На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 823 подписчика

Карибский кризис 1962 г: за кулисами истории

Карибский кризис: за кулисами истории

 

Фидель Кастро на митинге победившей революции.
Фото из кн.: The 20th century a chronicle in pictures. New York. 1989.

Карибский (Кубинский) кризис 1962 (Cuban Missile Crisis), международная конфликтная ситуация (октябрь 1962), вызванная размещением советских ракет среднего радиуса действия на Кубе (кодовое название «Мероприятие «Анадырь»).

Энциклопедия российско-американских отношений: Те далекие от нас события более чем  45 летней давности до сих пор привлекают внимание историков и политиков, о чем наглядно свидетельствует не прекращающийся поток публикаций. Но самым интересным является то, что и в нашей стране они имеют далеко не однозначную оценку.

      Некоторые авторы, в русле "традиции", положенной выступлением А.Н. Шелепина на Октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК КПСС, видят в них только еще одно из проявлений "волюнтаризма" тогдашнего Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Другие не могут простить последнему "унижение СССР", связанное не только с самим выводом советских ракет с Кубы, но и демонстрацией их - "изделий Р-14", предоставлением их для наблюдения самолетам военной разведки США... Третьи обвиняют СССР в провоцировании "горячей войны".

       Разумеется, все эти точки зрения имеют право на существование, но, все ж таки, как представляется, окончательное «подведение итогов» должно основываться на анализе и учете всей совокупности исторических фактов, чего, как раз, и не достает очень многим из приведенных нами суждений и авторских позиций.

      Не претендуя на безальтернативное обладание "абсолютной истиной", позволю все же себе привести некоторые неизвестные широкой аудитории факты, приглашая заинтересованных читателей заглянуть за кулисы истории, пристальнее присмотреться к тому, что происходило 45 лет назад на огромном пространстве от столицы Чукотки Анадыря до Вашингтона и других мировых столиц.

       …Внешняя канва тех давних событий хорошо известна: 14 октября 1962 г. самолеты разведки ВВС США обнаружили на "острове Свободы" - в Республике Куба - советские ракеты, представлявшие реальную угрозу безопасности США. Американский президент Джон Ф.Кеннеди потребовал от советского правительства вывода ракет.

        Эти события могли реально поставить мир на грань ракетно-ядерной войны.

        Такова краткая фабула той далекой истории, за которой скрываются кардинальные повороты мировой политики, подлинные триумфы и мнимые поражения. При этом некоторые отечественные, да и зарубежные исследователи говорят ныне о якобы "односторонней вине СССР" в возникновении опасного международного кризиса.

        А началась эта история со стремления добиться ядерного паритета с США, укрепить собственную безопасность и оборону, и гарантировать независимость Кубе.

       Напомним, что к тому времени администрация США придерживалась внешнеполитической стратегии "отбрасывания коммунизма", провозглашенной Дуайтом Эйзенхауэром еще в феврале 1954г., основой которой являлось военное, в том числе ядерное, превосходство и угроза применения вооруженной силы.

       К 1962 г. США не только увеличили число своих военных баз по периметру границ СССР, но и развернули батареи стратегических ракет "Юпитер" в Турции и планировали их размещение в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность ядерных зарядов и их носителей в отношении 17:1 в пользу США, так и сократить "подлетное время", являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания.        Отметим и следующее важное, но практически неизвестное современникам обстоятельство. Опираясь на свое мнимое научно-техническое превосходство, США полагали, что отныне космические и иные технические средства разведки надежно гарантируют безопасность страны и поэтому решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую. Из этой - оказавшейся впоследствии ложной - посылки, между прочим, был сделан и достаточно сомнительный вывод о том, что в разведывательном противоборстве центр тяжести также надо перенести с агентурной защиты государственных секретов на техническую, акцентировав основное внимание на противодействии техническим разведкам противника.

      При этом США удалось добиться в разведывательной области крупного успеха: офицер ГРУ полковник О. Пеньконский (арестован 22 октября 1962 г.), пользуясь своей близостью к маршалу артиллерии С.С. Варенцову, сумел добыть и передать ЦРУ данные о ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) СССР. Между прочим, Пеньковский рекомендовал ЦРУ в случае возникновения вооруженного конфликта разместить в Москве и привести в действие миниатюрные ядерные боезаряды, парализовав, тем самым, стратегический центр управления страной.

      Но еще за год до описываемых событий, в марте 1961 г., только вступивший в Белый дом после инаугурации президент Кеннеди санкционировал проведение подготовленной при прежней администрации США операции по высадке десанта кубинских контрреволюционеров в заливе Кочинос на Кубе, провал которой 17 апреля стал причиной отставки многолетнего директора ЦРУ Аллена Даллеса.

     17,5 тысяч наемников ЦРУ, высадившихся на Кубе, были разгромлены в течение трех дней, а более тысячи из них попали в плен, рассказав о планах ЦРУ по свержению правительства Фиделя Кастро.

      Но уже у августе того же 1961 г. Джон Кеннеди санкционировал подготовку новой тайной операции против Кубы под кодовым названием "Мангуста", предусматривавшей возможность поддержки высадки кубинских "контрас" армией и ВМС США.

     Отметим при этом, что широкой общественности о плане "Мангуста" стало известно только в 1975 г. в ходе расследования деятельности ЦРУ США комиссией сенатора Черча.      Оперативный план "Мангуста" предусматривал два этапа:

- август-сентябрь 1962 г. - подготовка и начало антикастровского "повстанческого" движения на Кубе, - октябрь - организация "народного восстания" при поддержке американских спецслужб и войск с возможной высадкой американского десанта на остров.        Подготовку кубинских "контрас" для высадки на Кубу осуществляло специальное подразделение ЦРУ "W" в Майами, насчитывавшее более 600 оперативных сотрудников и подготовившее более трех тысяч кубинских контрреволюционеров.

      Антикастровские силы имели в своем распоряжении свыше 80 судов, которые неоднократно в октябре выходили в море и 17 ночей подряд ждали сообщения о "начале антикастровского восстания на острове", что должно было стать сигналом для начала высадки десанта "контрас".

      С мая 1962 г. к подготовке заключительной фазы операции "Мангуста" был подключен Пентагон, готовивший планы интервенционистских действий против Кубы. 23 августа 1962 г. Кеннеди приказал активизировать меры по "намеренному разжиганию полномасштабного восстания против Кастро". Что, помимо прочего, свидетельствует о полном фиаско американской разведки по получению объективной информации о происходящих на острове событиях. Лишь 16 октября, после обнаружения советских ракет на Кубе, президент США отказался от завершения оперативного плана "Мангуста".

       Стоит отметить, что уже в апреле 1962 г. советская разведка получила информацию о содержании плана "Мангуста" и реальных мерах по его выполнению. Аналогичной информацией располагала и разведслужба Республики Куба.

       Для кубинского, да и советского руководства к маю 1962 г. сложилась ситуация, во многом аналогичная периоду перед началом Великой Отечественной войны, - они знали об агрессивных планах и приготовлениях "западного соседа" и в этой связи должны были принимать соответствующие политические решения.

       Именно в этой обстановке Совет Обороны СССР принял 15 мая 1962 г. решение об оказании военной помощи Кубе и развертывании на ее территории Группы советских войск (ГСВК) численностью в 51 тыс. военнослужащих - реальная же ее численность к концу сентября составила 41 тыс. чел. Также предполагалось развертывание здесь Отдельной ракетной дивизии, что должно было служить гарантией независимости и суверенитета Кубы. Всего же планировалось поставить здесь на боевое дежурство 36 баллистических ракет Р-12 (по западной терминологии "СС-4"), 24 ракеты Р-14 ("СС-5"), 6 бомбардировщиков Ил-28 и истребители прикрытия Миг-21.       В СССР решение о создании ГСВК принимали Н.С.Хрущев, министр обороны Р.Я.Малиновский, министр иностранных дел А.А.Громыко, заместитель председателя совета министров Д.Ф.Устинов, секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.

      Единственное, что может вызывать недоуменные вопросы, так это тот факт, что командующим создаваемой группировки ГСВК был назначен командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-лейтенант И. А. Плиев, дважды Герой Советского Союза, но ранее в боевой обстановке командовавший кавалерийскими частями.

       О принятом решении о создании военной базы на Кубе не был проинформирован даже В.Е. Семичастный, в октябре 1961 г. ставший председателем КГБ СССР. Впрочем, понимая свою недостаточную компетентность, Семичастный и не пытался вникать в драматические события, связанные с возникновением и эскалацией кризиса, предоставив полную свободу действий своему первому заместителю И. П. Ивашутину и начальнику разведки КГБ А.М. Сахаровскому – за их подписями в архивах находится большинство документов, связанных с этими событиями.

      В целом же предпринимаемы "асимметричные" меры «Мероприятия «Анадырь» должны были изменить стратегическую расстановку сил на мировой арене, а о создании советской военной и военно-морской баз на Кубе планировалось объявить в ноябре того же года во время первого официального визита Н.С.Хрущева на Кубу.

      Следует особо подчеркнуть, что подобная практика заключения секретных соглашений имела и имеет поныне широкое распространение, и единственно в чем можно было упрекнуть советского лидера - это в отступлении от официально провозглашенного "ленинского принципа" внешней политика - отказа от заключения тайных договоров. В то же время эта мера в конкретных условиях обстановки была абсолютно оправдана с военной и политической точек зрения и не противоречила нормам и принципам международного права.

      В конце мая Генеральный штаб приступил к подготовке и осуществлению стратегического мероприятия "Анадырь", как официально именовалось операция по созданию советской военной базы на Кубе.

      Несмотря на разветвленную разведывательную сеть, в том числе и на Кубе, наличие американской военной базы на острове (в Гуантанамо), с одной стороны, а с другой - дальние морские коммуникации, вовлечение в подготовку транспортных караванов десятков тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, десятков судов, американская разведка просмотрела переброску многотысячного воинского контингента и средств вооружения, включая ракетные комплексы, бомбардировочную и истребительную авиацию и ядерные боезапасы. (Всего на остров были доставлены 158 ядерных боезарядов, причем только 24 из них к моменту начала "горячей фазы" конфликта оставались неразгруженными).        Рассекречивание этого факта в 1992 г. повергло в шок бывшего в период Карибского кризиса министром обороны США Роберта Макнамару - настолько близок оказался мир к порогу ядерной катастрофы.

       Первые эшелоны советских войск прибыли на Кубу 26 июля и приступили к оборудованию стартовых позиций ракет и военных городков.

       При этом, как уже отмечалось, 22 августа, когда советские войска уже приступили к строительству стартовых позиций на Кубе, ДФКей, как именовали президента США американцы, одобрил эскалацию военных приготовлений по плану "Мангуста", а 21 сентября по просьбе Р.Макнамары утвердил активизацию разведывательных полетов У-2 над Кубой.

     При этом к 19 сентября Кеннеди получил 4 сводки оценок национальной разведки - главный информационный документ разведсообщества США для президента и других высших должностных лиц администрации, в которых ничего не говорилось о присутствии советских войск на Кубе или об угрозах безопасности США со стороны СССР и Кубы.

       Только 16 октября 1962 г. специалисты авиаразведки США уверенно дешифровали на полученных аэрофотоснимках стартовые позиции батарей ПВО, о чем в тот же день было доложено президенту. 17 октября было совершено 6 разведывательных полетов авиации США над Кубой. А всего с 4 октября по 8 ноября были зафиксированы 124 разведывательных полета самолетов США.

       16 октября, в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне собралось заседание кризисного штаба в составе вице-президента Л. Джонсона, госсекретаря Д. Раска, помощника президента по национальной безопасности Макджорджа Банди, министра обороны Роберта Макнамары, директора ЦРУ Дэвид Маккоуна и министра юстиции брата президента Роберта Кеннеди.

      "Все были в шоке, - вспоминал об этом заседании его участник Роберт Кеннеди. - Такого поворота событий никто не ждал. Да, Хрущев обманул нас, но мы и сами себя обманули...".

      Это был первый крупнейший провал американской разведки - не только ЦРУ, но и РУМО, Агентства национальной безопасности (АНБ), разведок видов вооруженных сил - ВВС и ВМС, призванных выявлять существующие и возникающие угрозы безопасности США.

       Разведка оценивала численность советского воинского контингента на Кубе в 8 тыс. чел., не предполагая наличия развернутых батарей баллистических ракет и ядерных боезарядов, а поэтому одним из первоначальных предложений было уничтожение стартовых позиций батарей ПВО авиаударом, при том, что участники совещания полностью отдавали себе отчет в том, что они являются оборонительным оружием, и не могут представлять угрозу безопасности США.

      На прямой вопрос президента министр обороны Р.Макнамара ответил, что он не может гарантировать стопроцентное уничтожение батарей ПВО при воздушном ударе. И именно поэтому это предложение было снято.

      Но Пентагон привел вооруженные силы страны в состояние повышенной боеготовности и начал готовить морскую блокаду Кубы.

      18 октября кризисный штаб принимает решение о начале морской блокады Кубы.

      Аналогичный «кризисный штаб» из высокопоставленных сотрудников КГБ, ГРУ, министерства обороны, МИДа и ЦК КПСС с круглосуточным рабочим режимом работы – до 27 октября, создается в Москве.

     В обстановке строгой секретности 20 октября полученные разведснимки были переданы американцами правительствам Великобритании, Канады, Франции и ФРГ с тем, чтобы подготовить их к участию в конфликте на стороне США, а 25 октября они были опубликованы в американской печати.

       В обращении к нации 22 октября Джон Ф.Кеннеди заявил об установлении морской блокады для того, чтобы "остановить процесс размещения баллистических ракет на Кубе".

      27 октября зенитной ракетой во время разведывательного полета был сбит американский самолет-разведчик У-2 и погиб 25-летний пилот майор Р.Андерсон, ставший единственной американской жертвой этого кризиса. Но Кеннеди не стал акцентировать внимание на этом трагическом инциденте, понимая, что право не на его стороне, а также делая ставку на прямые и секретные переговоры с советским лидером.

      Как известно, 28 октября Н.С.Хрущев впервые признал факт присутствия советских ракет на Кубе и согласился на их эвакуацию под контролем США.

     При этом США конфиденциально обязались в течение двух месяцев демонтировать "Юпитеры" в Турции, отказаться от их размещения в Италии и Японии и гарантировали неприкосновенность "острову Свободы". Тогда же на Кубе была открыта советская военная базы в Лурдесе, являвшаяся форпостом советской технической разведки в Западном полушарии и ликвидированная в 2002 г. Принятые на себя американской администрацией обязательства свято соблюдались даже после гибели Джона Кеннеди в ноябре 1963 г.

      Эти взаимные обязательства привели, с одной стороны, к началу деэскалации кризиса, установлению прямой "горячей линии" телефонной связи между руководителями двух мировых держав, а, с другой - к коренному пересмотру США всей своей внешнеполитической стратегии.

     Что нашло свое законодательное завершение в переходе к доктрине "наведения мостов" или "расшатывания социализма изнутри". Это также означало коренную перестройку всей разведывательно-подрывной деятельности против государств социалистического содружества.

       Необходимо, однако, сказать и еще об одной стороне этого процесса, оставшейся, по сути дела, "за кулисами" истории.       Речь идет об участии в разрешении конфликта посольских резидентур Главного разведывательного управления (ГРУ) Министерства обороны и Первого Главного управления (ПГУ) КГБ СССР.

     Самое удивительное, что сын одного из главных «переговорщиков» с США со стороны СССР, С.А.Микоян в своей весьма объемной монографии «Анатомия Карибского кризиса» (М., 2006), так же не осветил этого ворпоса, упоминая фамилии советских разведчиков лишь по материалам обсуждения их предложений в Белом Доме.

     Эта неафишируемая сторона дела состоит в том, что еще в мае 1961 г. братом президента и министром юстиции Робертом Кеннеди по собственной инициативе был установлен контакт с резидентом ГРУ в Вашингтоне в должности атташе посольства СССР по вопросам культуры и редактора журнала "Soviet Life Today" Георгием Никитовичем Большаковым.

       На одной из встреч Р.Кеннеди предложил Большакову "установить неофициальный обмен мнениями" по различным вопросам международного и двустороннего характера. При этом обеими сторонами ясно понималось, что речь идет о конфиденциальных отношениях высшего уровня, идущих от имени руководителей государств и в целях установления лучшего понимания позиций друг друга. "Тайный канал" связи с советским руководством через Большакова был дезавуирован Р.Кеннеди в книге мемуаров "Тринадцать дней", появившейся в 1969 г.

       Следует отметить, что, в принципе, подобная практика "неофициальных", зондажных отношений имела и имеет широкое распространение в мире.

       Вопрос о предложении Кеннеди рассматривался Президиумом ЦК КПСС, который и дал соответствующую санкцию Большакову на контакты с Р.Кеннеди. Всего по октябрь 1962 г. между ними состоялось более 40 встреч, в том числе в неформальной обстановке, в кругу семьи Р.Кеннеди.

      После 15 октября Р.Кеннеди обратился к Большакову за соответствующими разъяснениями, но, следуя установкам из Москвы, советский разведчик вполне искренне дезинформировал своего американского визави, что подорвало доверие президента к этому конфиденциальному каналу сотрудничества. Поэтому с 22 октября их встречи прекратились.

      Следует также отметить, что достоверной информацией о "мероприятии "Анадырь" не располагал даже советский посол в США.

      Следует подчеркнуть, что политическая мудрость президента США Дж.Кеннеди была такова, что он, допуская возможную неискренность Большакова либо связанных с ним советских представителей, решился на беспрецедентный по мужеству поступок - обратиться напрямую к советскому резиденту в Вашингтоне: 22 октября советника посольства СССР "Фомина" (под этой фамилией в США работал резидент ПГУ Александр Семенович Феклисов) попросил о встрече известный в то время обозреватель телеканала Эй-би-си Джон Скали.

      После ряда зондажных бесед, 26 октября Скали "по поручению высочайшей власти", то есть президента страны, передал Феклисову американские предложения по урегулированию конфликта: 1. СССР демонтирует и вывозит с Кубы ракетные установки под контролем ООН; 2. США снимают морскую блокаду Кубы; 3. США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу.

 

     Поясняя, кого он имеет в виду, называя "высшей властью", Скали назвал Джона Фитцжеральда Кеннеди. При этом он подчеркнул, что президент США "не хочет войти в историю как второй Тодзио" и добивается разрешения кризиса мирным путем. Следует пояснить, что Тодзио был премьер-министром Японии в предвоенный период, казненный как военный преступник по приговору международного военного трибунала в Токио.

     Парадоксально, но факт - посол Советского Союза А.Ф.Добрынин отказался отправить официальную правительственную телеграмму с предложениями от имени президента США в Москву и информация эта ушла в Центр по каналу советской разведки.

     Американские компромиссные предложения, как известно, были приняты, и на следующий день в прямой диалог с Дж. Кеннеди вступил Н.С.Хрущев.

     Вечером того же дня в посольстве СССР в Вашингтоне Роберт Кеннеди подтвердил советскому послу условия соглашения, ранее переданные "советнику Фомину". Но тут же ему было передано встречное требование демонтировать американские "Юпитеры" в Турции.

     Тут же Роберт Кеннеди, после телефонной консультации с братом, дал согласие на это, обговорив, что, во-первых, демонтаж будет осуществлен через 3-5 месяцев после вывоза советских ракет с Кубы, и, во-вторых, что эта договоренность будет храниться в строгой тайне и ее не включат в официальный текст соглашения по деэскалации конфликта.

     Это было необходимо Кеннеди для "сохранения своего лица" в период подготовки к очередным президентским выборам.

     Продолжением этой истории стало заключение в последующие годы договоров о запрете ядерных испытаний в трех средах (1963 г.) и о нераспространении ядерного оружия (1964 г.). За этим последовало интенсивное обсуждение учеными последствий "обмена ядерными ударами" и открытие эффекта "ядерной зимы", фактически исключившего ядерное оружие из арсенала человечества.

      Изменились также внешнеполитическая стратегия и тактика США в мире: Кеннеди поручил своим советникам разработать такую новую доктрину, которая бы по прежнему отвечала интересам США, не создавая при этом угрозы прямой военной конфронтации.      

      Такая стратегия была разработана, получила название «доктрины «Наведения мостов»», а ее основным содержанием являлось «институционное проникновение в структуры Советского Союза и других его стран - сателлитов». Официально эта внешнеполитическая доктрина была принята в феврале 1964 г. приемником Кеннеди Линдоном Джонсоном, но это уже совсем другая история.

      В заключение следует отметить, что в Центре изучения политики имени Вудро Вильсона в США уже на протяжении более десятка лет ведется реализация международного исследовательского проекта под названием "Холодная война", в рамках которого, в частности, издается одноименный периодический журнал.

      Целью этого проекта является раскрытие на основании архивных документов и сравнительных исследований подлинной подоплеки и содержания тех или иных событий эпохи глобального американо-советского противостояния 1946 – 1992 годов. И делается это, надо полагать, не только из "любви к исторической истине", но и с определенным прицелом на будущее. Хотя, как показывает история, это и не исключает повторного наступления США "на те же самые грабли". Как это было, например, с интервенцией 2003 г. против Ирака.

      В России же, насколько нам известно, аналогичных исследований не проводится. И вряд ли это является оправданным.

 

     ... В зале ресторана "Оксидентал" в Вашингтоне, где состоялась первая встреча с "Фоминым" - Феклисовым, в настоящее время висит мемориальная бронзовая табличка:

    

      "В напряженный период Карибского кризиса (октябрь 1961г.) таинственный русский мистер "X" передал предложения о вывозе ракет с Кубы корреспонденту телекомпании Эй-би-си Джону Скали.       Эта встреча послужила устранению угрозы возможной ядерной войны".        В этом тексте скрыта попытка американской стороны задним числом "подправить" реальный ход исторического процесса, заставить СССР "капитулировать" вопреки исторической правде.

     Остается только добавить, что за многолетнюю плодотворную службу в советской разведке, в том числе за решительные смелые действия советского резидента в напряженные дни октября 1962 г. Александру Семеновичу Феклисову в 1996 г. было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Герой России Александр Семенович Феклисов ушел из жизни 26 ноября 2007 г.

По материалам книги «Госбезопасность от Александра I до Путина», М., 2005.

Публикация в ХРОНОСе подготовил Олег Хлобустов.

Картина дня

наверх