На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 824 подписчика

Три вальса



"Три вальса" - так называлась, если помните, одна из песен из репертуара Клавдии Ивановны Шульженко.  Но сейчас речь вовсе не об этом произведении.

 Надеюсь - меня не обвинят в невольном  плагиате. Речь действительно пойдет о трех музыкальных произведениях - одинаково знаменитых, созданных достаточно давно и популярных до сих пор.

 Я хочу вам предложить сегодня грандиозное музыкально-географическое путешествие - надеюсь, будет не скучно. 

Итак, вальс первый.  Очень часто его название  в программах концертов  сопровождается ремаркой "старинный русский вальс" - что и верно, и совершенно не  соответствует действительности одновременно.

Он был написан румынским композитором, сербом по происхождению Иосифом Ивановичем (Иванович в данном случае фамилия, как вы догадались, а не отчество!) в 1880 году. Иванович в то время служил капельмейстером духового оркестра 6-ого Румынского Пехотного полка, расквартированного в городе Галаце на Дунае.

 Поэтому совершенно естественно название этого вальса - "Дунайские волны".

 Вальс в том же году был впервые издан в Бухаресте с посвящением Эмме Гебауэр (жене  музыкального издателя  Константина Гебауэра).  Он был достаточно популярен, но скажем так, популярность эта "имела узкую локализацию".  Так было до 1886 года, когда партитура вальса попала в руки Эмиля Вальдтефеля, который создал  оркестровую аранжировку произведения. И именно в оркестровом исполнении "Дунайские волны" прозвучали в Париже, на всемирной выставке 1889 года. Это был настоящий фурор!

Не будет преувеличением сказать, что этот вальс стал настоящим неформальным музыкальным символом этой выставки.  Партитура вальса  моментально была раскуплена и разошлась по всей Европе и тогда же попала в США. Так вальс оказался, в том числе, и в репертуаре русских, преимущественно военных духовых, оркестров. Что интересно - практически во всех странах на музыку вальса были через полвека  написаны слова. Известны английский текст 1946 года,  русский вариант (слова Долматовского, исполнялся оркестром Утесова)  того же времени и появившийся на год позже вариант на идиш, ставший популярным еврейским свадебным вальсом.

 Сейчас это произведение, чаще всего без всякого текста, тоже очень популярно по всему миру, в том числе и в России. 

Теперь мы должны перенестись на два с лишним десятилетия и за несколько тысяч километров от Дуная...

Речь пойдет о не менее знаменитом, втором (по времени создания) вальсе - "На сопках Маньчжурии".  История создания этого вальса крайне драматична.

Появился он в 1905 году. Его автор, Илья Алексеевич Шатров, капельмейстер военного оркестра 214-ого резервного Мокшанского пехотного полка, по приказу командира полка попал за какой-то проступок на гауптвахту. Вот во время этой вынужденной изоляции и появился эскизный вариант вальса.

Это необычайно грустное  и  проникновенное произведение посвящено трагическим событиям Мукденского сражения, свидетелем и участником которого был Шатров. Памяти своих погибших товарищей он и посвятил свою музыку.

 

 В феврале 1905 года полк попал в окружение. Боеприпасы уже заканчивались, и тогда командир полка полковник Побыванец отдал приказ "Знамя и оркестр - вперед!".  Шатров поднял оркестр на бруствер окопов и полк пошел в самоубийственную отчаянную атаку. Японское окружение было в результате прорвано, но потери полка были колоссальны. Из всего личного состава   (4000 человек) в живых остались только 700  , многие из которых были серьезно ранены. Погиб и командир полка. Из оркестра этот бой пережили  всего 7 человек, включая самого Шатрова. 

Еще год после тех событий Мокшанский полк находился в Маньчжурии. Шатров за личное мужество получил Орден Станислава 3-ей степени, оставшиеся в живых его оркестранты - георгиевские кресты, сам оркестр - почетные серебряные трубы. 

Ну а погибшие... погибшие получили наскоро выкопаные братские могилы, похоронки родным и этот прекрасный вальс. Он впервые был опубликован в 1906 году, впервые  исполнен в Самаре духовым оркестром и, поначалу довольно равнодушно принятый, к 1910 году  приобрел  огромную популярность. В это время уже получила развитие новомодное увлечение - грамзапись, и вальс "На сопках Маньчжурии" стал настоящим хитом.

Интересно, что это  был к тому же едва ли ни первый случай аудиопиратства - примерно половина записей вальса тиражировалась незаконно. Однако после принятия в 1911 году в России Закона об авторском праве Шатрову удалось выиграть несколько судебных процессов против фирм граммзаписи, что принесло ему довольно приличный доход. 

Текст на музыку этого вальса был написан почти одновременно с появлением музыки, в 1906 году, а потом неоднократно писались новые тексты ( около десяти разных вариантов).

Автор вальса, Илья Шатров, после революции остался в России, продолжив службу в качестве капельмейстера теперь уже в Красной Армии. До 1938 года он руководил оркестром Тамбовского Кавалеристского училища, потом ненадолго демобилизовался, но с началом ВОВ вернулся на службу и  был капельмейстером Дивизии. После войны руководил военным оркестром Закавказского Округа. В 1951 году, выйдя в отставку,   вернулся в Тамбов, где стал музыкальным руководителем Тамбовского Суворовского Училища. Умер он через год, в 1952 году, в возрасте 73 лет. 

Третим "героем" моего сегодняшнего рассказа  будет вальс "Амурские волны". Вот так - с Дуная мы с вами  перенеслись буквально на другой конец света, во Владивосток, к Амурскому заливу.

Автор этого произведения - как и авторы предыдущих двух вальсов - военный капельмейстер,  Макс Авелевич Кюсс.  С датировкой произведения есть разночтения. Чаще всего называется 1909 год, но  есть версия, что "Амурские волны" появились еще в 1903 году.

Так или иначе, но первое публичное исполнение его состоялось действительно в 1909 году, на благотворительном вечере, устроенном Верой Яковлевной  Кирилленко, женой непосредственного командира Кюсса и с посвящением ей. 

Все ранние нотные и граммофонные издания вальса также сопровождаются посвящением Вере Яковлевне, и даже ее портретом. 

 

Первоначальная всероссийская популярность вальса через некоторое время сменилась забвением, в 20-30 годы он  исполнялся, но  отчего-то без указания имени автора.

А автор тем временем служил в Красной Армии.  Как и Шатров - в качестве капельмейстера. Перед самой войной он переехал в Одессу, где стал руководителем  по классу кларнета военно-музыкального училища. Во время оккупации  города  гитлеровцами   зимой  1942 году погиб в Одесском гетто.

 А в середине 20 века "забытый" вальс вновь вернул былую популярность и теперь по праву - один из самых широко известных.


По материалам http://www.diletant.ru/

 

Картина дня

наверх