На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 849 подписчиков

Неизвестный Будённый

 

Неизвестный Будённый.

Из всех советских военачальников Великой Отечественной войны маршалу Семёну Михайловичу Будённому повезло меньше всех. Согласно общепринятому мнению он — «лошадник», человек глупый и косный, выступавший против «гениального полководца» Тухачевского, которого и репрессировали чуть ли не по наветам Будённого. На самом же деле трижды Герой Советского Союза Семён Будённый был талантливым полководцем-самородком, человеком огромной храбрости и ума.

Организатор Первой конной создал передовую военную тактику.

Уроженец хутора Козюрина, расположенного неподалёку от станицы Платовской на землях Всевеликого Войска Донского, Семён Будённый родился 25 апреля 1883 года. Но потомственным казаком он не был. Его родители были из так называемых иногородних. Так на Дону называли тех, кто не был записан в казачье сословие и потому не мог пользоваться всеми льготами, которыми пользовались казаки.

Полный Георгиевский бант

Как и все его сверстники, с детства занимался джигитовкой и упражнениями с холодным оружием. Когда Семёну было семнадцать лет, их края посетил тогдашний царский военный министр России генерал Куропаткин. Будённый участвовал в показательных выступлениях казачьей молодёжи и за победу в скачках получил из рук министра серебряный рубль.
В 1903 году Семена призвали в армию. Службу он нёс в Приморском драгунском полку на Дальнем Востоке, где впервые понюхал пороху. Шла Русско-японская война, в которой участвовал и его полк. Там, кстати, будущий маршал воевал рядом с другим будущим маршалом, только Финляндии — Карлом Густавом Эмилем Маннергеймом.
Семён Будённый после войны остался на сверхсрочную службу. В 1907 году он как лучший наездник полка был отправлен в Петербург в Офицерскую кавалерийскую школу на курсы наездников для нижних чинов, которые закончил в 1908 году.
Он участвовал в Первой мировой войне старшим унтер-офицером 18-го Северского драгунского полка на Германском, Австрийском и Кавказском фронтах, был награждён за храбрость Георгиевскими крестами четырёх, степеней и четырьмя медалями. Поясним, что полный Георгиевский бант (все четыре солдатских Георгия) имели немногие. Это примерно как наши полные кавалеры ордена Славы, которых на порядок меньше, чем Героев Советского Союза.
Ну а потом началась революция и Гражданская война. В феврале 1918 года Семён Будённый создал конный отряд, действовавший против белых на Дону. Позднее отряд вырос в полк, бригаду, а затем и в кавалерийскую дивизию, успешно действовавшую под Царицыном в 1918 году — начале 1919 года.
Во второй половине июня 1919 года на основе этой кав-дивизии образовали первое крупное кавалерийское соединение — Конный корпус, а 19 ноября 1919 года был подписан приказ о переименовании Конного корпуса в 1-ю Конную армию. Командующим этой армией назначили Семена Будённого.
Конармейцы разбили в пух и прах кавалерийские корпуса генералов Мамонтова и Шкуро. Досталось от них и полякам во время боёв на Юго-Западном фронте.
Семён Будённый позаимствовал у другого народного самородка — батьки Махно — идею манёвренной войны с применением «лёгких танков» того времени — пулемётных тачанок. Именно в те годы и рождалась на юге России тактика блицкрига — молниеносной войны с нанесением молниеносного удара крупными манёвренными соединениями по войскам неприятеля. Одним из творцов этой новой тактики стал Семён Будённый.
Даже немцы признавали приоритет Будённого в этой области. На этот счёт имеется запись в дневнике начальника Генерального штаба сухопутных войск нацистской Германии Франца Гальдера: «Именно русские впервые выдвинули идею массирования подвижных соединений (Будённый)…».

«Едут по Берлину наши казаки…»

После окончания Гражданской войны Будённый поучаствовал в борьбе с басмачеством в Средней Азии. В 1926 году он лично командовал красноармейскими частями в Туркестане, спланировав и осуществив несколько блестящих операций по уничтожению крупных банд басмачей. Ещё долго тогдашние «духи» рассказывали своим детям о страшном «русском Будде» — так они назвали Будённого. Среди местных даже пошёл слух, что он заговорённый, и очевидцы тех событий вспоминали такой случай: раз после боя Будённый лёг отдохнуть, а когда проснулся — увидел, что у его шинели порезаны поля. Оказалось, лоскутки разобрали на талисманы для защиты от пуль.
Ну а теперь насчёт прозвища «лошадник». Да, действительно, Будённый требовал, чтобы вооружённые силы СССР имели в достаточном количестве кавалерийские части, при этом всемерно увеличивая качество лошадей. Именно при Будённом на Дону была выведена новая порода верховых лошадей, получившая название будённовской.
Конные соединения Красной армии блестяще показали себя во время Великой Отечественной войны. Что характерно, немцы перед нападением на СССР провели частичную демоторизацию своих частей, увеличив в составе пехотных подразделений вермахта количество лошадей. И это понятно — в условиях российскассц бездорожья и отсутствия баз снабжения лошадь предпочтительнее грузовика. Ей не нужен бензин, она может пройти там, где не проедет даже армейский вездеход. Да и при нужде лошадь может сойти за своего рода «неприкосновенный запас». Немцы в Сталинградском «котле» продержались так долго лишь за счёт того, что в составе окружённых войск Паулюса была кавалерийская дивизия. Кстати, о кавалерийских дивизиях. Немцы начали войну с СССР с одной кавдивизией, а закончили её с десятью. Это тоже показатель правоты маршала Будённого.
Сам же Семён Михайлович во время Великой Отечественной войны входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в обороне Москвы, командовал группой войск армий резерва Ставки, войсками Юго-Западного направления, войсками Северо-Кавказского направления, Северо-Кавказским фронтом. Что характерно — ни один из фронтов, которыми командовал Будённый, в окружение не попал. В «котлах» оказались части, которыми командовали его более молодые и более «продвинутые» коллеги.
И не случайно в мае 1945 года в поверженный Берлин въехали не только наши героические пехотинцы на легендарных Т-34, но и лихие конники в кубанках и бурках.

Талант из народа

Каким же человеком был Будённый? Многие современные историки изображают его недалёким человеком без образования, который, кроме умения крепко держаться в седле, никакими другими талантами не обладал.
Но это далеко не так. Вот что в беседе с писателем Константином Симоновым говорил о Будённом бывший начальник штаба Юго-Западного направления генерал-полковник Александр Покровский, кстати, бывший офицер царской армии: «Будённый — человек очень своеобразный. Это настоящий самородок, человек с народным умом, со здравым смыслом. У него была способность быстро схватывать обстановку. Он сам не предлагал решений, сам не разбирался в обстановке так, чтобы предложить решение, но когда ему докладывали и предлагали те или иные решения, ту или иную программу действий, он, во-первых, быстро схватывал обстановку и, во-вторых, как правило, поддерживал наиболее рациональные решения. Причём делал это с достаточной решимостью.
В частности, надо отдать ему должное, что когда ему была доложена обстановка, сложившаяся в Киевском мешке, и когда он разобрался в ней, оценил её, то предложение, которое было сделано ему штабом, чтобы поставить вопрос перед Ставкой об отходе из Киевского мешка, он принял сразу же и написал соответствующую телеграмму Сталину. Сделал это решительно, хотя последствия такого поступка могли быть опасными и грозными для него».
Тут как раз можно вспомнить, о взаимоотношениях Будённого и Сталина. Они были хорошо знакомы ещё со времён Гражданской войны. Боялся ли маршал Сталина? Скорее всего, нет. Взять хотя бы такой факт: в 1937 году НКВД арестовал несколько директоров конных заводов. Семён Михайлович не стал отмалчиваться, пошёл к Ворошилову. Осторожный Климент Ефремович отослал его к Сталину, и Будённый прошёл путь до конца — убеждал генсека оставить в покое заслуженных ветеранов.
Ну а насколько Будённый был малограмотен… Вот что вспоминал сын маршала, Михаил: «В 1932 году отец окончил Военную академию имени Фрунзе, причём, как говорится, без отрыва от производства. У меня сохранились конспекты и распорядок суток — когда он спал, вообще непонятно. И всех своих подчинённых тоже отправил учиться. Постоянно занимался самообразованием, знал несколько языков. Немецкий, турецкий, французский, после войны выучил ещё и английский — язык нового вероятного противника. Всегда был в курсе новинок военной мысли, до войны часто брал уроки у генерал-лейтенанта (ещё царской армии) Андрея Снесарёва, он жил рядом, на той же улице».

«Катюша» от кавалериста

«Скажу больше, именно отец настоял на том, чтобы знаменитую «катюшу» отправили на повторные испытания. Маршал Григорий Кулик установку забраковал по причине её низкой точности, обозвал «самоварными трубами». Да, били «катюши» порой не туда, куда нужно, но зато мощно. Будённый пошёл лично к Сталину, и после второго испытания БМ-13 приняли на вооружение. Вот вам и «необразованный» кавалерист…».
Можно добавить, что Будённый был инициатором создания воздушно-десантных войск и в возрасте сорока восьми лет совершил прыжок с парашютом, чтобы самому понять, что это за штука такая — десантирование с самолёта.
За Великую Отечественную войну Будённый получил орден Суворова 1-й степени, награждался орденом Ленина, а вот Героем Советского Союза так и не стал. На то были вполне объективные причины — ярких победных операций у маршала в той войне не случилось, а потому и остался без высшей награды. Видимо, переживал Будённый, но как человек сугубо военный не мог не понимать ценности заслуженной награды, а поэтому вряд ли выпрашивал её у Сталина, хотя при желании мог сделать это свободно. К концу жизни на Семена Михайловича обрушился настоящий золотой дождь — в 1958 году ему присвоили звание Героя Советского Союза, в 1963 году он получил вторую Звезду Героя, а через пять лет — третью.
Когда в 1969 году в СССР отмечали полувековой юбилей 1-й Конной, на торжествах, посвящённых этому событию, Будённый выглядел ещё бодрым и энергичным. К нему подошёл генерал Лелюшенко и справился о здоровье. В ответ Семён Михайлович сильно сжал его руку в своей ладони: «Видишь, сколько у меня ещё силы! Как думаешь, смогу держать шашку?».
Семён Будённый прожил долгую жизнь. Умер он 20 октября 1973 года в возрасте девяноста лет. Похоронили маршала у Кремлёвской стены.

Форма для красноармейцев

7 мая 1918 года в Советской России был объявлен конкурс по разработке нового обмуйдирования для военнослужащих РККА, в котором приняли участие такие известные русские художники, как Виктор Васнецов и Борис Кустодиев. 18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет утвердил новый тип зимнего головного убора из мундирного сукна. За свой былинный облик в первое время своего существования красноармейский шлем, формой напоминавший средневековый шлем русских воинов, получил обиходное название «богатырка». Впоследствии его стали называть по именам воена чальников, в части которых первым поступило новое обмундирование: «фрунзевка» и «будёновка». Последнее название укоренилось и вошло в словари русского языка.
Различные модели и модификации буденовки использовались частям Красной армии, а также советской милицией (летний вариант) до начала 1940-х годов, когда её окончательно заменили фуражки, пилотки и зимние шапки-ушанки. В популярной литературе встречается версия, согласно которой головной убор такой формы был разработан Виктором Васнецовым и начал выпускаться ещё до Февральской революции. Но эти шлемы якобы хранились на складах для того, чтобы солдаты императорской армии надели их в Берлине на параде в честь победы России в Первой мировой войне. Однако научных подтверждений данная версия не получила.

Любимый конь маршала

Самым любимым из всех коней Будённого был Софист, уникальный конь. Сын Будённого, Михаил, вспоминал: «Дожил Софист до 33 лет, хотя лошадям обычно отпущено чуть больше двадцати. Потом Софиста отправили на пенсию на конезавод в Горках. Когда они прощались, отец не мог ходить, сидел в кресле со сломанной ногой. Тот сам подошёл к крыльцу. Склонил голову, отец его гладил и говорил: ну, кто из нас кого переживет? Софист пережил. Рассказывают, что он почувствовал смерть отца, бился в стойле…».
Софист попал в историю: он увековечен в памятнике Михаилу Илларионовичу Кутузову работы скульптора Николая Томского, установленном в Москве перед музеем-панорамой «Бородинская битва».

 

http://bagira.guru/index.php?option=com_content&id=2440&...

http://www.budenney.ru/main.html

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх