На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 857 подписчиков

Хотите СССР-2? Тогда вам сюда - читайте, привыкайте к ТАКОЙ жизни

Хотите СССР-2? Тогда вам сюда - читайте, привыкайте к ТАКОЙ жизни


Игорь Обросов. Печерлаг. Шаг влево, шаг вправо - расстрел.

Ниже - подборка антисоветской живописи разных лет. Часть этих картин была написана еще в СССР, тайно, "в стол",  публика увидела их лишь после падения советского режима. Другая часть картин написана в 1990-е гг. и позднее, когда цензура и Лубянка уже не угрожали авторам. Обе части по-своему интересны, особенно сегодня, когда в РФ вовсю идет реставрация совка и насаждается ностальгия об этих временах. А там есть, что вспомнить.

Начнем , пожалуй, с вот этого:
Юрий Кугач. "Великому Сталину- слава!". 1950 г.
Юрий Кугач. Великому Сталину слава! (Кугач и соавторы). 1950
Автор этого холуйства - Юрий Кугач, известный мастер соцреализма. У него много таких картин.
Юрий Кугач. "1 мая". 1952 г.
Все просто счастливы, солнце, весна, песни, танцы.
Юрий Кугач. 1 мая 1952
Но кто бы мог подумать, что с 1960-х  гг. в тиши своей мастерской Кугач 30 лет работал над вот этим полотном, которое лаконично назвал: "Из недавнего прошлого".
Юрий Кугач. "Из недавнего прошлого". 1960-90 е гг.
Раскулачивание, крестьянин с трудовыми мужицкими руками и чекисты, которые выселяют его семью из деревни. Впереди - еще вереница подвод с другими семьями. Как-то радости нет, никто не танцует.
Юрий Кугач. Из недавнего прошлого. 1960-е — 1990-е.
Юрий Кугач имел звание народного художника СССР,  был вполне обласкан Советской властью, хотя и рисовал про неё всякие гадости (тайно).  Многие и этого себе позволить не могли. Просто молчали и ждали своего часа.
Эгиль Вейдеманис (1924-2004), советский художник, сын латышского стрелка, который после 1917 г. остался в России.  Эгиль Карлович всю жизнь жил в Москве, о которой написал массу неплохих картин. Ну вот например:
Эгиль Вейдеманис. "Зимний вечер в Замоскворечье". 1968 г.
Эгиль Вейдеманис. Зимний вечер в Замоскворечье. 1968
Но пришло время и выяснилось, что помимо Кремля и Замоскворечья в Москве есть еще Бутовский полигон. Место, где в 1937-38 гг. чекисты расстреляли и сбросили во рвы 20 000 человек, в том числе и отца художника. Отец после гражданской войны работал в латышском театре "Скатуве" в Москве, который был расстрелян почти в полном составе.
Эгиль Вейдеманис. "Бутово. Расстрельный полигон НКВД". 1999-2003 гг.
Вейдеманис Э.К., Москва, Бутово. Расстрельный полигон НКВД. 1937-1938 г 1999-2003
Возраст расстрелянных в Бутово был в диапазоне от 14 до 82 лет, всех национальностей и сословий, в т.ч. около 100 художников и более 900 священнослужителей. Сама техника расстрела на картине, правда, изображена не совсем исторически точно.
В такой манере,  "с колес", НКВД расстреливало поляков в Катыни - выгоняли из машин в лес и стреляли. В Бутово все было немного по-другому. Здесь был специальный  барак, куда примерно к часу ночи подвозили народ (до 400-500 чел. за ночь).  Их заводили туда якобы для "санобработки" (один к одному как нацисты в своих лагерях).  Там сверяли личность, раздевали, объявляли приговор. Расстрельная команда в это время сидела в отдельном доме, пила водку. Только потом начинали выгонять на улицу на расстрел, по-одному. По завершении всего дела к утру бульдозерист засыпал яму.
Сергей Никифоров. "Липы на месте расстрелов (Бутовский полигон)". 2002 г.
С.И. Никифоров. Липы на месте расстрелов (Бутовский полигон). 2002
Санобработка в бутовских бараках - хорошо, но не так эффективно.  Поэтому эффективные менеджеры СССР применяли и более массовые методы смертоубийства. Например, голод. В связи с чем хотелось бы познакомить вас с заслуженной художницей Украинской ССР Ниной Марченко.  В разгар Советской власти она рисовала вот такие вот оптимистические картины:
Нина Марченко. "Возвращенное детство". 1965 г.
Советский солдат освобождает детей из немецкого концлагеря. Эту картину (дипломную) художница посвятила тогда детям Бухенвальда. Правда, Бухенвальд освободили американцы, но это не важно.
Нина Марченко. Возвращенное детство. 1965
Или вот:
Нина Марченко. "Близнецы". 1972 г.
На картине - украинская деревня, счастливая бабуля, детки, рушники.
Марченко Нина. Близнецы 1972
Но с середины 1980-х гг.  Нина Марченко стала рисовать и то, что творилось в украинской деревне во времена Сталина.
Нина Марченко. "Запись в колхоз". 1985 г.
Озверевший коммунист в будёновке загоняет крестьянина в колхоз.
Нина Марченко. Запись в колхоз. 1985
Когда загнали в колхоз - отобрали хлеб. Хлеб отобрали и продали на Запад, чтоб заработать валюту для индустриализации. В хлебных районах страны начался голод 1932-33 гг., прежде всего на Украине (Голодомор).
Нина Марченко. "Дорога скорби". 1998-2000 гг.
Нина Марченко. Дорога скорби 1998-2000
Идея уморить голодом несколько миллионов человек, чтоб продвинуть промышленность - не нова. Впервые её применили британские колонизаторы в Бенгалии, в конце 18 в. Они обложили индусов такими налогами, что отобрали у них всё и вывезли в Англию, где в это время разворачивалась индустриальная революция. Правда, от этого 7 млн. чел. в Бенгалии в 1769-1773 гг. умерли с голоду. Украина, а также российское Поволжье и Кубань стали Внутренней Бенгалией Советского Союза.
Нина Марченко. "Мать 1933-го". 2000 г.
Нина Марченко. Мать 33-го. 2000
По самым скромным оценкам в 1932-33 гг.  от голода в СССР умерло не менее 3 млн. чел. Их обменяли на сборочную линию "Форда"  на заводе ГАЗ в Горьком и турбины "Сименс" для Днепрогэса. И это правильно. Какую ценность представляют жизнь среднестатистического бенгальца? А турбины - их крутить можно.
Нина Марченко. "Последний путь". 1998-2000 г.
Нина Марченко. Последний путь. 1998-2000
Примерно в том же стиле, что индустриализация, велась и война с немцами 1941-45 гг. Что и показал на своей картине 1985 года московский художник Сергей Шерстюк (сам сын фронтовика, генерала Советской армии).
Сергей Шерстюк. "Мужчины одной семьи. 1941 год". 
The Men of One Family, 1941 Sergi Sherstiuk, 1985
Сергей Шерстюк. "Мужчины одной семьи. 1945 год". 
The Men of One Family, 1945 Sergi Sherstiuk, 1985
А окончательный удар по мужскому населению страны нанесла послевоенная алкоголизация СССР.  Ярче всех её запечатлел в 1970-80х гг.  художник  Василий Колотев. Колотев был нон-конформистом, не сотрудничал с властями, не искал никаких званий, премий, выставок. Работал слесарем на заводе и рисовал "в стол", живя в убогой московской коммуналке.
Василий Колотев. "Красный день календаря". 1985 г.
Пьяные советские пролетарии отмечают 1 мая.
Василий Колотев. Красный день календаря. 1985 г.
Василий Колотев. "…И корабль плывет. Пивная". 1979 г.
Государствообразующая нация СССР во времена позднего Брежнева...
Василий Колотев. …И корабль плывет. Пивная. 1979
Василий Колотев. "Листья тополя падают с ясеня". 1984 г.
Она же.
Василий Колотев. Листья тополя падают с ясеня. 1984
Василий Колотев. "Бульварная сцена". 1984 г.
1984-й. "Андроповка" по 4-70. Ну, за духовность!
Василий Колотев. Бульварная сцена. 1984
Василий Колотев. "Воскресенье". 1984 г.
Русский мiр.
Василий Колотев.Воскресение. 1984
Василий Колотев. "На лестничной клетке". 1983 г.
Третий Рим.

Василий Колотев. "Час пик". 1986 г.
И его римляне.
Василий Колотев. Час Пик. 1986
Василий Колотев. "Утро соседки". 1984 г.
Советская коммуналка. Грязь, нищета, сверхдержавность.
Василий Колотев. Утро соседки.
Василий Колотев. "Девятый вал". 1979 г.
Советская семья. Жена, по-моему, вместе с ним накатила. И эти бычки на столе, на полу... Вот зачем при детях курить?
Василий Колотев. Девятый вал. 1979
Василий Колотев. "Очередь". 1985 г.
Советские магазины. СССР был страной очередей. За всем. От колбасы до туалетной бумаги.
Василий Колотев. Очередь. 1985
Знаменитые советские очереди, неотъемлемая часть плановой экономики, нашли свое отражение и в картинах других художников.
Алексей Сундуков. "Очередь". 1986 г.
Очереди за продуктами из однообразно и убого одетых женщин производили действительно гнетущее впечатление. От них веяло безысходностью.
Алексей Сундуков. Очередь. 1986
Владимир Коркодым. "Ждут товар". 1989 г.
Очередь в деревенском магазине. Уныние и покорность. Народ, сломленный деспотизмом.
Коркодым. Ждут товара
Впрочем, неудивительно. Ломали долго и жестоко. И еще оболванивали. В старшем поколении, жившем при Сталине, страх 1937 г. сидел прочно и навсегда. Страх и привычка верить пропаганде. Избавление от этого заняло годы, не у всех, но зато метаморфозы, которые получались, порой удивительны.  Яркий пример -  Игорь Обросов, народный художник РСФСР (1983), мастер соцреализма, рисовал в т.н. "суровом стиле", популярном в 1960-80е гг.  Был вполне лоялен Советской власти, звания, выставки, в т.ч. числе за рубежом.
Игорь Обросов. "Мальчиш-Кибальчиш". 1963 г.
Картина по мотивам детской сказки Аркадия Гайдара "О Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его Твердом слове". Пропаганда начиналась с пеленок, усилиями в т.ч. таких людей как Гайдар-старший и художник Обросов.

Игорь Обросов. Кибальчиш. 1963
Но тут не только пропаганда. Это аллегорическая картина, с двойным дном. Маленький мальчик в будёновке тянет руки к уходящему прочь суровому красноармейцу. Уходящий мужчина - это на самом деле отец художника, известный хирург (и революционер-коммунист) Павел Обросов, которого расстреляли в 1938.  В конце 1980-х гг. при Горбачеве начнется кампания по разоблачению сталинских преступлений. Художник Игорь Обросов напишет серию картин "Посвящение отцу" (1986-88 гг.) и станет понятно, кто есть кто на полотне 1963 г.
Игорь Обросов. "Мать и отец. Ожидание. 1937 г." 1986-88 гг.
Вот он тот самый красноармееец и черный воронок во дворе ждет его.
Игорь Обросов.1937. Мать и отец. Ожидание.
Игорь Обросов. "Без права переписки". 1986-88 гг.
Чекисты выводят арестованного. Стандартный приговор "10 дет без права переписки" погружал родственников в неизвестность: это могло в самом деле 10 лет, а мог быть расстрел, о котором им просто не сообщали. В случае с отцом Игоря Обросова - второе.
Обросов Игорь. Без права переписки.триптих «Посвящение отцу» (1986—1988
Позднее Игорь Обросов продолжил начатую тему. В 2008 г. вышла его персональная выставка "Трагическое прошлое (Жертвы сталинских репрессий)".
Игорь Обросов. "Жертва Гулага". 2000-е гг.
Группа чекистов насилует женщину-узницу.
Игорь Обросов. Жертва Гулага.2000-е (фрагмент)
Две картины одного художника с разницей в 40 лет.
Игорь Обросов. Кибальчиш + Жертва Гулага
Еще из позднего Обросова:
Игорь Обросов. "Зомби ГУЛАГа". 2000-е гг.
Сталинский концлагерь. Два чекиста тащат труп изможденного узника.
Игорь Обросов. Зомби Гулага.
Последняя картина напоминает графику Давида Олера про Освенцим, только в данном случае концлагерь советский. Олер был узником Освенцима, в обслуге крематория, но сумел выжить. После войны он по памяти сделал серию рисунков из лагерной жизни.
Давид Олер. "Перетаскивание трупов из газовой камеры крематория III к лифту". 1946 г.
Давид Олер Перетаскивание трупов из газовой камеры крематория III к лифту. 1946
Обросов в отличие от Давида Олера сам никогда не сидел в концлагере.  Только рисовал про него.  Но в СССР было несколько  художников, которые ЛИЧНО прошли сталинский ГУЛАГ и изображали по памяти увиденное. Например, Георгий Черкасов (1910-1973), трижды судимый за антисоветскую агитацию и вышедший на свободу только после смерти Сталина.
Георгий Черкасов. "Северное сияние. Ухтпечлаг, конец 1930-х гг." 1960-е.гг.
Георгий Черкасов. Северное сияние. 1960-е
Георгий Черкасов. "В последний путь. Ухтпечлаг, 1938.". 1960-е гг.
Это воркутинский лагпункт, где в 1938 г. проходили т.н. "кашкетинские расстрелы" (по фамилии чекиста Ефима Кашкетина, который их организовывал). На картине группу з/к ведут на расстрел. Слева - двое "ссученных" заключенных вяжут священника (это реальный персонаж, отец Егор, с которым сидел Черкасов). Вяжут, чтоб перед казнью приговоренные не могли причаститься.
Георгий Черкасов. В последний путь. УХТПЕЧЛАГ, 1938 год.  1960-е гг
Еще яркий художник-лагерник - Николай Гетман. Уроженец Харькова, попал в 1945 г. в ГУЛАГ за "антисоветскую агитацию и пропаганду". Был в Тайшетлаге (строительство БАМа) и на Колыме.  Выйдя на свободу почти полвека (с 1953 по 2004 г.) работал над серией картин "ГУЛАГ глазами художника".
Николай Гетман. "По этапу". 1954 г.
Николай Гетман. По этапу. 1954 г.
Николай Гетман. "Лагпункт Верхний Дебин. Колыма". 1985 г.
Это прииск, где художник работал на добыче золота. Примерно 400 км от Магадана по Колымской трассе.
Николай Гетман. Лагпункт Верхний Дебин. Колыма.1956
"На прииске Дебин (Колыма) в 1951 разрешили как–то группе зэков пособирать ягод. Трое заблудились — и нет их. Начальник лагеря старший лейтенант Пётр Ломага послал истязателей. Те напустили собак на трёх спящих, потом застрелили их, потом прикладами раскололи головы, обратили их в месиво, так что свешивались наружу мозги, — и в таком виде на телеге доставили в лагерь. Здесь заменили лошадь четырьмя арестантами, и те тянули телегу мимо строя. «Вот так будет с каждым!»— объявил Ломага" (А.И.Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ).
Николай Гетман. "Обед. Привезли баланду". 1991 г.
Как и в нацистских концлагерях в советском ГУЛАГе зеков постоянно держали в голоде. Так быстрее ломалась воля к сопротивлению.
Николай Гетман. Обед - привезли баланду. 1991
Николай Гетман. "Фитиль". 1987 г.
Фитиль - это зек, чьи силы на исходе, доходяга.
Никола Гетман. Фитиль.1987
Николай Гетман. "Пайка хлеба за "дубаря". 1989 г.
В правом нижнем углу на полу валяется умирающий зек. Если соседям по бараку удастся какое-то время скрывать его смерть  -  будет лишняя пайка хлеба, 800 грамм на день.
Николай Гетман. Пайка мертвеца
Николай Гетман. "Морг узников ГУЛАГа". 1980 г.
На картине - заключенный Иван Павловский, русский инженер, который сидел с Гетманом в одном лагере. Его задача была готовить тела умерших к захоронению. Из консервных банок он делал бирки, которые проволкой прикрепялилсь к трупу.
Николай гетман. Морг узников ГУЛАГа. 1980
Николай Гетман. "Комарики". 1990 г.
Пытка, известная еще со времен СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения). Зека привязывали к дереву (в некоторых лагерях - бросали в яму) в сезон комаров (гнуса).  Максимум за час он терял столько крови, что наступала мучительная смерть.
Николай Гетман. Комарики
Николай Гетман. "В ожидании растрела". 1987 г.
Николай Гетман. Вызов на расстрел
Ну, пожалуй, хватит.  Особенно на ночь. А у кого еще осталась ностальгия по совку, тем сюда:
GI1325209197x6231_n
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх