Надо понимать разницу между исторической наукой и историческими мифами. Это — совсем разные области. «28 панфиловцев» — это классический миф, к которому нельзя подходить с т.з. исторической науки не потому, что запрещается, а потому, что противоречит научной методологии.
На «Эхе Москвы» появился опрос: «Нужно ли спустя 70 лет развенчивать мифы, в том числе о подвигах во Второй мировой войне? ». Обратите внимание на формулировку: не «раскрывать всю историческую правду, включая подробности подвигов», например, а именно — «развенчивать мифы о подвигах». Очень напоминает старый вопрос «Дождя»: «не стоило ли отдать Ленинград нацистам, чтобы спасти тысячи жизней», и направлено ровно на то же — нивелирование подвига советского народа, «лучше бы без этого».
Сейчас на «Эхе» написано, что проголосовало 27538 человек, из них 89% согласны с высказыванием. Вот что-то только подозрительно: ещё вчера лично видел, что против было более 40% (и количество проголосовавших было куда меньше). Взгляните на прочие голосования: там количество пожелавших высказаться горазда меньше — все в это голосование сбежали, видимо. Так что извините, но я считаю, что изначально даже на таком оголтело либеральном ресурсе около 40% против, а сейчас — элементарно накрутили счётчик в «нужную» сторону.
Опрос вызван появлением в сети сканов справки-доклада главного военного прокурора Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах» от 10 мая 1948 года по результатам расследования Главной военной прокуратуры, хранящуюся в фонде Прокуратуры СССР (ГА РФ. Ф. Р-8131), выложенного директором Госархива РФ С. Мироненко. Содержание справки известно уже лет пятнадцать, но сканы были выложены лишь сейчас. Интересно сравнить подачу новости различными СМИ.
Либеральный ресурс newsru.com: «Государственный архив России развенчал миф о подвиге "героев-панфиловцев"», а uainfo.org на Украине аж прыгает от радости: «Разоблачение фейка о "подвиге 28 панфиловцев". ДОКУМЕНТ». «Сноб», презрительно оттопырив губу, сообщает: «Госархив рассказал о выдуманном «подвиге» 28 панфиловцев» — обратите внимание на кавычки.
Нейтральный ресурс «Медуза» подаёт новость фактологически: «Госархив опубликовал доклад о “подвиге 28 панфиловцев”».
Очень заметно отношение к событию: у либеральных ресурсов злорадство очевидно.
Показательна в этом плане публикация на специфическом ресурсе «Перекличка» — это сайт РОВС (белогвардейская организация, основанная ещё Врангелем): «ГА РФ и дело панфиловцев». Понятно, что они занимают выраженную антисоветскую позицию, но ознакомьтесь с цитатой:
«Пикантность ситуации заключается в том, что сейчас завершаются съемки фильма "28 панфиловцев", который должен выйти на экраны осенью этого года. С 2013 года съемкам предшествовала громкая пиар-компания с участием министерств культуры РФ и Казахстана, сбором волонтерами народных пожертвований и т.д. Лента подавалась как "ответ фальсификаторам истории", "фильм без зверей-политруков, уголовников и черенков от лопат вместо оружия", "классическая героика для воспитания новых героев". После публикации разоблачающих материалов ГА РФ вся киносъемочная группа и их пиарщики сами превращаются в фальсификаторов истории — в тех, с кем они яростно собрались бороться своим фильмом.
Фактически, ГА РФ "подложил свинью" современному агитпропу РФ.
Но глупость ли это? И почему именно сейчас общественность получила возможность ознакомиться с докладом, пылившемся в Архиве 67 лет?
…Разумеется, что развенчание советских мифов и раскрытие исторической правды – несомненно правое дело. Однако это нельзя делать в ущерб стабильности нашего общества, особенно в нынешнее предвоенное время».
Да, антисоветчики — но понимают, что сейчас России нужно объединение народа, а не наоборот. Вспоминается генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин, который также был «за белых», но категорически отказался помогать нацистам и называл Гитлера «злейшим врагом России», в отличие от многих «белых» предателей, как его не склоняли к хотя бы формальному сотрудничеству.
Самый взвешенный комментарий — это «Руководители госархивов Казахстана и России поспорили о подвиге 28 панфиловцев»:
«Главный научный сотрудник Института истории и этнологии имени Шокана Уалиханова, кандидат исторических наук Хайдар Алдажуманов подчеркивает, что нельзя ставить под сомнение сам факт боя, однако данные относительно количества его участников, по словам ученого, могут быть ошибочными.
"Я сам лично спрашивал у Нусупбекова, Жетписбаева, Габдуллина, они в один голос говорили, что бой был, но дело в количестве. Потому что корреспонденты, когда передавали материалы в газету, там прошла цифра "28", с этого и началось".
Алдажуманов подчеркнул, что с 2012 года добивался встречи с директором Госархива РФ Сергеем Мироненко, но он уклонялся.
"Я говорил, что хотел переговорить по поводу 28 панфиловцев. В этом году, в январе, вопрос поставил принципиально, что могу через наше посольство обратиться в администрацию президента РФ… Из этого уголовного дела Афанасьев составляет справку, что командир полка и комиссар говорят, что не было такого боя. Они вырывали из этих показаний первое предложение. К этому докладу сопроводительное письмо написал Сафонов. И направил секретарю ЦК ВКПБ Андрею Жданову, который отвечал за идеологию в Советском Союзе. В дневнике академика Российской академии наук Георгия Куманева приведены воспоминания маршала Жукова о реакции Жданова на этот доклад: когда Жданов прочитал доклад, он чуть не бросил доклад ему в лицо: "Мы всю войну воспитывали на примере панфиловцев, а вы хотите это замарать? Сдайте в архив! (...) Если бы использовали все показания Капрова по поводу боя этой роты, то убедились бы, что бой был, вопрос только в цифре "28"».
Именно так. Предпоследняя страница справки: «В этот день у разъезда Дубосеково, в составе 2-го батальона с немецкими танками дрались 4-я рота и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек…». Ничего «разоблачительного», про это даже в Википедии есть: «Повторно обстоятельствами подвига Главная военная прокуратура СССР занималась в 1988 году, по результатам чего главный военный прокурор генерал-лейтенант юстиции А.Ф. Катусев опубликовал в “Военно-историческом журнале” (1990, № 8-9) статью “Чужая слава”. В ней он сделал вывод, что “массовый подвиг всей роты, всего полка, всей дивизии безответственностью не совсем добросовестных журналистов преуменьшили до масштаба мифического взвода”». Там же: «В 2012 году и.о. зав. Научным архивом ИРИ РАН кандидат исторических наук К.С. Дроздов опубликовал документы из научного архива Института российской истории (ИРИ) РАН… На их основании он назвал выводы военной прокуратуры несостоятельными и поставил ряд вопросов… Почему вдруг дело Добробабина привело следователей военной прокураторы в 1948 году к столь далеко идущим выводам о том, что подвига 28-ми, о которых к тому времени знала вся страна, вообще не было, что это сплошная легенда и выдумка? Почему бывший командир 1075-го полка Капров в 1948 году показал, что никакого боя 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково не было, хотя в январе 1942 года сам направлял документы на награждение погибших?». Почитайте, там интересно. Добавлю мнение историка Алексея Сергеева, который специализируется на изучении советских первоисточников («заклёпочники» здесь — те, кто придирается в плане «было всё совсем не так»):
«Данные справки составлены в мае-июне 1948 г., работа по проверке проходила задолго до этого. Разве много ума надо, чтобы сообразить, что подкоп под состоявшийся в идеологии факт — не дело военного прокурора? Разве заклепочники настолько безграмотны, что не знают, что в начале 1948 г. арестован ряд близких к Жукову военных и соответствующие органы готовят компромат на полководца? Разве не знают они, что именно Жуков — "крестный отец" 28-ми панфиловцев? Разве не логично допустить, что прокурор занялся не своим делом, чтобы выполнить чей-то заказ по компрометации Жукова, мол, награждал кого попало? В это же время открывается еще одна тема, на которой прокурор мог желать отличиться — "борьба с безродным космополитизмом", в ходе которой подвинули многих евреев. Так, может, целью был еврей Кривицкий, который именно в этот момент попал в опалу? А, может, это была вообще провокация против самого Жданова, который погиб сомнительной смертью спустя три месяца? Ведь в этот момент наверху явно была какая-то интрига, закончившаяся "ленинградским делом", до сих пор непонятным. Компромат от прокурора — типичный ход внутриполитической борьбы в сталинское время, вызванный к жизни жестким требованием вождя соблюдения законности. Заклепочникам все эти обыденные логические связи не приходят в голову…
Я видел собственными глазами сотни, если не тысячи, вот таких "компроматных" справок сталинского времени. И я вас уверяю, — существовала система реагирования на подобные материалы. Очень редко, когда совсем уж халатная справка не имела на себе резолюций. На это и был расчет в составлении подобного компромата. Мол, стоит собрать материал, и никакой Сталин не спасет. А что мы видим в этом случае? Ругать справку, подписанную Генеральным прокурором СССР, Жданову было дипломатически невыгодно. Он просто принял к сведению эту халтуру и отмолчался».
Вполне логично: исторические факты недопустимо рассматривать вне контекста, а уж думать, что все-все документы никогда, ни в чём и никак не содержат искажений, и поэтому можно опираться на единственный фрагмент — это либо вопиющий непрофессионализм, либо намеренная подтасовка. На первой странице скана, кстати говоря, внизу страницы — отсылки ещё к двум документам, которые Мироненко публиковать не стал. Судя по нумерации страниц — это фрагмент дела, стр.306-320, почему не опубликованы остальные? На мой взгляд — именно из-за стремления «разоблачить подвиг».
К концу года должен выйти фильм «28 панфиловцев», который создавался по инициативе «снизу» и лишь потом получил грант Министерства культуры.
Продюсер фильма Андрей Шальопа прокомментировал ситуацию:
«Опубликованная информация давно есть в доступе. Так что эффект разорвавшейся бомбы вряд ли произойдет. К тому же, этот документ никак не опровергает подвиг, а, напротив, подтверждает его, поскольку в нём ясно сказано, что бой был, и также сказано, что 28 фамилий взяты не с потолка, а у командира 4-й роты П. Гундиловича, который, к сожалению, защитить этот список возможности не имел, так как погиб в апреле 1942. Но лично я сомневаться в доблести названных им бойцов оснований не вижу. Не говоря уже о том, что подавляющее большинство из них геройски погибли.
Но дело даже не в этом. Дело в том, что в легендарных подвигах, ставших частью культуры народа, хранится нравственный потенциал. Это то, из чего состоит наше национальное самосознание. Это те простые примеры, которые позволяют нам воспитывать новые поколения. Трогать их нельзя. Это святыни. Пытаться развенчивать национальные подвиги можно лишь для того, чтобы ослабить нравственные опоры народа. Едва ли этому можно придумать благородный мотив».
Возникает резонный вопрос: должны ли быть святыни, которые трогать нельзя вообще никак? Тогда они, знаете ли, превращаются в догмы и рано или поздно начинают мешать дальнейшему развитию. Даже если не затрагивать вопрос религии, то закостевание и догматизация советской идеологии на марксизме-ленинизме привела к трагедии уничтожения СССР, т.к. идеология явно уже не соответствовала современности — что и привело к закономерному «перемен требуют наши сердца», «голосуйте сердцем» и так далее.
Давайте посмотрим на значение мифов такого рода. Термин «миф» я здесь привожу в положительномсмысле, как архетипическое выражение менталитета нации в художественной форме легенды. Ещё одна цитата А. Сергеева:
«Вообще, среди рукопожатных западников отрицание русской героической символики — принципиальная позиция, и ее необходимо знать и учитывать любому российскому и советскому патриоту.
