На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 824 подписчика

Авиаконструктор Яковлев о причинах трагедии 1941г. и о вине в ней Сталина

Александр Яковлев сделал многое для ВВС СССР в преддверии и в годы Великой Отечественной войны. Помимо того, что он был конструктором и давал армии первоклассные самолеты (Як-1, Як-3, Як-9, и др.), он занимал еще и должность заместителя наркома авиации. Он постоянно бывал в Ставке и взаимодействовал с первыми лицами государства.

Ему особо доверял Верховный.

В своих воспоминаниях Яковлев, как непосредственный участник многих событий тех лет, подробно пишет о том, почему военно-воздушные силы СССР оказались неподготовленными к фашистской агрессии, и о том, можно ли винить в этом Сталина. Самые интересные моменты из его размышлений привожу ниже.

«Где истоки трагедии летних месяцев сорок первого года?

Одной из ошибок было предпочтение конструированию тяжелых многомоторных машин: сюда направлялись основные материальные средства, усилия конструкторов и ученых. Постройка все новых и новых образцов гигантских машин несомненно отвлекала внимание и ресурсы от совершенствования самолетов других типов, в том числе истребителей. Между тем господство в воздухе, как это показали "малые войны" 30-х годов и вторая мировая война, невозможно без сильной количественно и качественно истребительной авиации. А качество наших истребителей к началу войны оставляло желать много лучшего.

…Отрицательной стороной гигантомании и даже рекордов того времени было то, что они создавали шапкозакидательскую атмосферу благодушия и ложное представление о том, что авиация держит границу на замке.

Существенно было также и то, что до конца 30-х годов в нашей стране имелось лишь два мощных конструкторских бюро [А. Н. Туполева и Н. Н. Поликарпова]: одно — по бомбардировочной, другое — по истребительной авиации, и каждое из них являлось монополистом в своей области… При всех выдающихся качествах этих авиационных деятелей для такой страны, как СССР, наличие только двух конструкторских бюро было недостаточным.

...К числу ошибок начального периода войны малокомпетентные критики относят якобы не использованную Сталиным передышку после заключения пакта о ненападении с гитлеровской Германией.

Из предыдущих глав мы видели, с каким напряжением под руководством ЦК партии работники оборонных отраслей промышленности трудились над укреплением военной мощи страны. За короткий срок были созданы новые совершенные образцы боевой техники: самолеты, танки, орудия. Я помню, как в период испытаний новых самолетов ежедневно к 12 часам ночи готовилась сводка для Сталина о результатах испытательных полетов.

Эти факты находятся в глубоком противоречии с бытующими, к сожалению, обывательскими разговорами. Так, например, И. Г. Эренбург в книге "Люди, годы, жизнь" писал: "...Сталин не использовал два года передышки для укрепления обороны — об этом мне говорили военные и дипломаты".

 
 
Писатель Илья Эренбург
Писатель Илья Эренбург

Не знаю, кто именно из военных и дипломатов мог так сказать, Эренбург об этом умолчал, но все, кто в эти годы были причастны к вопросам укрепления обороны, решавшимся в ЦК, говорить этого никак не могли.

Все мы были свидетелями напряженнейшей, титанической работы ЦК партии по укреплению Красной Армии и оснащению ее современным оружием в 1939 — 1941 годах. Нам не хватило для подготовки к войне, как неоднократно говорил Сталин в узком кругу, одного — полутора лет. Новое оружие, необходимость которого подсказала война в Испании, в больших количествах стало поступать на фронт лишь в середине 1942 года, то есть спустя год после гитлеровского вторжения.

Только дальновидная политика социалистической индустриализации, осуществленная задолго до германской агрессии, позволила нам, несмотря на тяжелые потери первого года войны устоять, но создать на востоке страны поистине могучую промышленную базу».

Со времен Хрущевского «разоблачения культа личности» и по сей день бытует мнение, что в военных неудачах 1941г. виноват исключительно Сталин. Как видим, Яковлев эту версию полностью отвергает. Он пишет, что именно грамотная политика Сталина в предвоенные годы позволила стране устоять в 1941-ом. Также именно при Сталине (и благодаря ему) были созданы современные, передовые образцы боевой техники, которые позволили переломить ход неудачно складывающейся для нас войны.

Объективности ради нужно сказать и о том, что планы «бить врага на его территории» (об этом тоже пишет Яковлев) оказались неосуществимыми, и в этом заключается просчет Генштаба, ответственных военных деятелей, и Сталина лично. Также можно было бы избежать неудач первых месяцев войны, назначь Сталин командующим войсками Западного военного округа более ответственного человека, чем Д.Павлов. В теории, всегда что-то можно сделать лучше, чем было сделано. Но нужно понимать, что на практике, в моменте, все гораздо сложнее, чем видится некомпетентным критикам спустя 70 лет.

Жизнь многогранна, а политическая деятельность сложна. Ошибаются все, побеждает тот, кто ошибается реже остальных. Сталин ошибался очень редко, для государства делал очень много, и в первую очередь благодаря ему Советский Союз победил в войне.

 
Товарищ Сталин, на которого сегодня пытаются свалить всё
Товарищ Сталин, на которого сегодня пытаются свалить всё

Источник: Яковлев А. С. Цель жизни. — М.: Политиздат, 1973.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх