"Три вальса" - так называлась, если помните, одна из песен из репертуара Клавдии Ивановны Шульженко. Но сейчас речь вовсе не об этом произведении.
Надеюсь - меня не обвинят в невольном плагиате. Речь действительно пойдет о трех музыкальных произведениях - одинаково знаменитых, созданных достаточно давно и популярных до сих пор. Я хочу вам предложить сегодня грандиозное музыкально-географическое путешествие - надеюсь, будет не скучно.
Итак, вальс первый. Очень часто его название в программах концертов сопровождается ремаркой "старинный русский вальс" - что и верно, и совершенно не соответствует действительности одновременно.
Он был написан румынским композитором, сербом по происхождению Иосифом Ивановичем (Иванович в данном случае фамилия, как вы догадались, а не отчество!) в 1880 году. Иванович в то время служил капельмейстером духового оркестра 6-ого Румынского Пехотного полка, расквартированного в городе Галаце на Дунае.
Поэтому совершенно естественно название этого вальса - "Дунайские волны".
Вальс в том же году был впервые издан в Бухаресте с посвящением Эмме Гебауэр (жене музыкального издателя Константина Гебауэра). Он был достаточно популярен, но скажем так, популярность эта "имела узкую локализацию". Так было до 1886 года, когда партитура вальса попала в руки Эмиля Вальдтефеля, который создал оркестровую аранжировку произведения. И именно в оркестровом исполнении "Дунайские волны" прозвучали в Париже, на всемирной выставке 1889 года. Это был настоящий фурор!
Не будет преувеличением сказать, что этот вальс стал настоящим неформальным музыкальным символом этой выставки. Партитура вальса моментально была раскуплена и разошлась по всей Европе и тогда же попала в США. Так вальс оказался, в том числе, и в репертуаре русских, преимущественно военных духовых, оркестров. Что интересно - практически во всех странах на музыку вальса были через полвека написаны слова. Известны английский текст 1946 года, русский вариант (слова Долматовского, исполнялся оркестром Утесова) того же времени и появившийся на год позже вариант на идиш, ставший популярным еврейским свадебным вальсом.
Сейчас это произведение, чаще всего без всякого текста, тоже очень популярно по всему миру, в том числе и в России.
Теперь мы должны перенестись на два с лишним десятилетия и за несколько тысяч километров от Дуная...
Речь пойдет о не менее знаменитом, втором (по времени создания) вальсе - "На сопках Маньчжурии". История создания этого вальса крайне драматична.
Появился он в 1905 году. Его автор, Илья Алексеевич Шатров, капельмейстер военного оркестра 214-ого резервного Мокшанского пехотного полка, по приказу командира полка попал за какой-то проступок на гауптвахту. Вот во время этой вынужденной изоляции и появился эскизный вариант вальса.
Это необычайно грустное и проникновенное произведение посвящено трагическим событиям Мукденского сражения, свидетелем и участником которого был Шатров. Памяти своих погибших товарищей он и посвятил свою музыку.
В феврале 1905 года полк попал в окружение. Боеприпасы уже заканчивались, и тогда командир полка полковник Побыванец отдал приказ "Знамя и оркестр - вперед!". Шатров поднял оркестр на бруствер окопов и полк пошел в самоубийственную отчаянную атаку. Японское окружение было в результате прорвано, но потери полка были колоссальны. Из всего личного состава (4000 человек) в живых остались только 700 , многие из которых были серьезно ранены. Погиб и командир полка. Из оркестра этот бой пережили всего 7 человек, включая самого Шатрова.
Еще год после тех событий Мокшанский полк находился в Маньчжурии. Шатров за личное мужество получил Орден Станислава 3-ей степени, оставшиеся в живых его оркестранты - георгиевские кресты, сам оркестр - почетные серебряные трубы.
Ну а погибшие... погибшие получили наскоро выкопаные братские могилы, похоронки родным и этот прекрасный вальс. Он впервые был опубликован в 1906 году, впервые исполнен в Самаре духовым оркестром и, поначалу довольно равнодушно принятый, к 1910 году приобрел огромную популярность. В это время уже получила развитие новомодное увлечение - грамзапись, и вальс "На сопках Маньчжурии" стал настоящим хитом.
Интересно, что это был к тому же едва ли ни первый случай аудиопиратства - примерно половина записей вальса тиражировалась незаконно. Однако после принятия в 1911 году в России Закона об авторском праве Шатрову удалось выиграть несколько судебных процессов против фирм граммзаписи, что принесло ему довольно приличный доход.
Текст на музыку этого вальса был написан почти одновременно с появлением музыки, в 1906 году, а потом неоднократно писались новые тексты ( около десяти разных вариантов).
Автор вальса, Илья Шатров, после революции остался в России, продолжив службу в качестве капельмейстера теперь уже в Красной Армии. До 1938 года он руководил оркестром Тамбовского Кавалеристского училища, потом ненадолго демобилизовался, но с началом ВОВ вернулся на службу и был капельмейстером Дивизии. После войны руководил военным оркестром Закавказского Округа. В 1951 году, выйдя в отставку, вернулся в Тамбов, где стал музыкальным руководителем Тамбовского Суворовского Училища. Умер он через год, в 1952 году, в возрасте 73 лет.
Третим "героем" моего сегодняшнего рассказа будет вальс "Амурские волны". Вот так - с Дуная мы с вами перенеслись буквально на другой конец света, во Владивосток, к Амурскому заливу.
Автор этого произведения - как и авторы предыдущих двух вальсов - военный капельмейстер, Макс Авелевич Кюсс. С датировкой произведения есть разночтения. Чаще всего называется 1909 год, но есть версия, что "Амурские волны" появились еще в 1903 году.
Так или иначе, но первое публичное исполнение его состоялось действительно в 1909 году, на благотворительном вечере, устроенном Верой Яковлевной Кирилленко, женой непосредственного командира Кюсса и с посвящением ей.
Все ранние нотные и граммофонные издания вальса также сопровождаются посвящением Вере Яковлевне, и даже ее портретом.
Первоначальная всероссийская популярность вальса через некоторое время сменилась забвением, в 20-30 годы он исполнялся, но отчего-то без указания имени автора.
А автор тем временем служил в Красной Армии. Как и Шатров - в качестве капельмейстера. Перед самой войной он переехал в Одессу, где стал руководителем по классу кларнета военно-музыкального училища. Во время оккупации города гитлеровцами зимой 1942 году погиб в Одесском гетто.
А в середине 20 века "забытый" вальс вновь вернул былую популярность и теперь по праву - один из самых широко известных.
По материалам http://www.diletant.ru/