Я расскажу о вкладе в общее дело Победы в Великой войне шести родных мне людей, которые внесли свой весомый вклад в дело общей Победы воюя вдалеке от линии фронта. Мне посчастливилось с ними общаться, я рос на их глазах, они были для меня примером. Пятерых из этой шестёрых людей, скромных тружеников войны уже нет в живых. Но живо их дело, жива страна, чьё право на существование они смогли отстоять ценой невероятных усилий в, не имеющей аналогов в мировой истории, схватке с мощным и сплочённым врагом. Для нашего молодого читателя, для нашего подрастающего поколения, а также для наших заклятых «партнёров» будет интересным и полезным узнать, каким разным был вклад сибиряков-обычных советских людей в дело нашей Победы — зрелого мужчины и школьника, кадрового военного на полях сражений и подростка-конюха в колхозе из сибирской глубинки. Каждый вложил в общую Победу свой вклад, свою частицу в колоссальный труд целого народа, в громадных усилиях в схватке России с объединённой под фашистскими знамёнами Европой.
ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД...
На память в последнее время частенько приходят строки поэта Валерия Халанского
Он так всю жизнь переживал,
Что в ту войну не воевал.
Не взял его военкомат,
Сказал: - Ты маленький, «солдат».
Призвали дедов и отцов,
Хватает в армии бойцов,
А ты иди пока, учись,
Скорее взрослым становись.
Скатилась горькая слеза
Но, паренек себе сказал:
- Что слезы лить и унывать,
Раз не пускают воевать,
Пойдем трудиться на завод,
Там на сегодня тоже фронт.
И вот уже ученика
На ящик ставят у станка,
Чтобы пацан, что ростом мал,
До рукояток доставал.
Дневная смена, завтра в ночь.
Неделя за неделей прочь.
Готов один, второй снаряд,
Дни потянулись дружно в ряд
И даже частые налеты
Не отвлекают от работы.
На фронт уходит старший брат,
А младшему дают разряд.
Змеится срезанная сталь…
Пришел приказ: - Вручить медаль
Ему, за подвиг трудовой! -
Он растерялся, сам не свой:
-За что, ведь я не воевал,
Я только у станка стоял?
Таких как я - любой второй!
Ошибка! Токарь и… Герой!
- Снаряды, что ты сделал тут,
Сегодня по Берлину бьют!
Конец войне! Последний бой!
Медаль - твоя! Носи, Герой!
А он, всю жизнь переживал,
Что в ту войну не воевал…
Я уже рассказал в первых трёх частях о старших братьях Мильшиных, прошедших горнило Великой Отечественной войны (https://cont.ws/post/276459), (https://cont.ws/post/276459), (https://cont.ws/post/350155). Пришёл черёд рассказать и о младших братьях Мильшиных — Викторе и Николае. Когда старшие братья ушли в армию, основная нагрузка по помощи отцу упала на юные плечи Виктора и Николая. В 1941 году Виктору исполнилось тринадцать лет, а Николаю — одиннадцать.
Виктор с самого юного возраста настойчиво тянулся к технике. В нелёгкие военные годы всё свободное от школы время братья помогали отцу, работали в колхозе. Пришлось заменять ушедших на фронт мужчин. А мужской работы в колхозе в любое время года было и будет предостаточно.
1941 год… Война… Страшное, серьёзное испытание для всей страны. Докатилась война и до сибирской глубинки, до деревни Архиповка. Все мужчины были мобилизованы на фронт. В селе остались, в основном, женщины, старики и подростки. Техники катастрофически не хватало, женщины, старики и дети пахали землю на конях, молотили хлеб вручную, косили, сеяли, тянули лямку невыносимо тяжелого сельского труда. Колхоз специализировался на выращивании льна — стратегического сырья для нужд армии. А лён культура сложная, капризная, которая очень любит труд человеческих рук.
Виктор постоянно крутился рядом с механизаторами и при первой же возможности бегал в легостаевскую МТС. Смотрел, общался, помогал, хватался за любую работу — лишь бы допустили.
Сразу после окончания 9 класса в 1944 году Виктор был направлен на учёбу в Куйбышевскую школу механизаторов. Закончив её в 1945 году Виктор всю свою трудовую жизнь работал механизатором широкого профиля, закончив работу завгаром Легостаевской «Сельхозтехники». По воспоминанию коллег по работе - Виктор Евтеевич был механиком от Бога.
За большой трудовой вклад в работу колхоза «Первое мая» в годы Великой Отечественной войны войны по представлению Легостаевского исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся на основе представления правления колхоза имени Первого Мая в 1945 году семнадцатилетний Виктор Мильшин был награждён медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.».
Медалью награждались рабочие, руководящие и инженерные кадры, колхозники и специалисты промышленности и сельского хозяйства обеспечившие своим доблестным и самоотверженным трудом Победу Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.
Мой дед Мильшин Евтей Захарович в колхозе неизменно работал конюхом. Все военные годы и заканчивая 1947 годом неизменным помощником конюха рядом с отцом работал Коля Мильшин. Дед Евтей традиционно отвечал за колхозный табун жеребят и жеребых кобыл. Любимым и традиционным местом выпаса молодняка находилось в живописнейшем урочище-междуречье Ичка и Китерни. Николай управлял конями при ведении любых полевых работ в архиповском колхозе им. Первого Мая.
Время от времени дед вынужден был оставаться сторожить колхозную конюшню и тогда в «ночное» и управляться с табуном молодняка частенько приходилось Николаю одному, верхом на кобыле с кличкой Бурка. У Николая, кроме кнута, никакого оружия не было.
Однажды тёмной ненастной ночью на табун напали волки. Как на грех, отсыревшие дрова только дымили, не давая разыграться пламени. Коней и отца спасли конские гуртовые инстинкты выживания. Жеребец - «хозяин» табуна загнал жеребят и молодняк в центр, а сам с большими и сильными кобылами устроил настоящий круговорот, в котором кони носились довольно быстро, не давая возможности приблизиться волкам к молодым и слабым жеребятам. Размазывая слёзы по щекам, Коля на Бурке вынужден был часто, с остервенением, сильно и звучно щёлкать кнутом до полного изнеможения... Волки побаивались, но никуда уходить не собирались, ожидая удобного момента для нападения. Силы и нервы были уже на исходе, когда на коне появился отец. Обессилевший Николай буквально свалился с лошади... в отцовские сильные руки.
Об тяжёлом военном лихолетье отец вспоминает редко и неохотно : «Учиться практически было просто некогда, школу вынуждены с братом были частенько пропускать... Мужчин в колхозе практически не осталось, все годные к строевой были призваны на фронт. Мы, младшие, постоянно помогали старшим в борьбе за урожай, так необходимый для Красной Армии, для израненной страны».
Наконец пришёл день Победы. В начале 1946 года из армии вернулся демобилизованный старший брат Дмитрий, прошедший тяжёлые военные годы в боях по защите легендарного полуострова Рыбачий в Советском Заполярье (https://cont.ws/post/276459).
В 1947 году Николай поступил в фабрично-заводское училище при новосибирском авиационном заводе им.Чкалова, учился на цехового электрика. Учился отлично, выпустился с пятым разрядом.
Особенно тяжёлым оказался для страны и семьи Мильшиных 1947 год. В этот нелёгкий год умерла от страшной ангины младшая сестра Галинка. Как гром среди ясного неба прозвучала страшная, не укладывающаяся в голове весть - в Чернигове был арестован и репрессирован, прошедший войну старший брат Михаил — гордость всей семьи, служивший старшим лейтенантом в Чернигове, готовившийся к поступлению в военную академию (https://cont.ws/post/350155) .
1947 год стал настоящим страшным испытанием для всей страны, в связи с тяжёлыми погодными условиями в стране был сильнейший неурожай, в связи с которым, особенно в промышленных городах, свирепствовал голод.
Николай жил в общежитии ФЗУ вместе с тремя однокашниками. Летом 1947 его и ещё одного парнишку из комнаты как наиболее слабых физически, находящихся в начальной стадии дистрофии, включили в состав группы, которую отправили в профсоюзный санаторий в Евпаторию для того, чтоб они окрепли, подправили здоровье. Когда Николай вместе с приятелем через месяц вернулись в Новосибирск, в общежитие — их встретили страшной новостью. Двое оставшихся в Новосибирске «крепких» однокашников они уже не застали в живых — заболевшие гриппом ослабленные от недоедания мальчишки не смогли побороть болезнь и ушли из жизни...
После окончания ФЗУ в 1949 году Николай поступил на работу в сборочный цех Новосибирского авиазавода им. В.П.Чкалова цеховым электриком. В 1952 году по стране был брошен призыв - «Комсомольцы — в армию и на флот!». По комсомольскому призыву Николай был направлен на учёбу в Новосибирское военное училище. Вся сознательная жизнь Николая была связана со службой в Советских Вооружённых силах.
А теперь расскажу о вкладе в дело Победы родственников-труженников тыла по линии моей мамы — Ходановой (после замужества Мильшиной) Веры Васильевны. В 1941 году мой дед по матери Ходанов Василий Егорович добровольцем ушёл на фронт. О нём я коротко рассказал в своём первом очерке https://cont.ws/post/350155 . Его младший брат Василия Егоровича — Иван Егорович с первых дней войны как кадровый лётчик воевал на фронте. Чудом уцелел в самые страшные первые месяцы войны. В конце 1941 года получил тяжёлое ранение-потерял левый глаз. После выздоровления капитан Ходанов И.Е. был вынужден вернуться в родной Новосибирск. Был направлен на работу в испытательную приборную лабораторию Новосибирского авиазавода им. В.П. Чкалова, на котором проработал до самого ухода на заслуженную пенсию.
Младшая сестра Василия Егоровича — Галина всю войну проработала нянечкой в военном госпитале. Фактически она жила в этом госпитале всю войну. Нагрузка была колоссальная — как физическая так и моральная. Ухаживать приходилось за изуродаванными, тяжёло раненными воинами, перенёсшими многочисленные сложнейшие операции, которых приходилось заново учить ходить, привыкать к протезам и костылям.
Бабушка Пелагея Филиппенко, оставшаяся присматривать за тремя девочками-дочерьми Василия Егоровича Ходанова, скоропостижно умерла. Моя мама -Ходанова Вера вместе со своими сёстрами — старшей Лидией и младшей Полинкой в конце 1941 года оказались в Новосибирском детдоме. Лида и Вера, наряду с учёбой, учились швейному делу, помогали в швейной мастерской: помогали шить красноармейцам бельё, шили незамысловатые рукавицы, кисеты. Девочки частенько наведывались в соседний госпиталь, чтобы проведать раненых бойцов, организовывали для них концерты, делали и дарили раненым бойцам подарки — прежде всего вышитые кисеты и носовые платочки, вязаные носки.
С 1944 года старшая Лида пошла работать учеником фрезировщика на комбинат №179 (с 1946 года завод «Сибсельмаш»). Из-за небольшого росточка работать за станком приходилось, встав на пустой снарядный ящик. Из-за длинных смен и значительной нагрузки жить фактически приходилось до июня 1945 года в бараке на территории завода.
Кратко остановлюсь на работе комбината №179 в военное время[1].
До войны комбинат был крупнейшим в Сибири предприятием, производящим комбайны, оборудование и технику для текстильной промышленности, автотракторные детали, оборудование для водного и железнодорожного транспорта, токарные и токарно-винторезные станки.
С началом войны деятельность предприятия была немедленно перепрофилирована. Уже в октябре 1941 года Комбинат производил первые снаряды. Производственные мощности эвакуированных из европейской части Тульского, Таганрогского и других заводов позволили резко увеличить выпуск изделий. В 1942 году объем основной продукции возрос в 16 раз. Это разительный пример слаженной и самоотверженной работы Л.П. Берии и многочисленной команды молодых руководителей промышленности сталинской школы. Механизация и переход на поточное производство, разработка новых технологий значительно увеличили эффективность производства и позволили экономить остродефицитные материалы. В 1945 году продукция Комбината считалась самой дешевой в отрасли. На нем одном производилось различной продукции больше, чем выпускали все заводы России в 1914 году.
С 1941 по 1945 год себестоимость основной продукции Комбината снизилась на 63,2% производительность труда повысилась более чем в 2 раза. Комбинат стал крупнейшим предприятием в стране.
С началом Великой Отечественной войны основным видом продукции для завода становится выпуск артиллерийских снарядов различного калибра, мин, взрывателей, торпед, патронов, взрывчатки, а также бомбы. Первые снаряды предприятие изготавливает уже в октябре 1941-го, а к концу 1941 года заводом на фронт были отправлены 580 вагонов военной продукции.
К началу 1941 года производственная мощность достигала 15 %. С начавшейся эвакуацией заводов с прифронтовой полосы европейской территории СССР, к заводским мощностям добавились кадры и оборудование 15 оборонных предприятий.
В течение нескольких месяцев 1941 года на расширяющийся завод пришли около трёх тысяч новых работников, введено в строй новое оборудование — более пяти с половиной тысяч станков. Уже в следующем году объём выпуска продукции увеличивается в 16 раз. Несмотря на то, что основной в течение войны являлась продукция военного назначения, завод не прекращал выпуск техники для сельского хозяйства.
Всего за годы войны для нужд фронта предприятием было выпущено более 125 млн единиц различных боеприпасов, в том числе 48 млн единиц снарядов: 76 мм для дивизионных пушек ЗИС-3; 122 мм для корпусных пушек А-19; 122 мм для гаубицы М-30; 152 мм для гаубицы-пушки Д-1 и МЛ-20; 100 мм (освоен в короткий срок по приказу Сталина И.В. в начале 1945 г.) – для полевой пушки БС-3; реактивный снаряд М-13 для БМ-13 («катюша»). За 1941-1945 гг. комбинат № 179 дал фронту 48 млн снарядов, что составило боле ¾ выпуска всей промышленности царской России за период первой мировой войны 1914-1918г.г. Всего же за 1941-1945 гг. заводами СССР выпущено 663,3 млн снарядов.
Мобилизация оставила комбинат без профессиональных кадров. Мужчины были массово призваны в действующую армию. Им требовалась срочная замена. А заменить могли только женщины и подростки. На один лишь комбинат № 179 облисполком и горисполком должны были направить в 1941 году 5 800 человек — в июле, 11 000 — в августе, 9 100 человек — в сентябре. На слабые женские плечи и на плечи подростков ложилась тяжкая работа. Но прежде требовалось обучить их хотя бы азам профессии. Но учить в классах было некогда, учили на ходу, на практике. Иные из токарей из-за малого роста не доставали до станка, поэтому перед многими станками стояли ящики или скамейки.
А в сельские районы области все шли и шли новые планы по мобилизации «рабочей силы».
Это было суровое испытание для тех, кого вырывали из привычной семейной среды, ставили к станку и требовали от него работы по всем строгим законам военного времени. Работа по 10—12 часов, со скудным пайком, с ночевками в холодных бараках.
Травматизм был настоящим бичом. Из-за усталости, из-за низкой квалификации люди часто калечились, а порою и гибли. И это тоже был счет войны, военных потерь.
Но проходило время — и вчерашние неумелые мальчишки и девчонки становились настоящими мастерами, перевыполняли нормы, зачастую оставаясь ночевать в цехах, чтобы не тратить время на переходы к баракам и от них — к проходным заводов.
За время Великой Отечественной войны коллектив комбината 20 раз завоевал Первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании с присуждением Красного знамени ЦК ВКП(б).
28 сентября 1943 г. комбинат был награжден орденом Ленина.
На 1 мая 1945 года на комбинате №179 насчитывалось 25116 человек.
Лида Ходанова за период работы на комбинате превратилась в высококвалифицированного станочника-фрезеровщика. Впоследствии она стала мастером участка.
Вот я совершенно вкратце, на примере своей семьи, своих ближайших родственников рассказал о роли тыла, его тружеников — организаторов, инженеров, рядовых рабочих и колхозников в дело Великой Победы нашего народа в самой кровавой, самой масштабной войне за всю историю человечества. Наши ближайшие родственники, простые рядовые советские люди-наши бабушки и дедушки, наши родители жили и работали во имя этой Победы, подчас забывая о своих ранах, увечьях, болезнях.
Только такое единство мужественных воинов Армии и Флота с трудовым героизмом и самоотверженностью тружеников тыла обеспечило нам Победу в этом величайшем за всю историю человечества противостоянии. И память наших предков, их несломленный дух, горящий в наших сердцах не даст нашим заокеанским и европейским «партнёров» забыть и переиначить итоги Второй мировой войны. Неуважаемые «партнёры-демократизаторы-европровокаторы», подумайте хорошенько, расспросите своих оставшихся в живых ветеранов Второй мировой — и они объяснят Вам, стоит ли лезть к нам в Россию со своим видением мира, со своими сомнительными ценностями.
Корея, Вьетнам, Сербия, Ирак, Ливия, Сирия, Украина... Вам мало крови???...
Мы мирные и очень терпеливые люди.
Но у нас достаточно земли, сил и национального характера (та самая загадочная русская душа), что бы похоронить всех носителей параноидальных идей рядом с могилами ваших незадачливых, излишне самонадеянных предшественников.
P.S.:
А.С.Пушкин «Клеветникам России»
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.