Нечаянный подвиг
И уж
совершенно невероятной может показаться история другого солдата Великой
Отечественной, судьба с которым свела меня уже в середине 90-х в Эвенкии. Борис
Едомин на фронт попал в 1944 году после окончания Школы младших авиационных
специалистов.
Он воевал в полку дальней бомбардировочной авиации, в
качестве стрелка летал на двухкилевом самолёте Ер-2.
сзади пилотской кабины, в гнезде с застеклённым фонарём, из которого торчал
ствол турельного крупнокалиберного пулемёта с электроприводом.
На его
счету с августа 1944 года по 9 мая 1945 года оказалось 37 боевых вылетов
(привожу такие подробности, потому что публикация о Б.М. Едомине в газете
«Эвенкийская жизнь», в отличие от предыдущих газет, у меня перед глазами). За
это время полк потерял пять самолётов. Могло быть и шесть.
Спас Ер-2 и
весь его экипаж стрелок Борис Едомин. А дело было так (далее позволю
процитировать самого себя): «Экипаж под командованием майора Жданова
благополучно отбомбился по Кёнигсбергу и уже на рассвете возвращался на свой
аэродром.
Летели низко, так что внизу можно было различить вражеских
солдат. И тут, откуда ни возьмись — «мессер». Заходит в хвост Ер-2. Едомин
поймал его в перекрестье прицела, нажал на педаль спускового механизма. Но
вместо очереди — какой-то приглушённый хлопок и необычайно сильная
отдача.
— Почему не стреляешь, так твою растак?! — раздался в наушниках
раздражённый голос командира. Едомин сам ничего понять не может. Тут «мессер»
снова пристраивается в хвост, да так плотно, что Едомин даже рассмотрел
ухмыляющуюся рожу немецкого пилота.
Борис завращал турелью и только
тогда понял, почему немец перестал его бояться и буквально играет с
бомбардировщиком, как кошка с мышью. У едоминского пулемёта нет ствола — как
ножом обрезало.
Оказывается, при подготовке самолёта к боевому вылету
аэродромный оружейник забыл вынуть трубку регулирования прицела из ствола
пулемета. И первый же снаряд, столкнувшись с трубкой, взорвался в стволе и
обрубил его.
В сильнейшем волнении Борис соскочил с места, сильно дёрнул
фонарь. Стеклянная полусфера оторвалась вместе с рамой и врезалась в нос
вплотную преследующего их «мессера». Пилотская кабина немецкого самолёта
буквально взорвалась стеклянным блестящим облаком, и ошарашенный «мессер» даже
вильнул.
— Ага, не нравится! — ликующе закричал Едомин и, подчиняясь
безотчётному порыву, стал хватать лежащие у него под ногами пятикилограммовые
пачки листовок с призывом к немецким солдатам сдаваться, швырять их в
ненавистный «мессер».
Пачки на лету разрывались, а немецкий истребитель
оказался весь окутан белым бумажным облаком. Потом куда-то пропал. Произошло
невероятное: ослеплённый листовками немец ушёл вниз и врезался в землю.
За
этот нечаянный подвиг, а вернее сказать, находчивость старший сержант Борис
Едомин был награждён орденом Красной Звезды».
После войны Борис Матвеевич
продолжил летать, также в дальней авиации, но уже на самолете Ту-4, с экипажем
аж в 11 человек! Полк нес боевое дежурство в небе над Белоруссией, Украиной и
Молдавией. Но иногда самолет садился в Польше. Борис Едомин видел, что в машину
загружали, выгружали какие-то ящики, тюки. Что в них было – стрелка-радиста не
интересовало, на это были отцы-командиры. Но в один прекрасный день наши же
средства ПВО вынудили самолет сесть в Бресте.
Набежали особисты,
таможенники. Оказалось, что пилоты совмещали боевое дежурство с… контрабандой.
Махинациями занимались офицеры, а отвечать по всей строгости закона пришлось
всему без исключения экипажу. Трибунал влепил им на всю катушку, не пощадили
никого.
Командир самолета, майор, летчик-ас, награжденный двумя орденами
Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, тем не менее, получил 25 лет.
Остальные офицеры – по 20 лет. Едомин «отделался» 10 годами, хотя при
контрабандных делах сих присутствовал не более чем статистом.
Отмотав
свой срок в Архангельской области, он уже вольным человеком продолжил скитания
по «северам», пока судьба не занесла его в Эвенкию. Где я и повстречал этого
интереснейшего человека.
Жив ли он сейчас – не знаю, Борис Матвеевич еще в
конце 90-х выехал по программе переселения из Туры в Набережные
Челны...
На снимках: Борис Матвеевич Едомин;
Ночной бомбардировщик Ер-2, на каком он летал.