На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 819 подписчиков

Как власовцы Прагу «спасали»

Как власовцы Прагу «спасали»


Каждый раз к очередной годовщине Победы в российской и зарубежной прессе появляется очередная порция «разоблачений» и «правдивых рассказов» о последней странице Великой Отечественной войны — освобождении Праги.

Пятого мая 1945 года в столице Чехословакии вспыхнуло антифашистское восстание. С военной точки зрения, особого смысла в вооруженном выступлении чехов, всю войну исправно снабжавших вермахт вооружением, — от винтовок до истребителей, — не было. За три дня до этого советскими войсками был взят Берлин, единый фронт рухнул, союзники методично добивали последние очаги сопротивления.


Но не утерпели пражане. Видать, действительно накипело. Не могли они спокойно смотреть на то, как ползут с востока на запад бесконечные колонны немцев, стремящихся оторваться как можно дальше от русских и сдаться американцам и британцам. Как тут было удержаться, чтобы не пнуть почти поверженных врагов, которые ещё вчера были полновластными хозяевами на чешской земле.


Пражане встречают советских освободителей. 9 мая 1945 года


Были у вождей повстанцев и политические резоны: очень хотелось предъявить союзникам освобождённую своими силами столицу с заседающим в ней собственным правительством. Ну, чем при таком раскладе Чехословакия не держава-победительница, не хуже той же Франции…

И Прага восстала. В считанные часы город расцвел национальными триколорами, радио передавало запрещенные оккупантами передачи на чешском языке, на улицах появились сотни баррикад, по немцам стали стрелять из окон и подворотен. Но скоро выяснилось, что чехи поторопились. Узнав о боях в Праге, командующий группы армий «Центр» фельдмаршал Шёрнер направил в город сохраняющие боеспособность части, с танками и артиллерией, чтобы пробить образовавшуюся пробку, мешающую отступлению на запад.

Уже через сутки стало ясно, что восстание терпит поражение. Среди вождей повстанцев началась паника: пражское радио призывало командование армий союзников спасти Прагу. К тому моменту американцы остановились у Пльзеня, в 70 километрах от чешской столицы и не собирались двигаться дальше, поскольку была договорённость о том, что город должны занять советские войска. Те же находились от места событий в 140-200 километрах, которые ещё надо было пройти, преодолевая сопротивление немцев. Тем не менее, помощь восставшим всё-таки пришла. Причём оттуда, откуда её особо не ждали. Поддержать повстанцев решили власовцы из «Русской освободительной армии» (РОА) …

«Боевой» путь «идейных борцов с большевизмом», оказавшихся в тот момент в окрестностях Праги, был кратким и далеко не славным. Когда немцам стало совсем тоскливо, они отчаялись в марте 1945-го направить на фронт 1-ю (и фактически единственную полноценную) дивизию РОА. Ей была поставлена простая и внятная задача — сбросить советские войска с плацдарма на западном берегу Одера.

Однако, потеряв за пару дней несколько сотен бойцов и не сумев продвинуться ни на метр, командир дивизии «генерал» Буняченко, наплевав на требования немцев продолжать наступление, отдал приказ об отходе с позиций. С этого момента власовцы фактически вышли из подчинения командованию вермахта и двинулись на юго-запад, попутно грабя тыловые склады. Гитлеровским полководцам, не знавшим, как остановить натиск советских войск, было не до сбежавшей дивизии, и на неё просто махнули рукой.

Неизвестно, пели ли власовцы во время рейда по тылам гитлеровцев свой марш «Мы идем широкими полями…», но драпали они быстро: к началу мая 1-я дивизия РОА была под Прагой. Тут её командиры задумались, что же делать дальше, ведь бежать уже было некуда. Лучшим вариантом Буняченко считал сдачу американцам, но многие его сподвижники сомневались, а не выдадут ли их соотечественникам.

Хорошо было бы как-то доказать янки, что власовцы сражались не только с коммунистами, но и с нацистами. Для этого дезертирства и грабежа складов как-то маловато. Да и двигаться навстречу американцам было невозможно: все дороги на запад были забиты отступающими немецкими частями. А так можно было дождаться и встречи с советскими войсками, которой «герои РОА» хотели всячески избежать.

В начавшемся пражском восстании «борцы со сталинским режимом» увидели шанс: у них появлялась реальная возможность продемонстрировать западным союзникам свою антифашистскую сущность…


Могилы советских воинов, павших на подступах к Праге и в самой столице Чехословакии. Ольшанское мемориальное кладбище


Современные адвокаты власовцев как в Чехии, так и в других странах (в том числе в России), пытаются представить их участие в майских боях в Праге, как «искренний порыв настоящих русских патриотов, пришедших на выручку братьям-славянам».

Однако это, мягко говоря, не совсем так. Об этом свидетельствует и то, что сначала Буняченко направил свои полки не в Прагу, где гибли чехи, а на находившийся за пределами города аэродром Рузине. Там базировались реактивные истребители Me-262; они не предназначались для ударов по наземным целям, зато представляли реальную угрозу для американской транспортной авиации, которая могла высадить десант для помощи восставшим. Длинная и прочная посадочная полоса Рузине подходила для этого идеально. Однако аэродромная охрана сумела отбить атаку.

Только после этого власовцы повернули на Прагу, через которую лежал путь на запад. С утра 7 мая им удалось занять несколько районов города и разоружить часть гарнизона. Сравнительная легкость, с которой они это осуществили, объяснялась тем, что немцы, из-за неразберихи со связью не знавшие о предательстве вчерашних союзников, поначалу не оказали серьезного сопротивления атакующим их людям в форме вермахта.

Однако вскоре ситуация прояснилась и гитлеровцы взялись за власовцев всерьёз: начались упорные уличные бои. Здесь «герои РОА» впервые дрались по-настоящему: в случае успеха они могли предъявить западным союзникам «освобожденную» Прагу и рассчитывать на сытый американский плен. О договоренностях между СССР и США по поводу судьбы чешской столицы они просто не знали. Однако к ночи и им стало ясно, что в Прагу скоро войдут советские, а не американские войска.

На этом «поддержка восстания» со стороны РОА, продолжавшаяся всего несколько часов, закончилась. По условиям перемирия, немцы пропустили колонны дивизии Буняченко на запад, и только что сражавшиеся друг с другом нацисты и власовцы вместе (!) двинулись навстречу западным союзникам…

Власовцы всё-таки добились своей цели — вышли к позициям американцев. Но те не испытали восторга от встречи с «борцами за свободу России от большевизма». Разговор был коротким: «Вы кто такие? Русские? Вот пусть русские с вами и разбираются».

В самой Праге продолжались бои, но уже без участия РОА, а утром 9 мая в город вошли танковые части 1-го Украинского фронта маршала Конева.

Война закончилась, но немцы продолжали сопротивляться в чешской столице и её окрестностях еще несколько дней. Потери советских войск в пражской операции составили более 50 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными и несколько сот единиц боевой техники; власовцы же потеряли менее тысячи человек, один танк и два орудия.

Что касается неминуемого разрушения Праги немцами, которое якобы предотвратили «герои РОА», то есть основания полагать, что ущерб для города был бы гораздо меньше, если бы власовцы вообще туда не совались. Ведь генералам вермахта лишние «преступления против человечества» в тот момент были объективно не нужны…
Автор:
Леонид МАРИНСКИЙ
Первоисточник:
http://www.specnaz.ru/articles/210/8/2000.htm

Картина дня

наверх