На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 823 подписчика

Свобода совести и великий борец за свободу

Ленин о причинах религиозности масс

«Почему держится религия в отсталых слоях городского пролетариата, в широких слоях полупролетариата, а также в отсталых слоях крестьянства? По невежеству народа, — отвечает буржуазный прогрессист, радикал или буржуазный материалист.

Следовательно, долой религию, да здравствует атеизм, распространение атеистических взглядов есть главная наша задача.

Марксист говорит: неправда. Такой взгляд есть поверхностное, буржуазно-ограниченное культурничество.

Такой взгляд недостаточно глубоко, не материалистически, а идеалистически объясняет корни религии. В современных капиталистических странах это корни, главным образом, социальные.

Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно, и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события, в роде войн, землетрясений и т. д., вот в чем самый глубокий современный корень религии.

«Страх создал богов». Страх перед слепой силой капитала, которая слепа, ибо не может быть предусмотрена массами народа, — которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика грозит принести ему, и приносит «внезапное», «неожиданное», «случайное» разорение, гибель, превращение в нищего, в паупера, в проститутку, голодную смерть, — вот тот корень современной религии, который прежде всего и больше всего должен иметь в виду материалист, если он не хочет оставаться материалистом приготовительного класса».

В.И. Ленин, т.15 ПСС, с. 374—375.

***

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах

20 января (2 февраля) 1918 г.

1. Церковь отделяется от государства.

2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.

4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.

5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан и Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.

6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другой, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.

7. Религиозная клятва или присяга отменяется.
В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.

8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.

9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими ни преимуществами, ни субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных или религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.
Прав юридического лица они не имеют.

13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.

Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Народные комиссары:
Н. Подвойский, В. Алгасов, В. Трутовский, А. Шлихтер, П. Прошьян, В. Менжинский, А. Шляпников, Г. Петровский.
Управляющий делами Вл. Бонч-Бруевич.
Секретарь Н. Горбунов.

***

Государство – это государство, а церковь – это церковь

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах для России был документом первостепенной важности. Формально свободу совести провозгласили сразу после Февральской революции. А Православная церковь активно поддержала Временное правительство, приветствовав его от имени Священного синода. Буквально в первые мартовские дни 1917-го Священный синод на первом же своем заседании после Февральской революции единогласно освободил всех верующих от присяги Николаю II и отменил церковную молитву за «благочестивейшего императора», а из зала заседаний члены Синода собственноручно вынесли царский трон.
Столь же воодушевленно приветствовали крушение монархии и другие религиозные объединения, в том числе мусульмане. Но здесь логика понятна. В многонациональной и многоконфессиональной Российской империи не было не только свободы слова и вероисповедания, но Православная церковь оказывалась вроде бы даже в привилегированном положении, являясь, по существу, государственным институтом.

Впрочем, очевидно, именно с этим и связано столь стремительное отречение Православной церкви от «божьего помазанника». Прежнее государство рухнуло – необходимо было встраиваться в новую реальность, спасая свою власть и свою собственность. О духовном влиянии речь шла далеко не в первую очередь. А оно было в огромной степени подорвано. Недаром после Февраля, когда в армии отменили обязательное причастие для солдат, то добровольно причащавшихся оказалось лишь около 10%. Во многом это происходило как раз потому, что Церковь являлась частью государства, а потому у российских подданных ассоциировалась с деяниями прочих государственных структур, приведших страну к пропасти.

И это еще одна из причин, почему Церковь сама была заинтересована в отделении от государства, если намеревалась заниматься духовным окормлением общества, а также самостоятельным решением внутрицерковных вопросов. Именно крушение монархии дало возможность восстановить отмененную еще при Петре I патриархию.

Пришедшие после Великой Октябрьской социалистической революции к власти большевики положительно относились к таким внутрицерковным процессам – первый после восстановления патриарх Тихон был избран в первые недели Советской власти.

Как можно убедиться по тексту декрета, он прежде всего гарантировал гражданам, как верующим, так и неверующим, свободу совести и не носил какого-либо запретительного характера. Напротив, защищал от дискриминации по религиозному признаку, гарантировал право на светское образование, давал возможность получать религиозные знания в частном порядке.

Отношения между Церковью и молодым советским государством не были простыми. В минувшем году «Советская Россия» опубликовала несколько статей Георгия Хмуркина, который подробно исследовал различные аспекты этой темы: отношение советского руководства и В.И. Ленина к верующим гражданам, к церковной собственности, к религиозному культурному и историческому наследию.

***

Здесь уместно привести фрагмент из очерка Г. Хмуркина «Икона и портрет. Ленин и верующие».

«В качестве иллюстрации взаимоотношений между Лениным и искренними верующими хотелось бы обратиться к одному малоизвестному эпизоду. Покушение на Ленина 30 августа 1918 года всколыхнуло широкие трудящиеся массы. Отовсюду пошли запросы о его здоровье, пожелания скорейшего выздоровления, армейцы и матросы предлагали воинские наряды для личной охраны Вождя. Отсутствие его на митингах, перерыв в газетных статьях породили слухи о кончине Ленина. «Скажите мне откровенно, когда умер Владимир Ильич? – допытывался у В.Д. Бонч-Бруевича один из сотрудников Кремля. – Мне нужно это знать. Я очень уважаю его… Я верующий и буду молиться богу за его бессмертную душу». В эти тревожные дни Владимир Ильич получил уникальный подарок – Новый Завет, переданный ему простым верующим, неким А.С. Пономаревым. Вот что было написано им на титульном листе книги: «Сей Самый Верный Талисман: В.И. Ульянову-Ленину! от Самого Бога Любя[щего] и Всемогущего!!! На святую и добрую п[а]мять для подтвержден[ия] Божьей Истины в трех посланиях беспартийног[о] и раба Живого Бога (от 31 авг[уста], 7 и 10 сент[ября] 1918 г[ода]) А.С. Пономарева на Ваше Имя дабы Вы были вполне здор[о]вы, счастливы на земле [и] блажен[н]ы там вечно, – у Ног Вашего Спасител[я] отныне и вовеки! Аминь»…

Отдельного разговора заслуживает тема отношения высшей церковной власти к Владимиру Ильичу Ленину. Упоминавшийся выше патриарх Тихон возглавлял Церковь в течение всей ленинской «пятилетки» и умер через год после ухода Вождя. На время патриаршества Тихона пришлись первые большевистские преобразования в церковной сфере, ожесточенная Гражданская война, голод, разруха и затем постепенное возвращение жизни страны в нормальное русло. Как первоиерарх он неоднократно высказывал свои оценки происходящего, обращался к верующим и властям с различного рода воззваниями. В этой связи обычно вспоминают и обильно цитируют его грозное Послание от 19 января 1918 года, в котором он предал анафеме всех творящих «кровавые расправы» и возмущался политикой большевиков.

Однако те же авторы зачастую обходят молчанием позицию Тихона в последующие месяцы и годы. Уже в начале сентября 1918 года он, по свидетельству очевидцев, вполне ясно понимал, на чьей стороне симпатии трудящихся масс. «Как сын народа, – вспоминал известный историк Церкви А.В. Карташев, – патриарх Тихон тогда уже инстинктом чувствовал силу и длительность народного увлечения большевизмом, не верил в возможность скорой победы белого движения…». А чуть позже, осенью 1919 года, патриарх обратился к православному клиру и мирянам с призывом не вмешиваться в политическую борьбу и подчиниться Советской власти.

Начиная с 1923 года вплоть до своей смерти в 1925 году, Святейший Патриарх выступал с целым рядом обращений и указов, в которых раскаивался в прежних «обличениях» Советской власти, признавал ее народный характер, отмежевывался от ее внутренних и внешних врагов, в том числе лелеющих надежды на реставрацию монархии.

Наиболее ярким документом в этом ряду, безусловно, является Послание Патриарха Тихона, появившееся в 1925 году. Нынешние авторы о нем зачастую умалчивают, поскольку оно не вписывается в навязываемую нам сегодня картину прошлого. Развернутое, проникновенное, это послание говорило о Советской власти как о богоустановленной и действительно народной, отмечало важность и правильность провозглашенного Конституцией принципа свободы совести. Патриарх призывал горячо молиться Всевышнему о ниспослании помощи Советской власти, заботящейся о благоденствии народов СССР и в очередной раз, советовал оставить попытки контрреволюционного сопротивления ей. Приводим выдержки из этого Послания Патриарха:

«В годы великой гражданской разрухи по воле божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе русского государства стала Советская власть, принявшая на себя тяжелую обязанность – устранение жутких последствий кровопролитной войны и страшного голода. <…> Пора понять верующим христианскую точку зрения, что «судьбы народов от господа устрояются» и принять все происшедшее, как выражение воли божией. Не погрешая против нашей веры и церкви, не переделывая чего-либо в них, словом, не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее. <…> Призывая на архипастырей, пастырей и верных нам (Тихону. – Г.Х.) чад благословение божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против святой веры, подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть, памятуя слова апостола: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога, – существующие же власти от бога установлены» (Рим. XIII, I)».

После всего сказанного совершенно по-особому звучат слова патриарха Тихона о Ленине, сказанные им по случаю смерти Вождя в 1924 году:

«…Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви высшей церковной властью и поэтому всякий верующий имеет право и возможность поминать его.

Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души».

Полагаем, здесь уместно привести и заявление Священного cинода, руководящего органа Русской православной церкви, по случаю кончины Владимира Ильича:

«Священный синод российской православной церкви выражает вам (М.И. Калинину. – Г.Х.) искреннейшее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства векового насилия и гнета, на пути полной свободы и самоустроения.

Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства, и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Пусть могила эта родит еще миллионы новых Ленинов (так в тексте. – Г.Х.) и соединит всех в единую великую братскую, никем неодолимую семью. И грядущие века да не загладят из памяти народной дорогу к этой могиле, колыбели свободы всего человечества».

***

Ленин о «необходимости массовых расстрелов реакционного духовенства». Разоблачение фальшивки

Подробную статью, разоблачающую фальшивку про якобы засекреченный приказ Ленина расправляться с духовенством, подготовил felix_edmund. К сказанному им хочу добавить кое-что от себя.

Я уже писал статью похожую тему. Статья называется »Большевики и церковь (по материалам съездов 1917-1924)». Вопросы противодействия религии открыто обсуждались на съездах большевиков. По итогам этих обсуждений принимались резолюции. И что же оказывается?

В период 1917-1924 при живом Ленине практически на всех съездах, где поднимался этот вопрос, большевики постоянно остужают горячие головы, осуждают перегибы на местах, запрещают коммунистам оскорблять чувства верующих, запрещают использовать административный ресурс, чтобы закрывать церкви. Большевики говорят о том, что с предрассудками нужно бороться путем просвещения, пропаганды научных знаний, и считают, что окончательное освобождение от предрассудков произойдет через десятки лет.

Решения съезда – это все равно что решение партии. Для большевиков решение съезда – это закон.

Антисоветчики пытаются нас убедить в том, что Ленин в 1922 году, якобы, выпустил тайное укзание, которое предписывает большевикам делать прямо противоположно тому, за что они голосовали на съезде. Но это указание надо ведь как-то проводить в жизнь. Его же нужно донести до большевиков на местах. И это не вызвало никаких вопросов и споров? И Ленин в 1923 году позволяет Зиновьеву и прочим, как ни в чем не бывало, провести на съезде резолюцию о бережном отношении к чувствам верующих и осуждении перегибов?

Неувязочка у вас, господа антисоветчики. Тайные указания Ленина убивать духовенство – бред сивой кобылы.

***

Общество взбудораженное заявлением Путина, о Ленине, как разрушителе государства, спустя пару дней, президент России продолжил «разогревать» в антисоветском(антибольшевистском) направлении, упомянув на съезде ОНФ, о «письме» Ленина Молотову, в котором якобы содержаться призывы к расстрелам реакционного духовенства.

В пропагандистских антисоветских источниках это «письмо» именуется как «Письмо В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 19 марта 1922 г.» или «Письмо В. И. Ленина членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви». Приводить я его полностью не буду, так как ниже я приведу мнение с семантическим разбором этой фальшивки.

Так вот, откуда появилось это «письмо»?

Внимание, совершенно секретное «распоряжение Ленина», с пометкой не снимать копий, впервые появляется, в Париже в журнале «Вестник Русского Студенческого Христианского движения» за 1970 год, на основании собственного экземпляра «письма». Иностранный журнал, располагает копией, совершенно секретного письма!

Это единственное «письмо Ленина» объёмом 2,5 страницы не вошедшее в Полное Собрание Сочинений.

Следующее и самое значительное упоминание на это «письмо» относится ко времени перестройки. В 1990 году к 120-летию со дня рождения В.И. Ленина в апрельских номерах сразу два журнала – «Известия ЦК КПСС», N4 с.190-193 и «Наш современник», N4, с.167-169 опубликовали «письмо» под наименованием «Письмо В.И. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 г.» Публикация в «Известиях ЦК КПСС» вместе с дополнительными примечаниями позволяет легко понять, что этот документ – фальшивка, а в журнале «Наш современник», 1990, N4, с.169 указывается, что это письмо опубликовано под редакцией М.Л. Струве в 1970 году в N97 – а не в N 98! – на с.54-57.

Ничего не напоминает? Во времена перестройки, так же появились на свет фальшивки о причастности НКВД СССР и ВКП(б) к расстрелу польских военнопленных под Катынью. От их разоблачении написано тут: (http://felix-edmund.livejournal.com/596974.html)

Так же аргументом о «подлинности письма» является ссылка на него в ППС 5-е издание, 1975 год, том 45, стр. 666.

Но при этом, ссылка на него, в не разысканных письмах В.И. Ленина (ППС т.54, с.534-535) – отсутствует.

А вот как появилась, одна единственная ссылка в Полном Собрании Сочинений на «письмо Ленина» из иностранного журнала – это очень интересный вопрос. Но я думаю, он относится к той же группе вопросов, о катынских фальшивках.

В пояснениях к письму Ленин просит членов Политбюро ЦК РКП(б)делать на нём отметки. Но они пометки членов Политбюро ЦК РКП(б), на «письме» отсутствуют, кроме пометки Молотова, который членом Политбюро не являлся, что делает его отметку бессмысленной и неуместной. Грубейшие ошибки, подобные этой были допущены при изготовлении катынских «документов».

Содержание «письма» кричаще противоречит духу всех писем, статей и выступлений Ленина в этот период.

В частности, 18 марта 1922 г. В.И. Ленин посылает письмо В.М. Молотову (ПСС, т.45, с.53), где требует суровых уголовных наказаний для «преступников-коммунистов, коих надо вешать».

Ленин требует:
«Коммунистов суды обязаны карать строже, чем не коммунистов».

Это письмо Ленина заканчивается фразой:
«Верх позора и безобразия: партия у власти защищает «своих» мерзавцев!!»

А, то, что «письмо написано», совсем уж не ленинским языком и не соответствует той исторической и политической реальности, в которой «оно было написано» приведу мнение на этот счёт: (http://maxpark.com/community/4109/content/2669191)

В данном посте я не оцениваю, такое явление как репрессии и террор, которые в условиях Гражданской войны, были применены с двух противоборствующих сторон(белых и красных), безусловно это страшное явление. Я разбираю, конкретный «документ» и в очередной раз, это приводит к мысли, если у Ленина не было тех качеств и поступков ими обусловленных, которые ему хотели бы приписать, пришлось их придумать, в том числе с помощью такой фальшивки как это «письмо Ленина Молотову» или «ленинского «Указания 13666/2 Дзержинскому», о нём поговорим следующий раз.

Зачем это нужно было перестройщикам? Мы теперь знаем из новейшей истории. (http://felix-edmund.livejournal.com/604501.html) Для развала страны.

Зачем эти фальшивки нужны сегодня? Они нужны сегодня власовцам и монархистам, окопавшимся во власти, для промывания мозгов граждан в целях сохранения своего положения и удержания власти. – КВ

sovross

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх