Белогвардейцы боролись с большевиками ради спасения православной веры, ради защиты Церкви от поругания. – Нузгар
«В последнее время практически все кинохроники времен 20-х годов прокручиваются весьма тенденциозно. Белая гвардия чинно стоит перед боем, а священнослужители благословляют их. И одновременно идут кадры разрушения церквей красноармейцами.
Преподобные Кирилл, Чаплин, Савелий постоянно в своих выступлениях и проповедях уделяют львиную долю своего времени «раскрытия правды разграбления и поругания Советами православных святынь». И никто из злопыхателей Советской власти не заикается о том, что попы в своих проповедях от имени бога благословляли белоказаков Шкуро на закапывание еще живых 17 тысяч красноармейцев послойно с негашёной известью в общей могиле во Владикавказе. Или о том, что попы от имени бога благословляли адмирала Колчака на массовые расстрелы, издевательства и насилования людей по всей Сибири, которые высказывали свою симпатию Советской власти. Или о том, что попы наперегонки с белой костью грабили те же самые Церкви.Надо же, сколько лет уже рассказывают изо всех щелей об ужасах большевизма и благородных богобоязненных белогвардейцах, а тут вот такое. У идиотов-беломудельцев и булкохрустцев может быть жестокий разрыв шаблона.
В новороссиянской историографии принято описывать ужасы большевистской экспроприации, в том числе «святынь» никонианских церквей. Но тотальный грабёж храмов первыми начали белогвардейцы. В итоге они вывезли десятки тонн награбленных драгметаллов и ценностей в Европу, на что и существовала их эмигрантская верхушка. Экспроприация церковных ценностей началась в Советской России в 1921 году – на пике голода, когда новая власть сначала предложила РПЦ поделиться своими ценностями в пользу голодающего народа, и только не найдя отклика, принялась частично изымать из церквей ценности. Даже при всех натяжках с юридической точки зрения, но Советы обставляли экспроприацию церковных ценностей рамками закона. А вот их оппоненты –белогвардейцы – не утруждали себя такими мелочами, а предпочитали просто грабить церкви. В новой России об этом позорном факте не принято говорить, но правда есть правда – первыми грабить РПЦ начали враги Советов.
Самый вопиющий случай святотатства – это последствия похода генерала Мамонтова летом 1919 года!!! в тыл красным в районе Воронежа. В последних числах июля между Таловой и Новохоперском была собрана конная группа под командованием Мамонтова из 7-8 тыс. сабель. Ей Деникиным была дана задача прорвать фронт красных и овладеть железнодорожным узлом – Козловым. Ввиду пассивности левого фланга направление было изменено на Воронеж. Задача была выполнена, и Мамонтов двинулся назад, переправился через Дон и соединился с корпусом генерала Шкуро. Этот рейд нанёс значительный урон красным. Мамонтовские войска уничтожали склады и запасы, взрывали мосты, распускали мобилизованных. Но Мамонтов запомнился в этом рейде не хорошо проведённой тактической операцией, а крайней степенью грабежа. Его войско тащило всё, что можно. Вот запись в белогвардейской газете «Приазовский край» от 27 августа 1919 года: «Разгромлены все тылы и советы. Посылаем привет, везём родным и близким богатые подарки, войсковой казне 60 млн. рублей».
Генерал Деникин в ответ на это донесение ликовал: «Громадную ценную добычу привёз он. Чего в ней только не было – тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты». Откуда взялись эти церковные ценности в обозе Мамонтова? Всё просто – он подчистую ограбил около 80 церквей. Выходит, что в тяжелые критические дни для Советской власти в 1919 году церкви в тылу Красной Армии с таким богатством злата, каменьев были не тронуты. Не это ли доказывает, что «кровожадные» антихристы – большевики, как выставляют их новодворские, сванидзе стояли на защите не своего кармана, а на защите своего народа. Не это ли стало слагаемым поражения Белой гвардии и победы большевиков в навязанной империализмом Гражданской войне?!
Бывший белогвардеец И.Лунченков уже в эмиграции писал о своём участии в этом рейде: «Главную часть этой добычи составляли церковные ризы, иконы, кресты, изъятые из «храмов божьих». Этот «подарок Дону» стал яблоком раздора между Сидориным и Богаевским. Перехватив добычу ещё в Миллерово, Сидорин беззастенчиво начал выбирать самое ценное. Начавшийся раздор между атаманом и командиром окончился эвакуацией, чтобы затем ещё в более ожесточённой форме продолжаться за границей.
К мамонтовской «коллекции» Богаевский прибавил ещё одну «добавку» – разграбление белыми Старочеркасского и Новочеркасского соборов. Только одного золота Богаевский вынул из этих двух храмов 11 фунтов (около 5 кг).
Вывоз награбленного церковного добра был поручен управляющему Новочеркасским отделением Госбанка А.А. Скворцову. По пути на Запад ценности подвергались неоднократному грабежу белыми. Под Екатеринодаром была взломана крыша вагона и взято несколько ящиков драгметаллов. За несколько дней до падения белых ценности прибыли в Новороссийск и были погружены на итальянский частный пароход «Чита-де-Венеция» торговой фирмы «Аслан Фреско и Сын» для отправки в Константинополь. За перевозку награбленных церковных ценностей (1178 пудов только одного серебра) белогвардейцы заплатили 145 пудов серебра.
Далее И. Лунченков описывает, как белые поступили с награбленным: «В 1922 году в Катарро прибыла группа американских миллионеров. Осмотрев ценности, они заявили, что в таком виде, боясь скандала и огласки, они их не купят – необходимо всё обратить в лом. Для крушения ценностей была приглашена офицерская молодёжь, всего около 40 человек. Ломались часы из драгметаллов (3тыс. штук), траурные венки с гробниц исторических лиц, ризы с икон, вынимались камни, серебро дробилось в муку.
Белые офицеры, разумеется, тащили с такой работы всё, что можно. Вмешалась югославская власть, были произведены обыски и найдена часть ценность на квартире работников. Дело пошло в суд. Белый офицер Богачёв сел на 8 месяцев в тюрьму, ещё несколько офицеров получили по 3-4 месяца тюрьмы. По итогам работы, которая длилась 2 месяца, были уложены 700 ящиков по 15пудов каждый, т.е. больше 10 тыс. пудов (160 тонн). Под руководством вандалов погибли погибли исторические ценности России. Сдавали ценности американцам Сахаров и Гензель. От американцев были получены 50 млн. франков. Деньги переданы лично Врангелю».
Часть награбленных церковных ценностей, как уже говорилось выше, была украдена офицерами по пути. Надо же, благородные господа-офицера, не какое-то большевитское быдло, а вот такое. К примеру, белогвардеец Скворцов утащил около 30 кг серебра и 7 кг золота. Считается, что убит в Стамбуле экс-атаманом Богаевским. За полгода он и его приспешники умудрились спустить в попойках и оргиях 0,5 млн. рублей золотом.
Богаевский нарисовал фальшивый вексель на 5 млн. руб., но был разоблачён и бежал из Стамбула в Болгарию. Там он себе назначил огромное жалованье – 25 тыс. левов в месяц. Для сравнения: министр болгарского правительства получал 3 тыс. левов в месяц. Или вот еще одно свидетельство: «Пройдись по парижским бульварам – писал князь В.Львов (22 сентября 1922 года), бывший обер-прокурор Святейшего синода при Временном правительстве, – и вы увидите выставленные в витринах магазина золотую утварь, золотые драгоценности и ризы, снятые с икон. Позор». Для учёта награбленного генералом Мамонтовым церковного имущества Деникиным была составлена специальная комиссия, которая без излишних прикрас называлась «Комиссия по реализации военной добычи».
К примеру, это одна из её описей:
«Акт №142. Ст.Мариуполь,
22 октября 1919 года. Я, доверенный агент Комиссии штабс-капитан Глебович отправил в вагоне за №456.790 по накладной за №084952 на имя протопресвитера военного и морского духовенства Шавельскому следующее:
Икон – 250т штук Ящиков с церковным имуществом – 6 штук Колоколов разной величины – 4 Некоторые части подсвечников»
В России к 1917 году сложилась революционная ситуация, которая привела к свершению буржуазно-демократической революции в конце февраля. Царь был низложен. В ходе всех этих исторических событий в России создалась уникальная обстановка –установилось двоевластие. Так параллельно существовали Временное (буржуазное) правительство и Советы. «Двоевластие выражает лишь переходный момент в развитии революции, когда она зашла дальше обычной буржуазно-демократической революции, но не дошла ещё до «чистой» диктатуры пролетариата и крестьянства. Классовое значение (и классовое объяснение) этого неустойчивого положения состоит в следующем: как и всякая революция, наша революция потребовала величайшего героизма, самопожертвования массы для борьбы с царизмом, а также сразу втянула в движение неслыханно громадное количество обывателей. Один из главных, научных и практически – политических признаков всякой действительной революции состоит в необыкновенно быстром, крутом, резком увеличении числа обывателей», переходящих к активному, самостоятельному, действенному участию в политической жизни, в устройстве государства.
Так и Россия. Россия сейчас кипит. Миллионы и десятки миллионов, политически спавшие десять лет, политически забитые ужасным гнётом царизма и каторжной работой на помещиков и фабрикантов, проснулись и потянулись к политике. А кто такие эти миллионы и десятки миллионов? Большей частью мелкие хозяйчики, мелкие буржуа, люди, стоящие по середине между капиталистами и наёмными рабочими. Россия наиболее мелкобуржуазная страна из всех европейских стран. Гигантская мелкобуржуазная волна захлестнула всё, подавила сознательный пролетариат не только своей численностью, но и мелкобуржуазными взглядами на политику. Мелкая буржуазия в жизни зависит от буржуазии, живя сама по–хозяйски, а не по–пролетарски (в смысле места в общественном производстве), и в образе мыслей она идёт за буржуазией. Доверчиво-бессознательное отношение к капиталистам, худшим врагам мира и социализма, – вот что выросло с революционной быстротой на социально-экономической почве наиболее мелкобуржуазной из всех европейских стран. Вот классовая основа «соглашения» (подчёркиваю, что имею в виду неформальное соглашение, сколько фактическую поддержку, молчаливое соглашение, доверчиво- бессознательную уступку власти) между Временным правительством и Советом рабочих и солдатских депутатов, – соглашения, давшего Гучковым жирный кусок, настоящую власть, а Совету – посулы, почёт (до поры довремени), лесть, фразы, уверения, расшаркивания Керенских. Недостаточная численность пролетариата в России, недостаточная сознательность и организованность его – вотдругая сторона той же медали».
(В.И.Ленин «Задачи пролетариата в нашей революции» п.с.с. т. 31 , с. 155 –157)
«Объективное положение таково: громадное большинство населения страны мелкобуржуазно по своему жизненному положению и ещё более по своим идеям. Но в стране царит крупный капитал, через банки и через синдикаты в первую голову. В стране есть городской пролетариат, достаточно развитый, чтобы идти своим путём, но ещё не способный привлечь на свою сторону большинство полупролетариев. Из этого основного, классового, факта вытекает неизбежность таких кризисов, как три кризиса, изучаемые нами, а ровно и их формы. Формы кризисов могут в будущем, конечно, перемениться, но суть дела останется …»
(В.И. Ленин «Три кризиса» п.с.с. т.32, с. 432)
Так характеризует сложившуюся историческую ситуацию в России в 1917 году В.И. Ленин. Из произведенного Владимиром Ильичом анализа мы ясно видим, что подавляющим большинством российского населения был мелкобуржуазный элемент, а пролетариат при этом – малочислен, недостаточно сознателен и организован.
Сегодня достаточно многие из тех, кто называет себя коммунистом, стали говорить о необходимости отхода от классовой составляющей в работе коммунистических организаций. Они утверждают, что пролетариата в России сегодня якобы практически нет. Что это? Невежество или попытка отхода от классовой борьбы? Хочется посоветовать таким горе коммунистам внимательно еще раз проштудировать вышесказанное. Ведь в 1917 году в России, как оказывается, было преобладание мелкой буржуазии над относительно малочисленным пролетариатом. Нечто подобное мы наблюдаем и сегодня. Фермеры, торговцы, владельцы маршрутных такси и т.д. сегодня составляют достаточно внушительный срез современного общества. А что же пролетариат? Пролетариат сегодня в России разобщен. Профсоюзы легли под буржуазию. Практически никто из коммунистических организаций не работает в среде рабочих. А что говорили классики марксизма: «Ближайшая цель коммунистов…формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».
(К. Маркс, Ф. Энгельс «Манифест Коммунистической партии»)
Ранее в работе «Две тактики социал-демократии в демократической революции» В.И. Ленин говорил: «Степень экономического развития России (условие объективное) и степень сознательности и организованности широких масс пролетариата (условие субъективное, неразрывно связанное с объективным) делает невозможным немедленное полное свобождение рабочего класса . … А мы все убеждены, что освобождение рабочих может быть делом только самих рабочих; без подготовки и воспитания их открытой классовой борьбой со всей буржуазией – о социалистической революции не может быть и речи».
(В.И.Ленин «Две тактики социал-демократии в демократической революции» п.с.с. т. 11 , с. 16)
Хотя со времени написания этих строк в 1905 году до 1917 года пролетариат прошёл суровую школу открытой классовой борьбы, однако, существование в России сложившееся двоевластие показывает со всей очевидностью, что его (пролетариата) силы для свершения социалистической революции были недостаточно зрелыми. Очевидно и другое: «Либо назад – к контрреволюции по всей линии, либо вперёд – к переходу власти в руки иных классов. Стоять на месте в революционное время, в обстановке всемирной империалистической войны, нельзя».
(В.И. Ленин «Задачи пролетариата в нашей революции» п.с.с. т. 31 , с.186)
Какой же путь выбрать? Отступить, оставив власть буржуазии? Ждать и сколько – 5, 10, 50, 100 лет, пока созреют массы под всё ужесточающимся гнётом буржуазии? Или смело идти «вперёд – к переходу власти в руки иных классов», пусть ещё не совсем зрелых для этого?
«Известно, что за несколько месяцев до Коммуны, осенью 1870 года, Маркс предостерегал парижских рабочих, доказывая, что попытка свергнуть правительство была бы глупостью отчаяния. Но когда в марте 1871 года рабочим навязали решительный бой, и они его приняли, когда восстание стало фактом, Маркс с величайшим восторгом приветствовал пролетарскую революцию, несмотря на плохие предзнаменования. Маркс не упёрся на педантском осуждении «несвоевременного» движения, как печально – знаменитый русский ренегат марксизма Плеханов, в ноябре 1905 года писавший в духе поощрения борьбы рабочих и крестьян, а после декабря 1905 года по-либеральному кричавший: «не надо было браться за оружие». Маркс, однако, не только восторгался героизмом «штурмовавших небо», по его выражению, коммунаров. В массовом революционном движении, хотя оно и не достигло цели, он видел громадной важности исторический опыт, известный шаг вперёд всемирной пролетарской революции, практический шаг, более важный, чем сотни программ и рассуждений. Анализировать этот опыт, извлечь из него уроки тактики, пересмотреть на основании его свою теорию – вот как ставил свою задачу Маркс».
(В.И. Ленин «Государство и революция» п.с.с. т. 33 , с. 36)
Имея такой блестящий пример истинного революционера, помня его слова: «Революции – локомотивы истории – говорил Маркс. Революции – праздник угнетённых и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса, с точки зрения узкой, мещанской мерки постепеновского прогресса».
(В.И. Ленин «Две тактики социал-демократии в демократической революции» п.с.с. т. 11, с. 103)
Учитывая сложившуюся обстановку, вождь большевиков делает свой вывод: «…непоправимой ошибкой было бы объявить, что раз признано несоответствие наших экономических «сил» и силы политической, то, «следовательно», не надо было брать власть. Так рассуждают «человеки в футлярах», забывающие, что «соответствия» не будет никогда, что его не может быть в развитии природы, как и в развитии общества, что только путём ряда попыток, – из которых каждая, отдельно взятая, будет односторонняя, будет страдать известным несоответствием, – создается цельный социализм из революционного сотрудничества пролетариев всех стран».
(В.И.Ленин « О «левом ребячестве» и о мелкобуржуазности» п.с.с. т. 36 , с. 306)
Неправильным будет, если мы обойдем своим вниманием цикл статей В.И. Ленина «Письма из далека»: «Как могло случиться такое «чудо», что всего в 8 дней, — срок, указанный г. Милюковым в его хвастливой телеграмме всем представителям России за границей, — развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3 лет величайших всенародных классовых битв 1905—1907 годов удержавшаяся несмотря ни на что?
Чудес в природе и в истории не бывает, но всякий крутой поворот истории, всякая революция в том числе, дает такое богатство содержания, развертывает такие неожиданно-своеобразные сочетания форм борьбы и соотношения сил борющихся, что для обывательского разума многое должно казаться чудом. Для того чтобы царская монархия могла развалиться в несколько дней, необходимо было сочетание целого ряда условий всемирно-исторической важности. Укажем главные из них. Без трех лет величайших классовых битв и революционной энергии русского пролетариата 1905—1907 годов была бы невозможна столь быстрая, в смысле завершения ее начального этапа в несколько дней, вторая революция.
Первая (1905 г.) глубоко взрыла почву, выкорчевала вековые предрассудки, пробудила к политической жизни и к политической борьбе миллионы рабочих и десятки миллионов крестьян, показала друг другу и всему миру все классы (и все главные партии) русского общества в их действительной природе, в действительном соотношении их интересов, их сил, их способов действия, их ближайших и дальнейших целей. Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907—1914) обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до «последней черты», раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее, все зверство семьи Романовых — этих погромщиков, заливших Россию кровью евреев, рабочих, революционеров, этих «первых среди равных» помещиков, обладающих миллионами десятин земли и идущих на все зверства, на все преступления, на разорение и удушение любого числа граждан ради сохранения этой своей и своего
класса «священной собственности».
Без революции 1905—1907 годов, без контрреволюции 1907—1914 годов невозможно было бы такое точное «самоопределение» всех классов русского народа и народов, населяющих Россию, определение отношения этих классов друг к другу и к царской монархии, которое проявило себя в 8 дней февральско-мартовской революции 1917 года. Эта восьмидневная революция была, если позволительно так метафорически выразиться, «разыграна» точно после десятка главных и второстепенных репетиций; «актеры» знали друг друга, свои роли, свои места, свою обстановку вдоль и поперек, насквозь, до всякого сколько-нибудь значительного оттенка политических направлений и приемов действия…
Империалистическая война с объективной неизбежностью должна была чрезвычайно ускорить и невиданно обострить классовую борьбу пролетариата против буржуазии, должна была превратиться в гражданскую войну между враждебными классами. Это превращение начато февральско-мартовской революцией 1917 года, первый этап которой показал нам, во-1-х, совместный удар царизму, нанесенный двумя силами: всей буржуазной и помещичьей Россией со всеми ее бессознательными прихвостнями и со всеми ее сознательными руководителями в лице англо-французских послов и капиталистов, с одной стороны, и Советом рабочих депутатов, начавшим привлекать к себе солдатских и крестьянских депутатов, с другой. Эти три политических лагеря, три основные политические силы: 1) царская монархия, глава крепостников-помещиков, глава старого чиновничества и генералитета; 2) буржуазная и помещичье-октябристско-кадетская Россия, за которой плелась мелкая буржуазия (главные представители ее Керенский и Чхеидзе); 3) Совет рабочих депутатов, ищущий себе союзников во всем пролетариате и во всей массе беднейшего населения, — эти три основные политические силы с полнейшей ясностью обнаружили себя даже в 8 дней «первого этапа», даже для такого отдаленного от событий, вынужденного ограничиться скудными телеграммами заграничных газет, наблюдателя, как пишущий эти строки…
Социалисты, перешедшие на сторону буржуазии в начале войны, все эти Давиды и Шейдеманы в Германии, Плехановы-Потресовы-Гвоздевы и К0 в России, кричали долго и во все горло против «иллюзий» революционеров, против «иллюзий» Базельского манифеста8, против «грезофарса» превращения империалистской войны в гражданскую. Они воспевали на все лады обнаруженную будто бы капитализмом силу, живучесть, приспособляемость, — они, помогавшие капиталистам «приспособлять», приручать, одурачивать,разъединять рабочие классы разных стран.
Но «хорошо посмеется тот, кто будет смеяться последним». Ненадолго удалось буржуазии оттянуть революционный кризис, порожденный войной. Он растет с неудержимой силой во всех странах, начиная от Германии, которая переживает, по выражению одного недавно посетившего ее наблюдателя, «гениально организованный голод», кончая Англией и Францией, где голод надвигается тоже и где организация гораздо менее «гениальна».
Естественно, что в царской России, где дезорганизация была самая чудовищная и где пролетариат самый революционный (не благодаря особым его качествам, а благодаря живым традициям «пятого года»), —революционный кризис разразился раньше всего. Этот кризис был ускорен рядом самых тяжелых поражений, которые были нанесены России и ее союзникам. Поражения расшатали весь старый правительственный механизм и весь старый порядок, озлобили против него все классы населения, ожесточили армию, истребили в громадных размерах ее старый командующий состав, заскорузло-дворянского и особенно гнилого чиновничьего характера, заменили его молодым, свежим, преимущественно буржуазным, разночинским, мелкобуржуазным. Прямо лакействующие перед буржуазией или просто бесхарактерные люди, которые кричали и вопили против «пораженчества», поставлены теперь перед фактом исторической связи поражения самой отсталой и самой варварской царской монархии и начала революционного пожара…
Наша революция буржуазная, — говорим мы, марксисты, — поэтому рабочие должны раскрывать глаза народу на обман буржуазных политиканов, учить его не верить словам, полагаться только на свои силы, на свою организацию, на свое объединение, на свое вооружение. Правительство октябристов и кадетов, Гучковых и Милюковых, не может, — даже если бы оно искренне хотело этого (об искренности Гучкова и Львова могут думать лишь младенцы), — не может дать народу ни мира, ни хлеба, ни свободы. Мира — потому, что оно есть правительство войны, правительство продолжения империалистской бойни, правительство грабежа, желающее грабить Армению, Галицию, Турцию, отнимать Константинополь, снова завоевать Польшу, Курляндию, Литовский край и т. д. Это правительство связано по рукам и ногам англо-французским империалистским капиталом. Русский капитал есть отделение всемирной «фирмы», ворочающей сотнями миллиардов рублей и носящей название «Англия и Франция». Хлеба — потому, что это правительство буржуазное. В лучшем случае оно даст народу, как дала Германия, «гениально организованный голод». Но народ не пожелает терпеть голода.
Народ узнает, и, вероятно, скоро узнает, что хлеб есть и может быть получен, но не иначе, как путем мер, не преклоняющихся перед святостью капитала и землевладения. Свободы — потому, что это правительство помещичье-капиталистическое, боящееся народа и уже начавшее сделки с романовской династией»
(В.И. Ленин, псс т.31, стр. 11-21).