На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 821 подписчик

Дважды Герой. Советский лётчик Раков топил немецкие корабли и спасал сослуживцев

16 июля 1944 года в небе над финским портом Котка, что на берегу Финского залива, появились советские самолеты – пикирующие бомбардировщики, топмачтовики, истребители сопровождения. Примерно в 16 часов 52 минуты на пришвартованный в порту Котка немецкий крейсер «Ниобе» посыпались бомбы с советских пикирующих бомбардировщиков Пе-2.



Операция по уничтожению крейсера была тщательно спланированной и давно задуманной. Советское командование решило атаковать «Ниобе» как только получило сведения о его прибытии в порт Котка. «Ниобе», немецкий крейсер противовоздушной обороны, был переброшен в Финский залив для поддержки германских войск, действовавших на ленинградском направлении.

 

 



Всего лишь за четыре года до описываемых событий «Ниобе» назывался «Гелдерланд». Это было учебно-артиллерийское судно Королевских военно-морских сил Нидерландов. Но когда в 1940 году Нидерланды капитулировали, трофейный «Гелдерланд» был передан в состав кригсмарине и переоборудован в крейсер противовоздушной обороны. Второй раз на воду корабль спустили 16 марта 1944 года и практически сразу же направили в Финский залив.

12 июля 1944 года «Ниобе» был обнаружен в порту Котка, после чего 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского Флота предприняли первую атаку на крейсер. Но эти атаки оказались безуспешными – несмотря на семьдесят бомб, сброшенных на плавучую батарею, «Ниобе» не получил серьезных повреждений. 

После первой неудачи командование ВВС Балтийского флота во главе с генерал-лейтенантом авиации Михаилом Ивановичем Самохиным в течение трех дней разработало план новой операции. Были созданы две ударные группы. В первую ударную группу вошли 22 пикирующих бомбардировщика Пе-2 из 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка, разделенные на 2 группы по 11 самолетов в каждой. Их сопровождали 18 истребителей Як-9. Каждый бомбардировщик снарядили 2 бомбами ФАБ-250. 

Вторую ударную группу составили из 4 топмачтовиков A-20G Havoc 51-го минно-торпедного авиационного полка и 6 истребителей сопровождения Як-9. На каждом топмачтовике было по 2 бомбы ФАБ-100. Основной удар по немецкому крейсеру должны были нанести как раз Пе-2 первой ударной группы.

Командовать первой ударной группой поручили Герою Советского Союза подполковнику авиации Василию Ивановичу Ракову – одному из самых прославленных на тот момент летчиков советской морской авиации. Такой выбор не был случайным – уже то, что Раков был Героем Советского Союза, говорит о профессионализме и отваге военного летчика. Первую Золотую Звезду Раков получил еще в 1940 году – за участие в советско-финской войне. 

Василий Иванович Раков родился 8 февраля (26 января) 1909 года в Санкт-Петербурге, но детские и юношеские годы провел в деревне Большое Кузнечково, ныне Кувшинского района Тверской области. Школа, фабрично-заводское училище – типичный путь простого паренька сталинской эпохи. В 1928 г. 19-летний Раков поступил на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, а в 1929 году окончил военно-теоретическую школу летчиков. В 1931 г. Раков окончил Севастопольскую военную школу морских летчиков, после чего был распределен в 62-й отдельный авиаотряд на Балтику. 

В то время советская морская авиация только развивалась. Служба морских летчиков была известна широкой публике куда меньше, чем дела коллег – пилотов из ВВС. И у молодого Ракова был повод для гордости – он попал в малочисленную «элитную» когорту морских летчиков. Прослужив пять лет, Василий Раков пошел на повышение. Он был назначен командиром эскадрильи в составе 57-го бомбардировочного полка. 

Когда в 1939 году началась советско-финская война, полк, в котором служил Василий Раков, сразу же был брошен на фронт. В самый первый день войны эскадрилья Ракова направилась на боевое задание. Несмотря на сложные погодные условия, которые очень сильно ограничивали видимость, советские летчики смогли разбомбить аэродром финских ВВС в нескольких километрах от Хельсинки. Финская зенитная артиллерия не смогла вовремя среагировать на налет советской авиации, поэтому летчики благополучно выполнили задание, отбомбившись с 400 метров. Лишь когда советские самолеты повернули назад, финские зенитчики открыли огонь. Но серьезных повреждений нашим самолетам они нанести не смогли – эскадрилья под командованием Ракова вернулась на аэродром без потерь.

Во время одного из боевых вылетов самолет Василия Ракова все же попал под обстрел финских зенитчиков. У бомбардировщика «СБ», на котором летал Раков, загорелся левый мотор, но летчик продолжил выполнять боевую задачу, сумев отбомбиться по позициям финской армии и вернуться на аэродром. Именно за этот подвиг в феврале 1940 года командир эскадрильи майор Василий Раков получил первую Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Дважды Герой. Советский лётчик Раков топил немецкие корабли и спасал сослуживцев



О том, каким Василий Раков был человеком и командиром, лучше всего свидетельствует история с бомбардировкой финского порта Турку. Во время этой операции эскадрилья Ракова потеряла свой первый бомбардировщик, но экипаж сбитого самолета смогли спасти. Бомбардировщики отбомбились по цели и начали уходить на аэродром, но в это время появился финский истребитель «Спитфайр», который ударил по отставшему самолету. 

Однако финский летчик совершил роковую ошибку – развил очень большую скорость, в результате чего его выбросило под пулеметный огонь стрелка-радиста советского бомбардировщика. В результате «Спитфайр» разбился, но у советского самолета вышли из строя оба мотора. Самолет стал снижаться. Очевидцы боя – летчики из других самолетов – сочли экипаж погибшим или попавшим в плен, но командир эскадрильи Василий Раков был убежден, что экипаж спасся. И смог настоять на проведении поисково-спасательной операции. 

Более суток советские летчики искали пропавших сослуживцев. Наконец самолет был обнаружен прямо на льду Финского залива. Пилот и стрелок-радист были ранены, но живы. Их эвакуировали со льда, направив к месту падения бомбардировщика биплан У-2 и летающую лодку МБР-2. Так советские летчики были спасены благодаря настойчивости и оптимизму своего командира Василия Ракова.

К моменту начала Великой Отечественной войны 32-летний Раков был уже опытным летчиком, слушателем Военно-морской академии. Естественно, он сразу же стал проситься на фронт, но ему пришлось полгода ждать окончания академии, пока в феврале 1942 года он не был назначен командиром 2-й морской авиационной бригады, входившей в состав Черноморского флота. Затем он возглавил Севастопольскую авиационную группу, но, несмотря на высокую должность, продолжал лично участвовать в воздушных боях. 

После того, как Севастополь все же был взят гитлеровцами, Ракова перевели на Балтийский флот. Здесь он был назначен командиром 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка, входившего в состав 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота. Под его командованием бомбардировщики Пе-2 бомбили артиллерийские батареи вермахта, обстреливавшие Ленинград. Раков часто использовал свой самолет как штурмовик, добивая немцев пулеметным огнем. К июлю 1944 года гвардии подполковник Василий Раков совершил 68 боевых вылетов.

16 июля 1944 г. Раков вместе с сослуживцами бомбил крейсер «Ниобе». В результате бомбардировок ударная группа Пе-2 четыре раза попала бомбами ФАБ-250 в цель. Еще несколько бомб взорвались вблизи плавучей батареи. Получив тяжелые повреждения, крейсер «Ниобе» стал тонуть с креном на левый борт.



Когда к «Ниобе» в 17 часов подлетели топмачтовики A-20G, они обнаружили плавучую батарею уже полузатонувшей. Тем не менее, топмачтовики сбросили на «Ниобе» шесть бомб ФАБ-100, две из которых попали на среднюю и кормовую части корабля. На «Ниобе» произошли сильные взрывы, после чего командир корабля приказал экипажу покинуть судно. В 18 часов 40 минут крейсер затонул. Потери советской морской авиации в результате 8-минутной операции составили 1 самолет сбитым и 4 самолета поврежденными.

Спустя три дня, 22 июля 1944 года, подполковник Василий Раков за умелое руководство действиями бомбардировочной авиации во время операции против крейсера «Ниобе» был второй раз удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Интересно, что до конца Великой Отечественной войны советские летчики были убеждены, что они потопили финский броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен» — один из двух аналогичных кораблей, которые имелись в распоряжении военно-морских сил Финляндии. Между тем, потопление немецкого крейсера принесло куда большую пользу, чем если бы была уничтожена первоначальная цель — финский броненосец.

Всего за годы Великой Отечественной войны Василию Ивановичу Ракову довелось совершить 170 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. Он участвовал в потоплении 12 кораблей и судов противника. Здесь стоит отметить, что летчики морской бомбардировочной авиации рисковали не меньше, чем пилоты истребителей .Так, очень опасным был выход из пикирования. Летчикам приходилось управлять самолетом и одновременно отбиваться от вражеских истребителей, пилоты которых прекрасно знали сложность выхода из пикирования и старались подстеречь советские бомбардировщики именно на выходе из пикирования.

Когда Пе-2 снижались на малые высоты для проведения бомбардировок, они становились крайне уязвимыми для огня вражеской зенитной артиллерии. Часто советские бомбардировщики попадали под огонь зенитных орудий вражеских крейсеров и эсминцев. Если самолет удавалось подбить, то летчик выпрыгивал с парашютом и попадал в холодную воду. Фактически это была стопроцентная гибель. И в таких сложнейших условиях Василию Ивановичу Ракову, совершившему 170 боевых вылетов, все же удалось выжить. Он прошел всю войну, сделал большую военную карьеру, но самое главное – берег себя и очень берег своих подчиненных. 

В феврале – августе 1945 года Василий Раков служил уже на Тихоокеанском флоте, где в августе развернулись боевые действия против Японии. Здесь он занимал должность помощника командира дивизии пикирующих бомбардировщиков ВВС Тихоокеанского флота. 

Служба кадрового военно-морского летчика Василия Ракова продолжалась и после войны. В 1946-1948 гг. он командовал дивизией на Тихоокеанском флоте. В 1946 году он окончил Военную академию Генерального штаба, а с ноября 1948 года перешел на преподавательскую работу в Военно-морскую академию. 

В Военно-морской академии Василий Иванович в 1948-1950 гг. занимал должности заместителя начальника кафедры морской авиации, в 1950-1952 гг. – заместителя начальника кафедры тактики ВВС, в 1952-1959 гг. – начальника кафедры тактики ВВС, в 1959-1960 гг. – начальника кафедры авиации ВМФ, в 1960-1963 гг. – начальника кафедры авиатехники, самолетовождения и боевого применения авиационного оружия. В 1963-1970 гг. Василий Иванович руководил кафедрой авиационной техники и оружия на командном факультете Военно-морской академии, в 1970-1971 гг. занимал должность профессора-консультанта Ученого совета Военно-морской академии. 

В 1958 году Василий Иванович получил звание генерал-майора авиации. В 1967 году он получил ученую степень доктора военно-морских наук, а в 1969 г. – звание профессора. В 1971 году, прослужив более двадцати лет в Военно-морской академии, дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Василий Иванович Раков вышел в запас. 

После выхода в запас Василий Иванович продолжал жить в Ленинграде, занимался научной деятельностью, написал несколько книг по истории и тактике морской авиации. Он скончался 28 декабря 1996 года в возрасте 86 лет, был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. 

В Санкт-Петербурге установлен бронзовый бюст прославленного советского военно-морского летчика дважды Героя Советского Союза Василия Ивановича Ракова. Сегодня, в год столетия Василия Ивановича, остается лишь в очередной раз вспомнить о славном жизненном пути и доблестной службе этого отважного летчика и командира.

 

Автор:Илья Полонский

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх