождя, которому было почти 50 лет, то восхитился им и даже попросил переводчика, ещё не зная, что вождь говорит по-русски, передать ему своё восхищение. "Прекрасная индианка" - как назвал М. Эсамбаев супругу вождя - отличалась тонкой красотой и хрупкой изящностью. Это была очень красивая пара. У них было 4 сыновей.
Очевидно, что индейцы знали историю лётчика героя. Поэтому он и получил такое имя - Пронзающий Огонь.
"Индейцы дали ему имя Пронзающий Огонь. Так, пламя, объявшее фюзеляж самолёта в далёком 1944 году, стало частью его нового имени. Ему по душе пришлась спокойная жизнь вдали от цивилизации. 
 
Сын "Пронзающего Огонь" - "Идущий по небу" с неизвестной девушкой.
 

 Нене - внучка вождя Пронзающего Огонь

Многолетние поиски родных, наконец, увенчались успехом, когда в 2001 году племянница Ивана Ивановича Ольга Васильевна обратилась на телепередачу "Жди меня". И. Кваша и М. Шукшина начали поиски фактов и свидетельств этой удивительной истории. В результате поисковой работы было найдено более 20 человек, которые знали по службе Иван Даценко и тех, кто его видел в Канаде. 

Телеведущие собрали много фотографий, писем, нашлись даже любительские кинокадры, сделанные в 1967 году, на которых был запечатлён вождь Пронзающий Огонь.
Игорь Кваша обратился в Московский институт судебно-медицинской экспертизы, где известный российский эксперт-криминалист Сергей Никитин, сравнивая фотографии разных лет и кадры киноплёнки, пришёл к однозначному выводу: вождь "Пронзающий Огонь" и Иван Иванович Даценко - одно и то же лицо. Хотя родные лётчика никогда и не сомневались в этом.
Вот, что сказал двоюродный брат Ивана Ивановича - Василий Иванченко:
   
- Нет никаких сомнений, что индейский вождь - это наш Иван. Что ль я брата бы не узнал? - удивляется моему вопросу о правдоподобности этой истории Василий Иванович. 
- Закройте на фотографии перья; и вот он, как живой. Иван был не тот человек, который мог бы просто так погибнуть и не спрыгнуть с парашютом. Мы никогда не сомневались, что он жив, даже без Махмуда Эсамбаева. Кроме того, Эсамбаев понятия не имел о пропавшем без вести нашем земляке Иване Даценко, поэтому случайно в его воспоминаниях это имя не могло появиться. Совпадений слишком много, чтобы усомниться в правдивости его слов.
 
В начале 2000-х гг. представители Украинского Красного креста сообщили племяннице Ивана Даценко в ответ на ее обращение, что в резервации Канауэйк живет Джон Маккомбер, только он сын того Джона Маккомбера, вождя племени, который, увы, умер 2 года назад. Даты рождения Ивана Даценко и Джона Маккомбера совпадают — 1918 год! 
 
 
 
Неожиданное открытие удивительной судьбы лётчика героя, достойнейшего человека, славянина, который был признан индейцами ирокезами и пользовался у них почётом и уважением, - без сомнения, в наши дни очень важное событие. Оно ещё ждёт своего осмысления и глубокой оценки.
 
источники:

Картина дня

наверх