Последние комментарии

  • Василий Пушкарев21 апреля, 10:08
    Что-то я никак не могу понять: всё ЭТО очень красиво. Но что тогда вот ЭТО:Разоблачение мифа о советской зарплате в 120 рублей
  • Василий Пушкарев21 апреля, 9:51
    *Советские люди на фотографиях 50-х годов
  • Василий Пушкарев21 апреля, 9:50
    *Советские люди на фотографиях 50-х годов

Как Сталин создавал советское машиностроение

Сегодня у России, увы, почти нет своего производства станков. Немногие уцелевшие заводы работают полностью на зарубежном оборудовании. Прикрутят санкции посильнее - и вовсе станут без запчастей и новых станков.

Ситуация не нова. Большевики, взяв власть, столкнулись с тем, что в Российской Империи такого понятия, как станкостроение, не существовало.

Более того, существенно исправить ситуацию с производством собственных станков не удавалось почти до самой войны.

Самое сложное и передовое оборудование приходилось закупать в Британии, Штатах, да и в той же Германии. Понятно, что с началом Великой Отечественной войны никакие станки было уже не купить.

Ситуация была плачевна. Очень характерны воспоминания одного из конструкторов легендарных фронтовых "Катюш":

"Опытное производство реактивных установок развернули на заводе имени Коминтерна в Воронеже. Снаряды - произведение инженерного искусства, а вот сама установка не бог весть какой сложности. По сути, собранные в пакеты длинные рельсы направляющих для ракет.

И вдруг оказалось, что сделать даже эти рельсы завод не в состоянии. Для высокой точности огня требовалось очень чисто фрезеровать канавки направляющих по всей длине.

Станок такой был, позволял делать проходы до трех метров. А нужно - шесть метров! Станок немецкий и модификация на шесть метров в каталоге есть, только у фашистов уже такой не купить. Доработали, конечно, наши умельцы германскую машину, выпуск "Катюш" начался, но качество... качество хромало."

Знаете, чем занимался товарищ Сталин за две недели до начала войны? Создавал первый советский Наркомат станкостроения!

Возглавил новый наркомат умница-инженер Александр Ефремов. Первейшей задачей оказалась эвакуация заводов с линии наступления врага.

Только в первые три месяца войны были вывезены в Сибирь и на Урал более двух сотен машиностроительных заводов. И не только вывезены - запущены в кратчайшие сроки на полную мощность!

Работа на этом не завершилась. Уже весной 1942 года Ефремов издает указание о срочном переводе избыточных инструментальных мощностей в Москву!

На площадках эвакуированных предприятий столицы создается более двух десятков станкостроительных заводов. Под самым носом у немцев начинается массовый выпуск сложной машиностроительной продукции.

К концу войны было практически завершено и то самое модное ныне "импортозамещение". Советская промышленность освоила производство любых, самых сложных станков и приспособлений самостоятельно!

За героическую работу по созданию советского станкостроения Сталин наградил наркома не чем-нибудь, а Орденом Кутузова. По статуту этим орденом награждались войсковые командиры, никак не гражданские организаторы производства. Но Сталин рассудил по своему.

Ефремова не зря потом похоронят в Кремлевской стене рядом с выдающимися маршалами. Для нашей Победы нарком станкостроения сделал ничуть не меньше!

Автор: Роман Кузнецов

 

Популярное

))}
Loading...
наверх