На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 822 подписчика

Бомбардировки Берлина советской авиацией 8 августа 1941 года- 75 лет

ТБ-7 советский четырехмоторный тяжёлый бомбардировщик дальнего действия в воздухе

 

В ночь на 8 августа 1941 года отряд бомбардировщиков из состава авиации Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) совершил первый налет на Берлин в ходе Великой Отечественной войны.

Воздушные удары по столице нацистской Германии стали ответом на бомбардировки Москвы и имели большой военно-политический и психологический эффект.

В ночь с 21 на 22 июля 1941 года более 220 бомбардировщиков фашистской авиации предприняли первый налет на Москву. На подступах к столице они были встречены плотным заслоном ПВО с использованием аэростатов, заградительного огня и ночных истребителей, самолеты прорывались в одиночку. В результате первого налета погибли 130 человек. В городе возникли 1166 очагов пожаров, причем 36 раз случались возгорания на военных объектах. Большинство бомб разорвалось в Краснопресненском и Ленинградском районах города.

 
 

В последующие дни и месяцы налеты вражеской авиации продолжались с нарастающей интенсивностью. Воздушные бои становились все более упорными и продолжительными.

Идею направить в ответный рейд на Берлин бомбардировщики-торпедоносцы высказал в конце июля командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант Семен Жаворонков.

Предполагалось, что имевшиеся на Балтике самолеты ДБ-3Ф ("дальний бомбардировщик") смогут достичь Берлина и вернуться, вылетев из крайней западной точки, не занятой противником, – острова Эзель (Сааремаа, Эстония). 26 июля нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов доложил о предложении Сталину.

Модифицированный самолет ДБ-3 (ЦКБ-30)

30 июля Жаворонков, назначенный ответственным за операцию "Берлин", довел боевой приказ до сведения командира 1-го минно-торпедного авиаполка КБФ полковника Евгения Преображенского.

Стоявший на вооружении полка самолет ДБ-3Ф представлял собой глубокую модернизацию бомбардировщика ДБ-3 конструкции Сергея Ильюшина с новыми моторами и выпускался с весны 1940 года.

С марта 1942 года самолет стал официально именоваться Ил-4.

Это был цельнометаллический двухмоторный моноплан с практическим потолком 9700 метров и дальностью полета 3300 километров при бомбовой нагрузке в одну тонну. Экипаж из четырех человек располагал для обороны тремя пулеметами. ДБ-3Ф не имел автопилота, радиовысотомера, гироскопических приборов и противообледенителей.

В первых числах августа 1941 года группа советских летчиков под руководством полковника Евгения Преображенского перебазировались на аэродром Кагул на острове Эзель, который к тому времени находился фактически в тылу вермахта. 
В ночь на 5 августа пять самолетов совершили пробный полет в окрестности Берлина с целью уточнить маршрут и практически определить бомбовую нагрузку, при этом один самолет был потерян.

Советский тяжелый бомбардировщик ПЕ-8

7 августа в 21.00 с аэродрома поднялась группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3Ф в трех группах. Путь проходил над Балтийским морем вне видимости берега, температура за бортом достигала минус 35–40 °C. Через три часа самолеты вышли к северной границе Германии. При полете над ее территорией советские бомбардировщики неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но их принимали за свои, и немецкая ПВО огня не открывала.

Бомбы на хорошо освещенный Берлин и его предместья были сброшены в районах стадиона, нового индустриального квартала, вокзала и телеграфа. После того как советские самолеты сбросили бомбы, по ним был открыт сильный огонь. Все самолеты успешно вернулись на базу.

Удар по Берлину явился полной неожиданностью для руководства Германии, которое на следующий день приписало его англичанам, однако те публично сообщили, что 7-8 августа британская авиация над Берлином не летала.

Приказ наркома обороны от 8 августа, помимо благодарности, предписывал выдать всем членам экипажей по две тысячи рублей и устанавливал, что впредь такую сумму будет получать каждый, кто бомбил Берлин.

Указом от 13 августа звание Героя Советского Союза получили полковник Преображенский, пилоты Василий Гречишников, Андрей Ефремов, Михаил Плоткин и флагманский штурман полка Петр Хохлов.

Орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды – 55 человек.

Всего до 4 сентября включительно 1-й минно-торпедный авиаполк выполнил 10 налетов на Берлин.

33 бомбардировщика долетели непосредственно до города, сбросив в общей сложности 36 тонн бомб и 34 контейнера с листовками и газетами.

Самолет Ер-2 конструкции В.Г. Ермолаева

За время операции полк потерял, по разным данным, 17 или 18 самолетов и шесть, семь или восемь полных экипажей, причем два самолета и один экипаж погибли на аэродроме при попытке взлететь соответственно с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешней подвеске.

Известно также, что в ночь на 10 августа 1941 года налет на Берлин был совершен силами еще только формировавшейся 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии ВВС РККА на новейших самолетах ТБ-7 (четырехмоторный "тяжелый бомбардировщик" конструкции Владимира Петлякова) и Ер-2(двухмоторный бомбардировщик конструкции Владимира Ермолаева).

По плану для налета выделялось 26 бомбардировщиков, но из-за спешки, неполадок и двух аварий на аэродроме под Ленинградом на Берлин ушли только семь (по некоторым данным, шесть) ТБ-7 и три Ер-2. Отбомбиться по цели смогли лишь шесть машин, вернулись в Пушкино всего один ТБ-7 и один Ер-2. В основном самолеты группы были сбиты или повреждены огнем советских зенитных средств и авиации ПВО. Рейд готовился в секрете, координации с наземными силами и КБФ не было, к тому же пилоты истребителей впервые видели бомбардировщики новых типов. Командир 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии, прославенный летчик Михаил Водопьянов, сам сбитый над вражеской территорией и долго выходивший к своим, был снят с должности, хотя получил благодарность и сохранил право летать. Три пилота были награждены орденами Красного Знамени (один посмертно), два штурмана – орденами Красной Звезды.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



РИА Новости http://ria.ru/spravka/20160808/1473678639.html#ixzz4Go0Ugw4S

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх