Октябрьская революция привела к расколу в вооруженных силах. Офицеры, верно служившие царю, заняли по крайней мере три позиции по отношению к большевикам: позицию непримирения по отношению к Советской власти, выжидательную и более или менее лояльную. Группа офицеров, которая заняла третью позицию, в конце концов перешла все-таки на сторону Советов.
Немного истории о том, как бывшие кадровые генералы, военачальники и офицеры царской армии оказались в Красной Армии.
Для вновь созданной Советской власти в начале 1918 года наступает переворотный момент: Ленин понимает, что партизанщина, а именно так Ленин называет Красную гвардию, не сможет охранять вновь созданное молодое государство. И Ленин принимает решение о привлечении в ряды Красной Армии бывших царских офицеров – военспецов, как их позже стали называть. А привел их на службу к большевикам по приказу наркома Троцкого Эфраим Склянский, его заместитель, Именно Склянский занимался пропагандой среди бывших офицеров. Уже к лету 1918 года почти семь тысяч офицеров добровольно записались в регулярную Красную Армию. Руководил военспецами Михаил Бонч-Бруевич, недавно назначенный военруком ВВС.
Почти до конца двадцатого века было принято считать, что именно рабоче-крестьянская Красная Армия большевиков разгромила хорошо подготовленные и вооруженные до зубов армии Деникина и Врангеля, однако, по сегодняшним подсчетам историков, в рядах красных воевало около 500 офицеров высшего эшелона, блестящих выпускников Академии Генштаба царской России. Это Б.Шапошников, Д.Карбышев, М. Бонч-Бруевич, С.Каменев, А.Егоров и др. Как утверждает историк Кавтарадзе, почти тридцать процентов офицеров царского корпуса служили в рядах большевиков. Как шутил по этому поводу Троцкий: «Красная Армия очень напоминает редиску: она красная только снаружи».
Судьба поднесла им печальный сюрприз: военспецам пришлось воевать против своих же сокурсников на стороне большевиков. Однако военспецы, многие из которых вступили в большевистскую армию из чувства патриотизма, считали, что они должны защищать свою родину, русский народ, членов своих семей.
Когда осенью 1920 года регулярная Красная Армия окончательно завершила разгром Русской армии, Врангель перед своим побегом признался, что ему не страшно уже за Россию, ведь у нее сейчас есть настолько подготовленная армия, которая даст отпор любому внешнему врагу. «Это мы отточили клинки им», - напоследок сказал Врангель. Конечно же, он имел ввиду именно их – военспецов, благодаря которым армия большевиков из сброда, из партизан превратилась в победившую в Гражданской войне действующую армию.
Однако большевики всегда считали, что военспецы – чуждые элементы для революции, им никогда не доверяли.
И чем же отблагодарило военспецов Советское государство? В 1922 году военспецов начинают увольнять с командных должностей, начинается учет всех военспецов: им запрещается перемещаться по стране без разрешения органов госбезопасности. Немало офицеров было расстреляно в застенках ВЧК: им предъявлялись обвинения в участии в контрреволюционных заговорах. Ленину даже пришлось создать в Генеральном штабе новую должность, которая контролировала аресты военспецов, что не очень нравилось его соратникам. После смерти Ленина военспецов больше некому было защищать. Троцкого выслали из СССР, Склянский, которого Сталин сильно ненавидел, был отправлен в Америку, с которой тогда не было никаких дипломатических отношений. Из куратора военспецов он превращается в представителя торговли. В Америке Склянский работает председателем Амторга. Однако вскоре он погибает при очень загадочных обстоятельствах.
Когда в начале тридцатых годов над СССР нависает угроза войны, а в самой стране то здесь то там вспыхивают крестьянские восстания, Советская власть решает нейтрализовать военспецов. На них заводятся уголовные дела, единственным обвинением в которых был заговор. Самым большим и громким стало уголовное дело под названием «Весна», или «Гвардейское дело». Только в одном Ленинграде было расстреляно больше тысячи бывших военспецов. Среди них: комдив А.Свечин, П.Сытин – бывший командующий Южным фронтом, Ю.Гравицкий, А. Верховский, А.Снесарев и другие.
В 1937 году уже по печально известному делу «военных» были расстреляны маршал Тухачевский, Уборевич – командующий Белорусским ВО, Корк - комиссар Военакадемии, командующий Ленинградским ВО Иона Якир, председатель совавиахима Эйдеман и другие.
Неизвестно, какая судьба ожидала бы куратора военспецов Эфраима Склянского, не утони он в 1925 году. До сих пор многие думают, что именно по приказу Сталина убрали Склянского.
Почти все видные военачальники, стоявшие у истоков создания Красной Армии, исчезали один за другим. Среди них Вацетис, репрессированный в 30-е годы, Егоров, расстрелянный по обвинению в шпионаже. В период сталинских репрессий выживут только очень немногие бывшие военспецы. Одними из них были Михаил Бонч-Бруевич, Борис Шапошников. Леонид Говоров.
МОМЕНТ ИСТИНЫ КРАСНОЙ АРМИИ
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться