На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 849 подписчиков

Завод для «Беларуси»

На Минском тракторном заводе Белорусской ССР. Фото: РИА Новости

На Минском тракторном заводе Белорусской ССР. Фото: РИА Новости

29 мая 1946 года был основан Минский тракторный завод ― крупнейшее предприятие по производству тракторной техники

После войны Минск был настолько разрушен, что даже существовали планы перенести город в другое место. Как рассказывает в своих воспоминаниях Василий Иванович Шарапов (в 1950‒1960-х годах ― председатель Минского горисполкома), в 1945 году на Потсдамскую конференцию через белорусскую столицу проезжал Сталин. Увидев лежащий в руинах город, он сказал, что силами одной республики восстановить Минск невозможно, для этого надо построить несколько крупных заводов союзного значения, которые помогут возродить городское хозяйство.

И вот 29 апреля 1946 года Совет министров СССР принял Постановление № 1142 «О строительстве Минского тракторного завода». Согласно этому документу Министерство сельскохозяйственного машиностроения СССР и Совет министров Белорусской ССР должны были построить в Минске тракторный завод. Основное назначение нового производства ― выпуск гусеничных тракторов с дизельными двигателями. Предприятие должно было изготавливать сельскохозяйственные трактора КД-35 («Кировец»), производством которых до того занимался Липецкий тракторный завод. Старт производства мощностью 50 тракторов в сутки должен был состояться в 1948 году.

Завод в Минске стали возводить на базе Минского авиационного завода № 453, который был более чем наполовину разрушен во время войны. После освобождения здесь начали выпускать боевые самолеты: в 1944 году на заводе изготовили 136 истребителей-бомбардировщиков Як-9. Но с решением о создании Минского тракторного завода (МТЗ) все полторы тысячи рабочих были зачислены на новое производство. Кроме того, на строительство направили почти тысячу немецких военнопленных. Уже к концу 1946 года были восстановлены и построены основные производственные цеха: механический, инструментальный, кузнечный, прессовый, чугунного литья.

С 1946 по 1948 год МТЗ производил гусеничные трактора КД-35, всего было изготовлено около двух с половиной тысяч машин. Затем завод уже не выпускал трактора, а перешел на производство комплектующих для других производств: карбюраторных двигателей ПД-10, с 1950 года ― дизельных двигателей Д-35, которые отправляли на тракторное производство в Липецк.

В 1950 году Минский тракторный завод полностью вошел в строй, и тогда же с конвейера снова сошли гусеничные машины. Это были так называемые трелевочные тракторы, предназначенные для перевозки бревен на лесозаготовках. Интересно, что они оснащались газогенераторной установкой, то есть их двигатель работал не на солярке, а на древесных отходах ― топливе, которое в избытке было там, где работали эти трактора.

Проект собственного трактора конструкторы Минского тракторного завода подготовили в 1948 году. В следующем, 1949-м, были собраны первые опытные образцы машин под маркой «Беларусь» (МТЗ-2). Однако серийное производство колесных тракторов началось на заводе лишь в 1953 году. Трактор МТЗ-2 стал родоначальником всего семейства тракторов «Беларусь». Он производился до 1957 года, когда был существенно модернизирован: получил десятискоростную коробку передач и новую гидравлическую систему для присоединения навесного оборудования (такого, как различные культиваторы, плуги, грабли, бороны).

Производство развивалось, и в 1960-х годах Минский тракторный завод производил уже около 90 тыс. тракторов в год. В 1972 году был выпущен миллионный по счету трактор, который, кстати, проработал в сельском хозяйстве без капитального ремонта десять лет.

Со временем Минский тракторный завод стал в Советском Союзе фактически центром и отраслевым конструкторским бюро по разработке колесных тракторов. Срок разработки новых машин сократился до двух лет, что позволяло выпускать множество новых модификаций и серий тракторов. Завод производил специальные машины для работы на хлопковых плантациях, на крутых склонах, скоростные трактора. В настоящее время с заводского конвейера сходит «Беларус-3522» с двигателем в 355 л.с. ― один из самых мощных тракторов, выпускаемых в Европе.

За все время Минский тракторный завод изготовил около 4 млн тракторов. С 2000-х годов они выпускаются под маркой «Беларус». Около половины всех тракторов идет на экспорт, кроме того, они производятся в России, Румынии, Пакистане и других странах.

За 70 лет тракторный завод, основанный в 1946 году в разрушенном войной Минске, стал одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх