Ровно 75 лет назад, 18 декабря 1940 года, Гитлер подписал директиву № 21, план нападения на СССР "Барбаросса". О подробностях рассказывает Сергей Варшавчик.
Подписав план нападения на СССР "Барбаросса", Гитлер подписал приговор своему детищу — Третьему рейху. До нападения Германии на Советский Союз оставалось чуть более полугода.
Заклятые друзья
23 августа 1939 года в Москве между Советским Союзом и нацистской Германией был подписан договор о ненападении. За несколько дней до этого было заключено Торгово-кредитное соглашение.
Красная армия и вермахт участвовали в разделе Польши, а их представители в лице генерала Хайнца Гудериана и комбрига Семена Кривошеина присутствовали на совместном выводе немецких войск из Бреста. Страны обменивались сырьем и промышленным оборудованием. Советские и немецкие инженеры знакомились с авиационными заводами друг друга.
Во всем мире, включая СССР и Третий рейх, у многих это вызвало шок. Как, идейные соперники — фашисты и коммунисты — теперь больше не враги? Прежние противники по Первой мировой войне — друзья?
В роли париев
После Первой мировой и СССР, и Германия очутились в положении стран-изгоев. Советская Россия была идеологически чужеродна большинству европейских (и не только) буржуазных государств, которые долго не желали устанавливать с ней дипотношений.
Германия, проигравшая войну, была объявлена "козлом отпущения". Победители, почивающие на лаврах Версальского мирного договора (особенно Франция), вымещали на ней ненависть, накопившуюся за 4 долгих года войны.
Веймарской республике запрещалось иметь полноценную армию (рейхсвер был ужат до смешной цифры в 100 тысяч человек), танки, авиацию и генеральный штаб. По сути дела, новая Германия, переставшая быть грозной империей, превратилась в игрушку для западных стран, которые в любой момент могли ввести на ее территорию свои войска.
Взаимовыгодная помощь
Для немцев, которые не так давно громили армии Антанты, такое положение было равносильно национальному позору. Не смирившись с этим, они начали возрождать былую военную мощь. Но на территории Германии, которая контролировалась западными инспекторами, открыто заниматься обучением войск было практически невозможно. Единственным выходом из положения была тренировка солдат и офицеров там, куда не могли проникнуть представители стран-победительниц.
Такой страной стала Советская Россия, в которой после анархии гражданской войны шел активный процесс перестройки вооруженных сил на более современную профессиональную основу. И помощь квалифицированных иностранных военных специалистов была весьма кстати.
Все это привело к заключению в 1922 году в Италии Раппальского договора, в котором обе стороны отказались от взаимных претензий друг к другу и признали принцип благоприятности основным для последующих отношений. В первую очередь это касалось военного аспекта сотрудничества, одним из активных энтузиастов которого был создатель и командующий рейхсвера генерал Ханс фон Зект.
Развязывая путы Антанты
Ханс фон Зект считал, что слом версальской системы миропорядка в Европе может быть достигнут только с помощью России, которая поможет немцам "развязать путы Антанты". В первую очередь немцев тревожила Польша, которая была угрозой Германии в случае ее войны с Францией и в то же время служила одним из самых мощных звеньев "санитарного кордона" западных стран против СССР.
С середины 20-х годов в СССР начали функционировать авиационная школа в Липецке, танковая под Казанью и химическая рядом с Вольском в Саратовской области.
В них прошли обучение сотни немецких пилотов, танкистов и артиллеристов, среди которых можно назвать будущего начальника штаба люфтваффе Ханса Ешонека, создателя парашютных войск Курта Штудента, будущего командующего танковой армией Йозефа Харпе и ряд других немецких офицеров. Посетили танковую школу создатель панцерваффе Гудериан и будущий военный министр Третьего рейха и фельдмаршал Вернер фон Бломберг.
Будущие противники в роли наставников
Преподаватели в школах были в основном немцы, а вот слушателями выступали, наряду с германскими, и советские пилоты, танкисты, артиллеристы. Веймарская республика придавала большое значение этому сотрудничеству, даже во время мирового экономического кризиса 1929-1933 года тратя большие финансовые средства на функционирование военных школ в Советском Союзе.
Практиковалось и взаимное обучение в академиях. В частности, одно время военную историю в академии имени Фрунзе преподавал будущий разработчик операции "Барбаросса" Фридрих фон Паулюс. Занятия по тактике проводил другой будущий фельдмаршал, Вальтер Модель. Командарм 1-го ранга Иона Якир читал в немецкой академии генштаба курс лекций по гражданской войне в России. Помимо этого, более сотни советских командиров прошли обучение в Германии на различных курсах.
В середине 1933 года, после прихода в Германии к власти нацистов, подули другие ветра. Адольф Гитлер решил больше не скрывать от западных победителей растущую военную мощь страны, и сотрудничество с СССР было свернуто. В 1935 году малочисленный рейхсвер был развернут в миллионный вермахт, в стране была введена воинская повинность.
Недооцененный Гитлер
Германский генералитет с брезгливостью относился к бывшему ефрейтору, но в то же время разделял стремление фюрера взять реванш за поражение в Первой мировой войне. В свою очередь, Советский Союз стремился разжать кольцо враждебных государств, выстроенных вокруг СССР. И Гитлер был ему нужен в роли ледокола, который должен взломать сложившуюся за два десятилетия неблагоприятную геополитическую систему в Европе.
Все это привело к известному пакту Молотова-Риббентропа, о котором Гудериан отозвался как о счастье избавления германской армии от кошмара прошлой войны на два фронта. Правда, Сталин и немецкие генералы недооценили Гитлера, решив, что никто в здравом уме и твердой памяти не станет наступать дважды на одни и те же грабли.
Между тем, несмотря на внешне безоблачные отношения между двумя странами, в разгар победоносной для Германии кампании против Франции, в начале лета 1940 года Гитлер отдал приказ о разработке плана нападения на Советский Союз. Он заявил своим генералам, что Россия — последняя надежда англичан и если она будет разбита, гордым бриттам ничего не останется, как капитулировать перед силой германского оружия.
Презрительное отношение к России
Документ, получивший кодовое название в честь короля Германии и императора Священной Римской империи, разрабатывался несколько месяцев и 18 декабря 1944 года получил одобрение от основного заказчика, который поставил на нем свою визу.
На тот момент Третий рейх, захватив господство на европейском континенте, проиграл воздушную битву за Британию и оказался в тупике. Ла-Манш в условиях господства английской авиации пересечь было невозможно. Что дальше?
А дальше — надо быстро разгромить последнюю надежду англичан. В том, что это произойдет быстро, Гитлер не сомневался. Будучи ветераном Первой мировой, в ходе которой он воевал на Западном фронте с англичанами, фюрер вынес подспудный пиетет перед томми.
Тогда как Россия с ее армией, морально разложившейся в результате революционных событий 1917 года и досрочно покинувшей ряды Антанты, уже тогда казалась ему колоссом на глиняных ногах.
Легкая прогулка, обернувшаяся катастрофой
Мнение о невысокой боеспособности Красной армии укрепилось у Гитлера в результате советско-финской войны 1939-40 гг., в которой финны некоторое время упорно сопротивлялись более многочисленному врагу. Все это великолепно вписывалось в национал-социалистическую идеологию с ее пренебрежительным отношением к славянам как к недочеловекам.
"Барбаросса" мыслилась Гитлеру быстротечной операцией, типа французской кампании, в ходе которой СССР будет разбит еще до того, как окончится война с Великобританией.
Этакая легкая прогулка для вермахта, люфтваффе и панцерваффе, которые уничтожат большую часть РККА западнее рек Днепр и Западная Двина. А потом доблестным германским войскам останется лишь довершить начатый блицкриг, взяв Москву и Ленинград. В качестве конечной точки наступления указывались города Архангельск — на севере и Астрахань — на юге.
Как показали дальнейшие события, Восточный фронт из второстепенного направления быстро стал главным во Второй мировой войне, по итогам которой Германия потерпела самое позорное поражение в своей истории. К сожалению, это обошлось человечеству слишком дорогой ценой.