На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 819 подписчиков

Современные мысли русского анархиста Петра Кропоткина

 

«Анархия - не хаос, а свобода личности, мысли, творчества». П.А. Кропоткин

9 декабря 1842 года родился князь Петр Алексеевич Кропоткин - русский революционер, теоретик анархизма, гуманист, ученый-энциклопедист. Передовые мысли Кропоткина намного опередили его время и кажутся современными и в XXI веке.

Вот некоторые из них

Петр Алексеевич Кропоткин - русский ученый, философ и классик анархистской мысли. Он не сражался на баррикадах во время революций, не был руководителем повстанческих анархистских армий, но был выдающимся теоретиком, одним из создателей концепции анархо-коммунизма. Его идеи с конца XIX в. и по сей день оказывают влияние на массовые социальные движения, борющиеся за социальную справедливость и свободу личности.

Место Кропоткина - теоретика анархизма, гуманиста, ученого в истории русской общественной мысли определяется его вкладом в социальную философию и человеческими качествами, которые составляют неотъемлемый компонент духовного богатства его личности.

С именем Кропоткина связано выдвижение и утверждение в отечественной, да и мировой социально-философской мысли целого комплекса плодотворных идей. Среди них -единство науки, нравственности и революционных преобразований, критика уродливой централизации государственной власти и обоснование роли народной инициативы, политика естественнонаучного обоснования тенденций к взаимопомощи в человеческом обществе, широкое понимание роли кооперации не только в социально-экономическом, но и в более широком общечеловеческом плане как проявления закона взаимодействия людей во всех сферах жизни.

Весь этот круг идей был подчинен главной доминанте теоретической и практической деятельности Кропоткина - его реальному гуманизму. Не только русские современники, но и наиболее чуткие иностранцы запечатлели духовный облик Кропоткина, особо выделили в нем черты гуманизма, уважения к личности и ее интересам.

Так, Ромен Роллан писал: «Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот предел моральной чистоты, спокойного, ясного самоотречения и совершенной жалости к людям, который мятущийся гений Толстого хотел достичь во всю свою жизнь и достиг только в искусстве».

Такая оценка одного из самых глубоких писателей нашего века, оставивших немало психологических портретов известных деятелей культуры, так же как и оценка многих наших соотечественников, свидетельствует о восприятии Кропоткина - мыслителя и человека - прежде всего как гуманиста. Именно сквозь призму человеческих интересов, причем не абстрактного человечества, а каждой личности, решал Кропоткин жизненные проблемы воспитания, образования, социального переустройства.

Гуманизм Кропоткина далеко не всегда оценивался адекватно, по справедливости. В прошлые десятилетия можно было подчас встретить в литературе упреки Кропоткину - да и не только ему, - в том, что проповедь добра, милосердия, поиски заложенного в природе живых существ инстинкта взаимопомощи - это проповедь внеклассового абстрактного гуманизма.

В современных условиях совершается благотворный и давно назревший процесс отказа от стереотипов, от узкого схематичного понимания соотношения классовых и общечеловеческих начал.

В осознании всех этих процессов бесценна роль русских мыслителей, и в том числе Петра Алексеевича Кропоткина, особенно активно утверждавшего роль свободной и ответственной личности. Гуманистическая ориентация мировоззрения и творчества П. А. Кропоткина отчетливо проявлялась в том, что сквозь все его произведения проходит главная гуманистическая идея - примат человеческого интереса. Причем этот интерес понимался мыслителем не приземленно, не узко эгоистически. Подлинно человеческий интерес - это сила, не разделяющая, не разобщающая людей, а, наоборот, сплачивающая, связывающая их во имя общих разумных целей. По мысли Кропоткина, ничего в обществе не должно совершаться помимо человека, вопреки его воли, потребностям. Иначе говоря, никакие кабинетные планы и самые - по-земному - благородные начинания и проекты не могут осуществляться путем насилия над людьми. Насилия - физического или морального - любого насилия.

«Во всех социальных вопросах, - писал Кропоткин, - главный фактор - хотят ли того люди? Если хотят, то насколько хотят они этого? Сколько их? Какие силы против них?» Говоря современным языком, Кропоткин был решительным противником всякого манипулирования людьми, их интересами, потребностями.

Всякая социальная деятельность, в том числе и революционная, борьба, имеет смысл, полагал Кропоткин, если она совершается «с целью осуществления наибольшей суммы счастья для каждой из единиц человеческого общества».

Вот эта «сумма счастья», причем не вообще для масс, для народа, а для каждой единицы общества, иначе говоря, для каждой личности, и была генеральной целью творчества Кропоткина. И смысл этих идей, их внутреннее ядро не утратили и не могут утратить свою силу, устареть.

П. А. Кропоткин утверждал, что существует прямая, непосредственная связь между свободой народа и его достижениями во всех сферах жизни. Ведь свобода в его понимании - это прежде всего возможность самостоятельного развития личности, ничем не стесняемой, кроме личной ответственности за свои поступки, кроме совести - регулятора человеческого поведения.

Кропоткин писал, что «в те эпохи, когда народ завоевывал себе свободу, достигали в истории наибольшего развития, - всякий раз и нравственный уровень общества, и его материальное благосостояние, и его свобода, и его умственный прогресс, и развитие личности, - все поднималось». Эти убеждения Кропоткина складывались начиная с самых ранних лет.

Переписка братьев Кропоткиных - наследников старинного Княжеского рода - поражает интеллектуальным накалом, она позволяет объективно оценить, какой духовный потенциал характеризовал лучших людей русского дворянского сословия.

Такая оценка, помимо всего прочего, дает возможность отвергнуть примитивное, схематичное представление о прошлом нашего Отечества.

Характерен и поучителен спор братьев Кропоткиных - Александра и Петра - по поводу отношения к философии. Если Александр, всецело захваченный идеями естественных наук, философии материализма, категорично утверждал в письме к брату: «...что же до идеалистов, то их можно не читать», то взгляды Петра Кропоткина были значительно шире и свободнее от предубеждений, заданных установок. «А много можно найти полезного и у нематериалистов», - убежденно отвечал он.

П. А. Кропоткин был связан с наукой не внешне, судил о ее роли в жизни народа как ученый-географ, внесший значительный вклад в изучение ледников. Ледовитого океана, Восточной Сибири. Он работал в Географическом обществе с лучшими людьми русской науки. Среди них - антрополог Миклухо-Маклай, зоолог Северцев, исследователь Азии Пржевальский. Каждого из них отличала личная и научная честность, истинный гуманизм. Дела ученых-путешественников, этих людей подвига и веры, говорил А. П. Чехов в очерке памяти М. Пржевальского, подвигают науку больше, чем все университеты.

Именно из области науки принес Кропоткин в революционное дело требование ясности, ненависти ко всякой лжи, какой бы «высокой» целью она ни прикрывалась. Поэтому к двум составляющим - наука и революция - присоединился третий элемент - нравственность. Образовалась триада, которая напоминала триаду современника Кропоткина, Владимира Соловьева: «Истина - Добро - Красота», но отличалась от нее тем, что вводила, наряду с наукой (истина), нравственностью (добро), существенно новый элемент - революцию, убеждение в ее необходимости. Но для Кропоткина революция - это не голос насилия, не разрушение. Она (революция) должна быть неотделима от науки и нравственности. Он писал: «Исход борьбы будет зависеть не только от ружей и пушек, сколько от творческой силы, применяемой к переустройству общества. Исход будет зависеть от созидательных общественных сил... и от нравственного влияния преследуемых». Из этой концепции единства науки, нравственности, революции выросла и своеобразная синтетическая философия Кропоткина. Он полагал, что идеи Ч. Дарвина нельзя сводить к узко понятой «борьба за существование», что в живой природе в такой же мере действует и взаимопомощь живых существ. Опираясь на признание этой взаимопомощи, Кропоткин пришел к фундаментальному выводу: «нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общественности, свойственного всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе».

Отсюда следовало, что общество какими бы целями ни руководствовалось, никуда не должно ломать эту естественную связь, навязывать людям привычки к насилию, разрушению, вражде.

Необходимым условием для подлинного развития и расцвета науки, впрочем, как и искусства, Кропоткин считал свободу творчества. Это не воинствующий индивидуализм «сверхчеловека», не бесцельное отрицание обязанностей перед обществом. Это свобода от административного давления, от внешних и чуждых науке и искусству сил, в чем бы они ни выражались - в давлении государства, университетов, церкви. Идеи русских анархистов во многом существенно обогатили понимание места человека в обществе, утвердили роль добровольных форм коллективной жизни людей, осудили гнетущую роль безудержного централизма, сковывающего человеческую свободу.

.......

О свободе личности, ее правах и счастье

«Каждый индивидуум представляет собою целый мир федераций, заключает в себе целый космос».

(П.А. Кропоткин «Анархия, ее философия, ее идеал» 1896 г.)

«Свобода - не именинный подарок. Ее нужно взять, даром она никому не дается»

(П.А. Кропоткин «Речи бунтовщика», 1885 г.)

«Прав не дают, их берут!»

(П.А. Кропоткин «Речи бунтовщика», 1885 г.)

«Чем человек несчастнее, тем больше он боится изменить свое положение из страха стать еще несчастнее».

(П.А. Кропоткин «Речи бунтовщика», 1885 г.)

«...Настоящая свобода заключается в том, чтобы каждый сам устраивал свои дела, не предоставляя их на волю Провидения или выборного собрания».

(П.А. Кропоткин «Речи бунтовщика», 1885 г.)

 

«Человек начинает понимать, что счастье невозможно в одиночку: что личного счастья надо искать в счастье всех – в счастье всего человечества».

(П.А. Кропоткин «Речи бунтовщика», 1885 г.)

«Эпохи, когда существовавшие разногласия обсуждались свободно и свободно боролись, когда никакая установленная власть не давила на одну из чашек весов, были всегда эпохами величайшего развития человеческого ума».

(П.А. Кропоткин «Анархия, ее философия, ее идеал» 1896 г.)

«Лентяи не создают историю: они пассивно терпят ее!»

(П.А. Кропоткин «Анархия, ее философия, ее идеал» 1896 г.)

О религии, науке и поэзии

«Кто же заменит богов, королей и священников, как не свободная, верующая в свои силы личность освободившегося человека! Наивная вера уходит. Дорогу науке! Произвол и благотворительность исчезают. Дорогу справедливости!»

(П.А. Кропоткин «Записки революционера», 1902 г.)

«Знание - могучая сила. Человек должен овладеть им. Но мы и теперь уже знаем много. Что, если бы это знание, только это стало достоянием всех? Разве сама наука тогда не подвинулась бы быстро вперед? Сколько новых изобретений сделает тогда человечество!»

(П.А. Кропоткин «Записки революционера», 1902 г.)

«Вместо отрицательных велений христианской нравственности: «не убей, не укради» и т. д., появляются положительные требования общечеловеческой нравственности, несравненно более широкие и беспрестанно расширяющиеся. Вместо велений Бога, которые всегда позволялось нарушать, лишь бы потом искупить грех покаянием, является простое, но несравненно более животворное чувство единства, общения, солидарности со всеми и каждым. И это чувство подсказывает человеку: «Если ты хочешь счастья, то поступай с каждым человеком так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобою. И если ты чувствуешь в себе избыток сил, любви, разума и энергии, то давай их всюду, не жалея, на счастье других: в этом ты найдешь высшее личное счастье».

(П.А. Кропоткин «Речи бунтовщика», 1885 г.)

«Люди жаждут бессмертия, но они часто упускают из виду тот факт, что память о действительно добрых людях живет вечно. Она запечатлевается на следующем поколении и передается снова детям. Неужели им мало такого бессмертия?»

(П.А. Кропоткин «Речи бунтовщика», 1885 г.)

«Ни одна наука — ни астрономия, ни физика, ни химия, ни биология, не доказывают необходимость власти».

(П.А. Кропоткин «Нравственные начала анархизма», 1906 г.)

«Есть ли более высокое эстетическое наслаждение, чем чтение стихов на не совсем хорошо знакомом языке? Все покрывается тогда своего рода легкой дымкой, которая так подобает поэзии».

(П.А. Кропоткин «Записки революционера», 1902 г.)

«Читай поэзию: от нее человек становится лучше».

(П.А. Кропоткин «Записки революционера», 1902 г.)

О государстве и свободном человеческом обществе

«Государство - покровитель мироедства, заступник хищничества, защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда!»

(П.А. Кропоткин «Речи бунтовщика», 1885 г.)

«Я быстро понял, что для народа решительно невозможно сделать ничего полезного при помощи административной машины. С этой иллюзией я распрощался навсегда».

(П.А. Кропоткин «Речи бунтовщика», 1885 г.)

«Люди лучше учреждений».

(П.А. Кропоткин «Нравственные начала анархизма», 1906 г.)

«Одно из двух. Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче центров на почве энергичной личности и групповой инициативы, на почве вольного соглашения. Или же государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесет с собою войны и внутреннюю борьбу за обладание властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и как неизбежный конец - смерть. Выбирайте сами!»

(П.А. Кропоткин «Нравственные начала анархизма», 1906 г.)

«Власть портит даже самых лучших людей. Вот почему мы ненавидим всякую власть человека над человеком и стараемся всеми силами... положить ей конец».

(П.А. Кропоткин «Записки революционера», 1902 г.)

Об анархизме

«Анархия - это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига капитала и государства».

(П.А. Кропоткин «Анархия, ее философия, ее идеал» 1896 г.)

«Анархия - не хаос, а свобода личности, мысли, творчества».

(П.А. Кропоткин «Нравственные начала анархизма», 1906 г.)

«... Я мало-помалу пришел к заключению, что анархизм - нечто большее, чем простой способ действия или чем идеал свободного общества. Он представляет собою, кроме того, философию как природы, так и общества, которая должна быть развита совершенно другим путем, чем метафизическим или диалектическим методом, применявшимся в былое время к наукам о человеке».

(П.А. Кропоткин «Записки революционера», 1902 г.)

«Анархизм представляет собой творческую созидательную силу самого народа, выработавшего учреждения обычного права, чтобы лучше защититься от желающего господствовать над ним меньшинства. Именно силою народного творчества и народной созидательной деятельности, опирающейся на всю мощь современной науки и техники, анархизм и стремится выработать учреждения, необходимые для обеспечения свободного развития общества, - в противоположность тем, кто возлагает всю свою надежду на законодательство, выработанное правительством, состоящим из меньшинства и захватившим власть над народными массами при помощи суровой жестокой дисциплины».

(П.А. Кропоткин ««Анархия, ее философия, ее идеал», 1896 г.)

«Анархизм родился из того же протеста, критического и революционного, из которого родился вообще весь социализм. Только некоторые социалисты, дойдя до отрицания капитала и общественного строя, основанного на порабощении труда капиталом, остановились на этом. Они не восстали против того, что составляет, по нашему мнению, истинную силу капитала - государства и его главных оплотов: централизации власти, закона (составленного всегда меньшинством и в пользу меньшинства) и суда, созданных главным образом ради защиты власти и капитала. Что касается анархизма, то он не останавливается на одной критике этих учреждений. Он поднимает свою святотатственную руку не только против капитала, но также против его оплотов: государства, централизации и установленных государством законов и суда».

(П.А. Кропоткин ««Анархия, ее философия, ее идеал», 1896 г.)

О кризисе, восточной экспансии и глобализации

«…Англия и Франция являлись первыми в промышленности среди других народов, отсталых в смысле технического развития; пока они могли продавать свои бумажные и шерстяные ткани, свои шелка, свое железо, свои машины, а также целый ряд предметов роскоши, по таким ценам, которые давали им возможность обогащаться на счет своих покупателей... Но теперь эти условия исчезают. Народы, бывшие отсталыми тридцать лет тому назад, стали в свою очередь производить в крупных размерах бумажные и шерстяные ткани, шелк, машины и предметы роскоши. В некоторых отраслях промышленности они обогнали даже англичан и французов и, не говоря уже о торговле в отдаленных странах, где они вступают в соперничество со своими старшими братьями, начинают уже соперничать с ними и на их собственных рынках».

(П.А. Кропоткин ««Анархия, ее философия, ее идеал», 1896 г.)

«Что же будет, когда и китайцы начнут подражать японцам и также начнут наводнять всемирный рынок своими ситцами, шелками, железом и машинами… Судя по тому, что мне пришлось видеть в этой стране, я убежден, что раз китайцы начнут работать на европейских машинах - а они уже начали, - то они будут производить с большим успехом и в большем масштабе, чем японцы... Китай никогда не будет серьезным потребителем Европы, так как может производить сам гораздо дешевле. Когда китайцы возымеют потребность в товарах европейского образца, они начнут вырабатывать их сами. Беда будет Европе, если она все еще будет рассчитывать на иностранных потребителей в то время, когда в Китай проникнет паровая машина».

(П.А. Кропоткин ««Анархия, ее философия, ее идеал», 1896 г.)

«…Промышленные кризисы, т. е. времена застоя, приходят все чаще и чаще и длятся дольше, а в некоторых отраслях производства становятся чуть не постоянными… Также европейцам все более и более приходится воевать из-за рынков на востоке и в Африке, и также европейская война, т. е. драка европейцев из-за рынков, не переставая, висит угрозою над головами всех европейских народов, разоряя их вооружениями».

(П.А. Кропоткин ««Анархия, ее философия, ее идеал», 1896 г.)

«В современном экономическом строе все тесно связано, все тесно переплетается между собою, и все ведет к неизбежному падению окружающей нас промышленной и торговой системы. Ее дальнейшая жизнь исключительно вопрос времени»

(П.А. Кропоткин ««Анархия, ее философия, ее идеал», 1896 г.)

«Необходимо, чтобы в общественном сознании с предельной ясностью определилась простая истина: современная техническая цивилизация находится в трагическом противоречии и с окружающей природной средой, и со свободной творческой человеческой личностью»

(П.А. Кропоткин «Нравственные начала анархизма», 1906 г.)

Источники:

Автор: Наташа,  монография "Русский анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин) о свободе человека" (выдержки из статьи)

http://magref.ru/russkiy-anarhizm-m-a-bakunin-p-a-kropotkin-...


Автор Ольга Скосырева, "Комсомольская правда": "
Современные мысли русского анархиста Петра Кропоткина" (статья полностью)

http://www.kp.ru/daily/26169.5/3055955/

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх