31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый конвой союзников
В первые недели после начала войны открылись переговоры с потенциальными союзниками: Англией и Соединенными Штатами о предоставлении помощи. Решение приняли быстро — помощь придет.
Самая разная: от яичного порошка до танков. Тут же начали обдумывать возможные маршруты транспортировки. Самый безопасный — из западных портов Америки до Владивостока.Но дальнейшая дорога пролегала по Транссибу, который не позволял оперативно перебросить груз. И тогда было принято решение вести морские караваны в Архангельск. Дорога занимала 10-14 дней, но был у нее небольшой минус, она пролегала через Норвежское и Баренцево моря, в нескольких десятках километрах от немецких аэродромов и портов, которые располагались в Норвегии с 40-го года. Так открылась новая глава в истории великой войны, называемая «северный» или «арктический конвой».
Ответственность за доставку легла на англичан. Корабли отправлялись из портов Лох-Ю и Скапа-Флоу, в Шотландии, и Рейкьявика, в Исландии. Первый караван в 6 транспортов отправился 12 августа из Ливерпуля, сделал короткую остановку в Исландии и 31 августа без приключений и потерь прибыл в Архангельск. Первый конвой назывался «Дервиш», его окрестили «первое, после 1918 года, дружеское рукопожатие между Великобританией и советской Россией». Дорога, проложенная «Дервишем», не была единственной артерией, снабжавшей советский фронт заграничным вооружением, но в критичные месяцы войны, до конца 41-го года через него проходило 40% всех поставок. По сравнению с последующими конвоями, «Дервиш» довольно скромен: всего 10 тысяч тонн каучука, 16 истребителей вместе с летчиками, стрелковое оружие, медикаменты, обувь. Первое время, пока немцы еще верили в блицкриг, британские суда в Архангельске не вызывали беспокойства, но после провала под Москвой на них обратили пристальное внимание. К тому времени объем поставок серьезно возрос.
И по приказу Гитлера, в начале 42-го, в северные моря прибыл флагман немецкого флота — самый современный, самый грозный линкор «Тирпиц». Он должен был возглавить грандиозную охоту за конвоями союзников. А вместе с ним подводные лодки, авиация, тяжелые крейсеры. «Тирпицу», кстати, не повезло. За все время он смог потопить лишь один отставший советский лесовоз, и был выведен из строя в 44-м году английскими самолетами, взлетевшими из Архангельска. Зато подлодки и авиация добились большего успеха. Так в июле 1942 года они разгромили большой конвой PQ-17. Операцию готовили с немецкой тщательностью. В «загоне» участвовала волчья стая из 11 подводных лодок и двух мощных групп надводных кораблей. 27 июня конвой в сопровождении двух подводных лодок и двух десятков боевых кораблей отправился в сторону Архангельска. Через неделю их перехватили подводные лодки и методично начали топить и транспорты, и охрану. Это был один из самых драматичных эпизодов морской войны. Британцев подвела и поднявшаяся паника. Адмиралтейство приняло решение рассыпаться конвою на отдельные суда. И это только увеличило жертвы.
Немцы уничтожили 23 транспортных борта из 34. Потери составили: 210 самолетов, 430 танков, около 3500 грузовиков, тысячи тонн боеприпасов и продовольствия. До ноября 42-го года конвои несли серьезные потери от тщательно спланированных немецкиx атак. Лишь после открытия фронта в Северной Африке значительная часть люфтваффе из Норвегии переместилась туда, а советская авиация, напротив, усилила присутствие.
В 1944 году немцы уже маршировали обратно, на запад. Но поставки в Советский Союз только возросли. В архангельский порт приходило до 50 транспортных кораблей за раз. Всего в период с 1941-го по 1945 годы в Архангельск прибыл 41 конвой. Из 800 кораблей 91 затопили немцы. Общий объем помощи, прибывшей через Архангельск, составил более 20% от всех зарубежных поставок. Последние же расчеты с главным поставщиком, Соединенными Штатами, были закрыты совсем недавно, лишь в 2006 году.