…легенды и мифы, являющиеся основанием народного духа, не возникают по воле одного человека. В ходе той войны было совершено миллионы подвигов, про тысячи рассказано, но лишь единицы стали народной легендой. Почему подвиг панфиловцев стал такой легендой? Недалекие заклепочники думают, что героизм панфиловцев в подбитых танках и выигранных часах. Полагаю, что все эти заклепочники, барышники на истории, по своему духу глубоко нерусские люди.
Лично я понимал смысл подвига панфиловцев в 8 лет, когда впервые прочитал про них в детской книжке. Солдаты против танков были обречены, осознавали свою обреченность, но исполнили свой долг! Да, им воздалось чудом, — танки понесли потери и отползли. Но чудо было уже после того, как подвиг состоялся! Подвиг солдатского самопожертвования. И смертью героев легенда подчеркивает: чудо чудом, но смерть состоялась. Маленьким мальчиком я много ночей переносил себя в тот бой и учился достойно умирать. Умирать, если надо! Умирать за свой народ, за свою Родину. Я плакал, но я восьмилетним мальчиком бросался под те танки со связкой гранат и погибал. Как вы сможете достойно умереть в настоящем бою, если даже в детских мыслях не делали этого? Вот в чем смысл легенды о 28 панфиловцах. Вот чем опасна эта легенда русофобам. Вот почему враги русского народа вновь и вновь своим бурлением будут без конца отрицать подвиг панфиловцев. Им милее мальчики, отдающие свою душу за сникерсы».
Именно так. Важно воздействие мифа, а не его историческая правда (о ней — чуть позже):
«Мудрость мифа о 28-ти панфиловцах не в том, что все погибли! Кто не обрадовался бы, узнав, что часть героев выжила в том бою и живет рядом с нами?
Мудрость мифа о 28-ти панфиловцах не в том, что они не пропустили врага дальше! Покажите мне того дурака-ребенка, …который всерьез думал, что панфиловцы, погибнув, уничтожили всех фашистов.
Мудрость мифа о 28-ти панфиловцах не в том, что они уничтожили именно 18 танков.
…мудрость этого мифа в том, что может наступить момент, когда гражданину страны отступать некуда. Момент, когда у гражданина нет выбора. “Бейся, где стоишь!”, — говорил древний князь. “Велика Россия, а отступать некуда!” — сказал политрук середины XX века».
Мифы и легенды НИКОГДА не соответствуют историческим событиям, их породившим.
Сложно найти того, кто не слышал о подвиге 300-т спартанцев — и далеко не все в курсе, что там былоещё как минимум 700 феспийцев. И что? Легенда живёт уже много столетий и оказывает правильное влияние: «умри, но со своей земли не сходи».
Если бы не бой при Дубосеково, то за основу было бы взято что-то другое. Но событие практически архетипично: маленький, обреченный на неминуемую гибель коллектив, не сдаётся, а сражается до конца по принципу «я умру, но прихвачу с собой как можно больше врагов». Когда-то Фридрих Великий сказал: «русского мало убить — его нужно подтолкнуть, чтобы упал». Наверное, это тоже миф, — но он отражает русскую правду: «мёртвые сраму не имут».
Помните «атаку мертвецов» крепости Осовец? Точно такая же архетипика: техническое и количественное превосходство противника, неминуемая смерть, и сражение до конца.
РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!
Откуда пошла эта фраза — неизвестно. Наиболее популярная официальная версия относит её к маю 1829-го года, когда 20-пушечный бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского у выхода из пролива Босфор принял сражение двумя турецкими линокорами: 110-пушечным Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем»: «Вследствие этого мнения, принятого всеми единогласно, было положено защищаться до последней возможности и если будет сбит рангоут, или откроется большая течь, тогда схватиться с ближайшим неприятельским кораблем, и тот офицер, который остается в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль пистолет». «Меркурий» смог повредить вражеские корабли так, что они не смогли продолжать преследование тихоходного брига и остался на плаву: «Урон в команде брига состоялся из четырех убитых и шести раненых нижних чинов. Пробоин в корпусе оказалось 22, повреждений в рангоуте 16, в парусах 133 и в такелаже 148; сверх того разбиты гребные суда и повреждена карронада». Вот тогда-то, мол, русские моряки отвечали на требования турков сдаться этой фразой — хотя мне думается, что отвечали во время боя они совсем другими словами…
Показательно, что в «Боевом трехфлажном своде» Морского министерства Российской империи в 1903 году официально появился сигнал «Погибаю, но не сдаюсь», который неофициально существовал в «Своде сигналов российского военно-морского флота» ещё с 1737-го года. Аналогов сигнала у флотов других стран не существует — как думаете, почему?
«Русские не сдаются» — один из основополагающих принципов в русском менталитете, и оказывает влияние на всех, кто искренне присоединяется к русскому имперскому цивилизационному проекту. Известна история (хотя, наверное, тоже легенда – откуда было узнать последние слова?):
«Имя Героя Советского Союза Хусейна Андрухаева в Адыгее знает каждый житель. Двадцатидвухлетний поэт, писатель и журналист погиб в ноябре 1941 года в селе Дьяков на Украине. Хусейн прикрывал отход своих солдат и завлек фашистов на безымянную высоту, вооружившись гранатами. Его окружил взвод неприятелей. Но герой не сдался и погиб, подорвав с собой более 30 фашистов, не дав пройти врагу вперед. Впоследствии последние слова адыга "Русские не сдаются!" стали символом борьбы всех народов СССР с общим врагом».
Из относительно недавнего прошлого можно вспомнить подвиг 9-й роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка в Афганистане, когда 39 человек на высоте 3234 сдерживали 400 моджахедов. Что показательно: «Операция “Магистраль” должна быть включена в учебники по военной стратегии и тактике как самое удачное сражение, проведенное советским командованием в Афганистане. Но, к сожалению, эту победу у офицеров и бойцов практически украли – в информации, которую распространили СМИ, эта операция и подвиг десантников были названы кровавой бойней». 1988 год — горбачёвщина…
А также 2000-й год: бой у высоты 776 — 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии вступила в бой со значительно превосходящим по численности в несколько раз отрядом боевиков Амира ибн аль-Хаттаба.
Послушайте песню «Оргии праведников» «Последний воин мертвой земли» — отзывается ли у вас что-то внутри?
Я знаю то, что со мной в этот день не умрет:
Нет ни единой возможности их победить.
Но им нет права на то, чтобы видеть восход,
У них вообще нет права на то, чтобы жить.
И я трублю в свой расколотый рог боевой,
Я поднимаю в атаку погибшую рать…
И я кричу им: "Вперед!", я кричу им: "За мной!".
Раз не осталось живых, значит, мертвые — встать!
Вот так оно и работает — и «разоблачение вранья» идёт именно на уничтожение культуры, её базовых положений, которые в большинстве своём даже не осознаются.
Обратите внимание: «Про 28 панфиловцев – всё враньё. Зато во всех остальных фильмах последнего времени, таких как “Штрафбат”, “Сволочи”, “Цитадель”, “Утомленные солнцем” – там же всё Правда? У архивариуса к этим говно-поделкам претензий нет? Одна винтовка на троих, с черенками в атаку, упыри-энкэвэдэшники в каждом фильме, заград-отряды, трупами завалили? А под Москвой немцев заборол Генерал-Мороз, притом он воздействовал строго на немцев! Ведь так оно всё и было? А еще вокруг Москвы три раза с иконой облетели. И немцы сказали – «Ну, б** – так ничесна! Мы так не играем!» – и в фатерлянд. А подвиги? Да какие на*** подвиги от этих ватников, вы о чем?».
Не надо врать, что-де «мы за правду и врать нехорошо» — работа идёт именно на уничтожение объединявших нацию символов, в частности — таких мифов. На это направлена большая работа по дискредитации Победы с разных сторон. Но не буду отвлекаться, эта тема много раз обсуждалась (рекомендую свои статьи «Победа — это не гешефт!» и «Украсть Победу»), давайте посмотрим на вопрос: «Так что, нельзя выяснять историческую правду?!».
Надо понимать разницу между исторической наукой и историческими мифами. Это — совсем разные области. «28 панфиловцев» — это классический миф, к которому нельзя подходить с т.з. исторической науки не потому, что запрещается, а потому, что противоречит научной методологии. К истории относится исторический факт сражения 4-й роты 2-го батальона и т.д. у разъезда Дубосеково, к чему легенда о 28-ми панфиловцах имеет лишь косвенное отношение «на том же месте».
Подумайте: разве исторически достоверны такие фильмы, как «Чапаев» или «Александр Невский»? Все фильмы про Великую Отечественную войну — строго документальны, начиная с «Семнадцати мгновений весны»? Но разве это принижает каким-либо образом их воздействие?
Возможно, политрук Клочков не произносил фразу «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!», но фраза — верная. Фраза Черчилля «Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой» не имеет исторических подтверждений, но это — правда. Зато либералы радостно распространяют литературные выдумки вида «нет человека — нет проблемы» как достоверные. Идёт идеологическая война.
С осознанными «вбросами» понятно, но вольно или невольно против России выступают интеллигенты-историки с позицией «Меня вот в детстве мама и папа учили-что врать нехорошо. Ведь надо установить имена НАСТОЯЩИХ героев. Я за объективность» и т.п.
Хотя бы «Диалектику мифа» Лосева прочитали бы, что ли. Миф — это НЕ ложь! В. Смирнов: «Миф …есть художественный, ценностно обусловленный поведенческий канон высшего ранга — дальше идет только архетипическое, опосредованным эпохой выражением которого миф и является. …миф есть поведенческий канон — т.е. демонстрирует образец поведения. А поскольку это образец поведения высшего ранга, то он максимально освобождается от частностей, от конкретики…. Если в мифе много вот этой самой земной, рациональной (конкретной исторической) истины, он уже не может играть роль универсальную, для всех возможных ситуаций (в «подведомственной» области) и во все времена. Поэтому у героев мифа нет прошлого и будущего. Нет никакой частной жизни до, и тем более никакой частной жизни после.
…никакого отношения к науке мифы не имеют. Это совсем другая область общественного сознания. Нелепо передавать в руки крайне узкого круга граждан — историков соответствующего периода — вопросы, принципиально важные для всего общества, вопросы о добре и зле, о нашем мировоззренческом выборе, о нашем отношении к себе как народу. Более того, таких историков мокрыми тряпками гнать нужно подальше от таких вопросов, ибо за деревьями…, тьфу, заклепками, они не видят леса. Они даже не понимают, что разговор идет вовсе не о том, сколько точно было панфиловцев и как они жили дальше… Нет у нас сегодня иного выхода, кроме как всеми силами поддерживать существующие мифы нашей культуры — те, которые в эпохи чудотворения создали наши предки. Вот научимся снова делать чудеса — займемся своим мифотворчеством».
Никто не запрещает изучать историю — но при этом это надо делать не в виде «разоблачений», а в контексте общего понимания значимости исторических событий для России. Честно говоря, подавляющему большинству исторические факты в нюансах безразличны, и важно лишь «наши геройски победили!» или же — для другого контингента — подленькое «тут было всё не так» с подспудным «и везде всё было не так».
А историю изучать надо, да. Я вообще за оцифровку и открытие всех архивов, кроме важных по секретности в настоящем — чтобы любой энтузиаст мог сам ознакомиться с исторической правдой, а не верить тем, кто выкладывает лишь несколько «разоблачительных» страничек, подгадывая момент для «сенсации».