На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 821 подписчик

Сколько тонн золота заплатил Сталин за ленд-лиз

Уточнение к "Колыме": сколько тонн золота заплатил Сталин за ленд-лиз

 

В фильме Юрия Дудя «Колыма – родина нашего страха» местный краевед рассказывает, что 400 тонн золота, добытых во время Великой Отечественной войны, пошли на оплату поставок по ленд-лизу. На самом деле это не более чем пропагандисткой миф.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ, историк, публицист

 

Получается, краевед повторил, а Дудь транслировал слова губернатора Колымы, которые распространила газета «Завтра» в начале года: «Ведь нам бесплатно наши союзники ничего не давали. Золото было нужно стране, и мы за все платили золотом и кровью».

 

Фильм Дудя просмотрели больше 13 миллионов зрителей, в основном – молодых. И вполне возможно, что это утверждение так и застрянет в их сознании, в памяти. Как у поколений советских людей, которые считали, что американские поставки по ленд-лизу никакой особой роли в войне не сыграли. Потому что так нам объясняли. Например, маршал Георгий Жуков в знаменитых тогда мемуарах «Воспоминания и размышления» писал: «К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, поставки по ленд-лизу составили в среднем 4 процента. Следовательно, о решающей роли поставок говорить не приходится». (Правда, в узком кругу Жуков чуть ли не с гневом говорил, что власть преуменьшает значение ленд-лиза. КГБ доложил об этом первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву.)

Доступа к другим источникам информации, кроме советских книг, газет, телевидения и радио, мы не имели.

На самом деле за ленд-лиз СССР не платил. Это была помощь союзников советскому народу, который вынес основную тяжесть Второй мировой войны. Денежные расчеты возникли потом. И – только лишь за исправную технику, которая оставалась в СССР. Например, легендарные американские грузовики войны – студебеккеры – работали в советских автохозяйствах до 60-х годов.

К началу 70-х годов мы заплатили лишь 48 миллионов долларов. А потом - отказались. Однако в 1990-м признали долг и подписали соглашение на 674 миллиона. Их к 2006 году выплатила Россия как правопреемник СССР.

Общая сумма поставок по ленд-лизу в ценах 1941 года – более 11 миллиардов. В современном масштабе – 160 миллиардов долларов.

О том, какую роль сыграл ленд-лиз, говорит перечень. С ноября 1941 года до сентября 1945 года СССР получил:

22 150 самолетов,

12 700 танков,

1 800 самоходных орудий,

8 218 зенитных орудий,

44 912 противотанковых орудий,

135 000 пулеметов,

33 00 бронетранспортеров,

281 военный корабль,

472 000 000 снарядов,

5 500 артиллерийских тягачей,

8 071 трактор,

51 503 джипа и вездехода,

128 транспортных судов,

3 ледокола,

375 883 грузовика,

345 735 тонн взрывчатки,

2 670 000 тонн нефтепродуктов,

628 400 тонн авиационного бензина,

32 200 мотоциклов,

1 981 паровоз,

11 075 вагонов,

622 100 тонн рельсов,

328 100 тонн алюминия,

2 800 000 тонн стали,

38 100 металлорежущих станков,

106 893 000 тонн хлопка,

4 478 000 тонн продовольствия,

331 066 литров спирта,

15 417 000 пар обуви,

1 541 590 одеял,

257 723 498 пуговиц.

В процентном отношении (Жуков: «В среднем 4 процента») за время ленд-лиза союзники, в первую очередь Соединенные Штаты Америки, обеспечили:

11,7% потребностей в самолетах,

16,3% – в бронетехнике,

163% - в автомашинах,

240% – в локомотивах,

53% – во взрывчатке, включая порох,

130% - в мотоциклах,

56,5% - в производстве рельсов,

106% - в алюминии,

223% - в олове,

138% - в кобальте,

23% - в авиабензине,

62% - в автомобильных шинах,

66% - потребностей сахара,

480% - мясных консервов,

107% - животных жиров,

практически 100% - сульфаниламида и пенициллина, которые спасли жизни тысяч и тысяч наших солдат.

Американские грузовики составляли 32,8% автопарка Красной Армии.

(Стеттиниус Э. Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне 1941-1945. Рыжков Н.И., Куманев Г.А. Продовольственные и другие стратегические поставки Советскому Союзу по ленд-лизу 1941-1945 гг. Нигматулин Б. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Жертвы народов. Битва экономик СССР и Германии.)

Конечно, советские руководители знали и понимали значение ленд-лиза. Но говорили об этом только в узком кругу. Вот что писал Хрущев о мнении Сталина в своих полуподпольных «Мемуарах»:

«Он прямо говорил, что если бы США нам не помогли, то мы бы эту войну не выиграли… Этой темы официально у нас никто не затрагивал, и Сталин нигде, я думаю, не оставил письменных следов своего мнения… Он не вел специально разговоров по этому вопросу, но когда возникала беседа непринужденного характера, перебирались международные вопросы прошлого и настоящего, и когда мы возвращались к пройденному этапу войны, то он это высказывал».

Однако Хрущев ошибался, считая, что Сталин «нигде не оставил письменных следов своего мнения».

Оставил. На Тегеранской конференции, на встрече Рузвельта (США), Черчилля (Великобритания) и Сталина (СССР), состоявшейся в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 года.

30 ноября был день рождения Черчилля. Сталин произнес тост:

«Я хочу сказать вам, что, с советской точки зрения, сделали Президент и Соединенные Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне – машины. Соединенные Штаты доказали, что могут производить от 8.000 до 10.000 самолетов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолетов в месяц. Англия производит 3000-3500 в месяц, в основном тяжелые бомбардировщики. Таким образом, Соединенные Штаты – это страна машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».

Эти слова Сталина зафиксированы в журнале ежедневных событий президента США во время Тегеранской конференции. Опубликовано впервые в США в 1961 году в сборнике Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, the Conferences at Cairo and Tehran, 1943. (Внешняя политика Соединенных Штатов. Каирская и Тегеранская конференции 1943 года).

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх