Пересматривал тут в который раз рязановский «Служебный роман» и вдруг взгляд наткнулся на персональный компьютер «Агат» в кабинете Людмилы Прокофьевны! Мало того, такой же ПК оказался у её секретарши!
Кино в то время снимали долго. Если фильм вышел в 1977 году, то на экране примерно 1975 год. Вот так компьютерная отсталость СССР! Я тогда ходил в 4-й класс!
Поймал себя на мысли, что тогда это нам не казалось чем-то из ряда вон выходящим. Сам позже работал на подобном, но уже более новой модели ПК в 1992. А нам пытаются внушить, что компьютеры «совки» узнали только после 1991 года, с приходом на наш рынок американцев! Да не было никакого «компьютерного отставания»! Был общий спад промышленности с приходом к власти М.С. Горбачева.
А вот кассетный стереомагнитофон в личной «Волге» Самохвалова действительно в то время был роскошью. И дело не в том, что наши не умели делать качественную аппаратуру. Умели! Просто наша аппаратура создавалась в соответствии с запросами и доступностью по цене для среднего человека.
Были и люксовые модели обычно обозначавшиеся индексом начинавшимся с нулей, «001» и далее, но они часто «зависали» на прилавках, не находя покупателя, готового платить за высшее качество. Согласитесь, глупо затратить деньги на разработку и производство сверхдорогой техники, которая потом пылится на полках.
Так произошло с отечественными катушечными видеомагнитофонами, которые в СССР появились раньше, чем на Западе, но стоили очень дорого.
Катушечный транзисторный видеомагнитофон «Малахит» 1967 г.
Готовность приобретать такую аппаратуру появилась только с легализацией частного капитала, развитием кооперативов и отменой ответственности за спекуляцию. Началось резкое расслоение общества. Появились люди, готовые платить в разы дороже. Но, это уже совсем другая история…
У нас было всё то, чем нас заманивал Запад, и порой даже лучшего качества. Вся хитрость в том, что тогда советским людям почему-то казалось – на Западе электроника класса «люкс» доступна всем! На самом деле это было далеко не так.
Мы привыкли к характерной для социализма минимальной разнице в доходах людей и не подозревали, что за рубежом этот разрыв совершенно другой и может достигать десятков, сотен и тысяч раз. Мы удивлялись ценам на аппаратуру, привезенную из-за границы и возмущались жадности спекулянтов. А она просто там стоила дорого. А их дешевый и средний сегмент по качеству был хуже нашего и его везти было невыгодно.
Почему от всего отказались? Купились на стеклянные бусы! Да — понты безсмертны! А то что поляки в конце 80-х зачистили в Москве и Питере рынок от цветных наших телевизоров?! Их продавали в ту же Западную Германию для среднего класса в 2 раза дороже, чем брали у нас! И всё равно немцам «Радуги», «Рубины» и прочие советские «Горизонты» брать было выгоднее, чем их крутой Грюндиг покупать!
Они могли там, на Западе, позволить себе делать супер премиум класс, знали, что покупатель всё равно найдётся. А наши для людей делали. Правильно, если сделать втулку не из железа, а из титана, она будет работать в 5 раз дольше, но и стоить будет во столько же раз дороже. Есть богатый покупатель, будет и товар. Но, наши всё равно, делали качественную аппаратуру высшего класса для ценителей. И стоила она порой для покупателей дешевле себестоимости — престиж страны.
Андрей КУДРЯВЦЕВ