Много лет назад я занимался изучением системы образования в различных странах мира. Это интересная тема, ведь каждая страна по-своему уникальна, и педагогические традиции везде разные. Потом я попытался привести в систему то, что узнал. Но чем глубже я закапывался в тему, тем яснее понимал, что невозможно описать систему образования, как «вещь в себе».
Прочными нитями она связана с обществом и его институтами. Культура народа, его традиции, семейный уклад, условия жизни людей, социальные проблемы, идеалы и ценности общества – все это накладывает свой отпечаток. В этом смысле система образования страны отражает не только состояние школы, но и общества в целом.
Хотите что-то понять о жителях Японии или Германии – посмотрите на то, как они учат и воспитывают своих детей в семье и школе. Это вполне логично, ведь через систему образования общество воспроизводит себя и сохраняет свои уникальные черты. Впрочем, была одна страна, где это правило «забуксовало»: я говорю о России.
Когда-то я просто отметил для себя этот факт, но не пытался найти объяснение. Но причина здесь лежит прямо перед глазами: после перестроечных реформ российское образование – школьное и вузовское - оказалось частично оторвано от общества. Воспитание вообще убрали из школ, как будто обществу не нужно воспроизводить нравственные качества у молодых россиян. Разорванными оказались связи: школа – вуз/техникум – работа, школа – вуз – наука - производство. Высшее образование стало «корочкой», а не знаком качества.
Ни в одной стране я не видел такого, чтобы образование находилось при государстве на правах побирушки. Это тоже верный признак оторванности образования от жизни. Оно не востребовано. Оно как чемодан без ручки – и нести тяжело, и бросить нельзя. В итоге этот чемодан двадцать лет куда-то толкают, не объясняя обществу, куда и зачем.
Пару месяцев назад АКСИО (агентство по культурно-социальным исследованиям общества) провело всероссийский опрос, посвященный российскому образованию. Россиян просили ответить на вопросы: каким они видят образование в нашей стране, удовлетворяет ли их качество этого образования, нужно ли что-то менять и в какую сторону. По всей стране были опрошены несколько десятков тысяч человек. Результаты опроса опубликованы в статьях руководителя АКСИО Юлии Крижанской:
Там много интересного, но особо я для себя отметил один факт: подавляющее большинство россиян существующей системой образования недовольны.
Это почти не зависит от политической ориентации, уровня образования, дохода, социального статуса. Чем выше образование и уровень дохода, тем больше проявляется недовольство. Очень сильно недовольны учителя.
Просто удивительно, как надо реформировать школу двадцать лет подряд, чтобы недовольными в итоге быливсе. Как такое вообще возможно? Выходит, реформаторы опираются даже не на интересы каких-то социальных групп. На что же они тогда опираются? На собственные фантазии? На рекомендации западных «коллег» (тех, которые сейчас нашу страну душат санкциями)? Так или иначе, именно эти рефеорматоры оторвали школу от общества.
Подавляющее большинство опрошенных разделяют ценности, характерные для советской школы. Юлия Крижанская описала это так:
С точки зрения российского народа, хорошее образование — это: хорошие учителя + трудовое воспитание + опора на коллектив + индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Но те, кто реформируют школу, делают все с точности до наоборот. И тут возникает вопрос: почему недовольное общество позволило небольшой кучке реформаторов оседлать важнейший для будущего страны институт – образование? Ужасная разобщенность общества, неготовность людей отстаивать свои законные интересы – это и есть причина, почему сомнительные личности вроде Фурсенко проводят разрушение образования под видом реформ.
Мы должны понять, что образование – это не шутки, и что проблема российского образования – это проблема для каждого россиянина. Если мы видим провал государства в этом направлении, гражданскому обществу надо брать дело в свои руки. Образование только тогда перестанет быть оторванным от общества, когда общество скажет, какая школа ему нужна, а государство примется этот заказ выполнять.
Неправда, что мы ничего не можем сделать. Например, активисты общественной организации РВС в Брянске распространяют патриотическую газету «Шаги истории», проводят уроки мужества. В этом нет ничего сверъестественного, поверьте, каждый из нас может заниматься чем-то подобным.
И, конечно, всем неравнодушными нужно объединяться.