На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 849 подписчиков

Чем шведская ABBA приглянулась советскому агитпропу?

 

Одна из самых загадочных страниц в истории СССР – это ABBА и Boney-M. Конечно, между советским агитпропом и культпросветом и советской эстрадой всегда существовал некоторый зазор. Советским людям вообще и молодёжи в частности в 60-х и в более поздние годы почему-то нравилось не то, что нравилось агитпропу и культпросвету в музыкальной сфере. Когда на Западе появился рок-н-ролл, поп- и рок-музыка, этот зазор стал просто вопиющим. Молодежи хотелось западной музыки – а её, молодёжь, потчевали советскими ВИА.

Очень-очень незначительно напряжение снимала фирма «Мелодия», изредка выпуская лицензионные диски западных исполнителей. Обычно, правда, далеко не первой свежести и популярности. Например, в пору поразившей весь мир битломании, да и позднее, в СССР не вышло ни одного диска ливерпульской четвёрки. В 70-х только вышло пара пиратских миньонов. Только в конце 80-х, под занавес СССР, были выпущены несколько битловских полных альбомов – спустя четверть века после того, как Битлы были на пике популярности на Западе. Рок 70-х, особенно тяжёлый рок – это было почти под полным запретом. В начале 80-х из всего многообразия западной тяжёлой музыки на «Мелодии» вышел лишь один альбом группы Uriah Heep – не самой популярной, хотя довольно известной группы. Это же касалось поп-музыки и диско.

 

Каким-то чудом однажды вышел большой диск Элтона Джона. Выходил диск английской группы «Smokie». Имелся альбом «Imagine» Джона Леннона и «Band on the run» Пола Маккартни (Джордж и Ринго не удостоились такой чести). Т.е. такой жидкий ручеёк нормальной западной поп-музыки всё же протекал из-за ворот «Мелодии». Но чаще по лицензии на «Мелодии» печатали какой-нибудь Лео Сейера, который имел весьма ограниченную популярность на Западе. Страшно популярная в 70-х группа «Чингисхан» из ФРГ была известна советской молодёжи только по магнитофонным записям (зато и отрывались же советские юноши и девушки на домашних вечерниках, распевая под включенный на всю мощность «Чингисхан» «Москау, Москау, закидаем бомбами, будет вам Олимипада – Уа-Ха-Ха-Ха-Ха» – так переделывала советская молодёжь непонятные тексты группы из ФРГ). Вообще про «Чингисхан» ходили слухи, что это запрещённая группа. Хотя у любого, кто имел магнитофон, записи были – правда магнитофоны в 70-х были далеко не у всех.

В общем, был полный беспросветный мрак на этом поле. Коммунистический агитпроп и культпросвет торжествовал. Но вдруг случилось чудо.

 

Во второй половине 70-х в музыкальный советский эфир лихо ворвались ABBA и Boney-M.

 

На фирме «Мелодия» было выпущено аж целых четыре (!) альбома ABBA. Случай для СССР просто невиданный. У Boney-M вышла два альбома на «Мелодии». Но зато Boney-M пригласили в Москву на гастроли (в 1978 году).

 
На фото: Boney-M на Красной площади в Москве.
На фото: Boney-M на Красной площади в Москве.

Но если Boney-M – даже невзирая на их «Ро-Ро-Распутин» – могли понравиться советским идеологическим работникам за то, чтобы были ужасно угнетаемыми капитализмом неграми (в СССР считалось, что негров на Западе угнетают), то ABBA была продуктом западного шоу-бизнеса на все сто процентов. А уж их песня «Money, money, money» – это был какой-то гимн идее наживы и пропаганда западных капиталистических ценностей. А сами участники ABBA были миллионерами. И однако же.

 

Как уже сказано, в СССР вышло четыре их диска (пусть и с мутными обложками), причём вышли не как обычно в СССР – спустя многие годы после популярности – а именно тогда, когда ABBA гремела во всём мире.

 

В программах «Утренняя почта» и «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» (наверное одна из самых любимых советской молодёжью 70-х программа) время от времени показывали клипы ABBA, а в кинотеатрах даже одно время шёл полнометражный фильм о гастролях ABBA в Австралии, который так и назывался – «ABBA». Вообще, если так вдуматься, то советские 70-е (вторую их половину) вообще невозможно представить без музыки ABBA.

 

И вот это самое удивительное и непонятное. Что там перемкнуло у советского руководства во второй половине 70-х, что они допустили в СССР ABBA и Boney-M почти в полном объёме? Нет, конечно не в таком, как на Западе, но всё же для СССР это было нечто невиданное. Ни до, ни после ABBA ни один западный исполнитель в СССР не удостаивался такого. Что это было? Так готовили климат и настроение масс к проведению Олимпиады-80 или что-то иное? А может самому Брежневу понравились красивые мелодии шведского квартета? До сих пор это неразрешимая загадка. Может кто знает? Поделитесь мыслями на этот счёт.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх