90 лет исполняется ОКБ имени Яковлева, в котором было создано более 200 типов и модификаций летательных аппаратов, из них свыше 100 серийных
© Валентин Черединцев/Фотохроника ТАСС
© Николай Ситников/Фотохроника ТАСС
© Сергей Преображенский/Фотохроника ТАСС
© Сергей Преображенский/Фотохроника ТАСС
© Сергей Преображенский/Фотохроника ТАСС
© Фотохроника ТАСС
© Е.Соколов/Фотохроника ТАСС
© Фотохроника ТАСС
© Фотохроника ТАСС
© Сергей Преображенский/Фотохроника ТАСС
© Сергей Преображенский и Борис Трепетов/Фотохроника ТАСС
© ТАСС
© Марина Лысцева/ТАСС
© ТАСС
© Борис Кавашкин/ТАСС
© Д.Гетманенко/Фотохроника ТАСС
© Борис Кавашкин/ТАСС
© Роман Денисов/Фотохроника ТАСС
© Марина Лысцева/ТАСС
© Владимир Яцина/ТАСС
12 мая отмечает 90-летие Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) им. А.С. Яковлева. В этот день в 1927 г. пилот Юлиан Пионтковский поднял в воздух легкий спортивный самолет (авиетку) АИР-1, созданный коллективом под руководством известного авиаконструктора Александра Яковлева. Он является основоположником авиамоделизма и планеризма в Советском Союзе.
Ныне ОКБ Яковлева входит в структуру ПАО "Корпорация Иркут" (в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК).
История конструкторского бюро
- Авиетка АИР-1 создавалась в 1926-1927 гг. в Москве группой конструкторов в инициативном порядке, разработка машины не была оформлена каким-либо приказом. Проектировщик самолета Александр Яковлев работал механиком в Военно-воздушной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии (ВВА РККА). 19 июля 1927 г. АИР-1 совершил рекордный беспосадочный перелет по маршруту Севастополь - Москва (1 тыс. 420 км за 15 ч 30 мин).
- В 1931 г. Александр Яковлев окончил ВВА РККА, получил диплом инженера и был распределен на авиазавод номер 39 им. В.Р. Менжинского (Москва), где организовал официально оформленную группу легкой авиации.
- В 1931-1934 гг. этот коллектив проектировал и строил самолеты АИР различных конструкций, с разными летно-техническими характеристиками.
- В январе 1934 г. группа была выделена в отдельное конструкторско-производственное бюро (КПБ) Спецавиатреста Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) СССР. В том же году бюро было переименовано в Завод легких самолетов, затем - Завод номер 115.
- В 1940 г. вышло постановление Государственного комитета обороны СССР о присвоении советским самолетам названий по первым буквам фамилий конструкторов; новый одноместный истребитель завода 115 получил имя Як-1.
- В 1966 г. предприятие переименовали в Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Скорость". Александр Яковлев был главным (1935-1956), затем генеральным (1956-1984) конструктором завода. В 1990 г. предприятию присвоено его имя.
- 31 августа 1993 г. ММЗ "Скорость" им. А.С. Яковлева, как и ряд других госпредприятий, был акционирован в соответствии с указом президента РФ Бориса Ельцина от 1 июля 1992 г. С 1996 г. - ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева".
- В 2009 г. на основе конструкторского коллектива ОКБ был сформирован Инженерный центр им. А.С. Яковлева в составе Научно-производственной корпорации "Иркут" (входит в ОАК).
Самолеты Яковлева
За годы деятельности ОКБ его коллектив создал более 200 типов и модификаций летательных аппаратов, из них свыше 100 серийных. Под руководством Яковлева создано 75 типов самолетов, построенных общим числом свыше 66 тыс. экземпляров. Среди них:
- самолет местной связи АИР-6 (1932);
- первые массовые учебно-тренировочные монопланы УT-2 (1935) и УТ-1 (1936);
- поршневые истребители Великой Отечественной войны Як-1 (1940), Як-7 (1941), Як-9 (1942) и Як-3 (1943);
- первый принятый на вооружение советский реактивный истребитель Як-15 (1946);
- первый советский всепогодный перехватчик Як-25 (1949);
- сверхзвуковой разведчик Як-27Р (1958);
- сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28 (1958);
- самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 (1964) и Як-38 (1972);
- учебно-тренировочные самолеты Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1974);
- легкие многоцелевые самолеты Як-12 (1947);
- спортивно-акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-1981);
- реактивные пассажирские Як-40 (1966), Як-42 (1975) и др.
Яковлев также создал первые самолеты вертикального взлета и посадки. В 1987 г. появилось новое поколение таких самолетов – Як-141. Именно этой разработке Яковлева первой среди самолетов своего класса удалось преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные проекты в мире минимум на 10 лет.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/armiya-i-opk/3167865