В 1987 году Холодная война уже уходила в историю, однако противостояние советских и американских военных продолжалось. Проведенная в то время военно-морская операция «Атрина» по сей день вызывает восхищение у специалистов. По их мнению, русские моряки вскрыли противолодочную оборону НАТО «как консервную банку».
От Мурманска до Луизианы
В марте 1987 года пять атомных подводных лодок Северного флота одна за другой начали движение в Баренцевом море. Это были субмарины 33-й дивизии АПЛ — К-299, К-255, К-244, К-298 и К-524. Командовал отрядом капитан 1 ранга Анатолий Шевченко.
За колонной советских атомоходов внимательно наблюдала натовская группировка, состоявшая из воздушной, надводной и подводной противолодочной техники. Поначалу, пока АПЛ двигались вдоль Скандинавии, все шло стандартно, и натовцы думали, что русские отправятся одним из двух путей — либо через Исландию и Гренландию, либо мимо Фарерских и Шетландских островов. Но внезапно участники «Атрины» разом пропали с вражеских мониторов. Изумлению американцев и англичан не было предела. Потенциальный противник бросил на поиск советских субмарин множество патрульных самолетов, была задействована спутниковая группировка. День за днем противолодочные силы НАТО прочесывали воды Атлантики с помощью гидролокаторов и радаров, но русские подлодки ускользали от них.
Пройдя через непривычно теплое Саргассово море и преодолев опасные для АПЛ скопления водорослей, советские подводники вышли к восточному побережью США. Некоторые из них оказались на юге, у Нового Орлеана. О потенциальной опасности Пентагон доложил президенту Рональду Рейгану, и вдоль американских берегов рыскали шесть «охотников» — атомные субмарины типа Los-Angeles.
Как и было первоначально задумано адмиралами Григорием Бондаренко и Евгением Волобуевым, советские моряки продемонстрировали умение проскочить незамеченными «под носом» у американцев. Это имело большое стратегическое значение — в случае термоядерного конфликта американские города оказывались практически незащищенными от ракетных ударов с советских подлодок.
По словам адмирала Владимира Чернавина, который в 1987 году был главкомом ВМФ, успех этой «малой битвы за Атлантику» восстановил международный престиж отечественного флота. Кроме того, он позитивно повлиял на психологическое состояние русских подводников, переживавших из-за гибели в 1986-м стратегического атомохода К-219. «Попутно» русским удалось разведать судоходную ситуацию в тех частях Атлантического океана, которые до этого оставались «белыми пятнами» на советских картах активности противника.
Секрет «Атрины»
Достичь Америки советским подводникам удалось в первую очередь благодаря отказу от привычных маршрутов прохождения через Северную Атлантику, где их уже давно умели засекать и сопровождать противолодочные силы НАТО.
Есть также мнение, что большую роль сыграло использование гидроакустических приставок «Рица», поступивших в распоряжение ВМФ СССР в 1986 году. В устройстве были задействованы новые алгоритмы анализа акустического спектра подлодок.
«Рица» позволяла контролировать предельную дистанцию между подводными лодками в завесе. Таким образом, все пять лодок, участвовавшие в операции "Атрина", могли образовать "гребенку" для прочесывания Атлантики длиной в 500 миль. А главное, что американские противолодочники, не веря в такую дистанцию между русскими подлодками, безрезультатно бы искали их по старым схемам построения», — писал бывший подводник, писатель-маринист Николай Черкашин.
Впрочем, операция «Атрина» не прошла полностью гладко. Когда советские подлодки уже шли в обратном направлении, одна из них была обнаружена. Добавим, что, по американской версии событий, они и ранее имели представление о том, где находятся русские, хотя для этого и пришлось развернуть мощную группировку средств слежения. Несмотря на преследование, все пять субмарин в мае 1987 года благополучно вернулись на базу Западная Лица в Мурманской области. До распада Советского Союза аналогичных операций больше не проводилось.
https://x-true.info/78697-operacija-atrina-kak-sssr-v-posled...