Эстетический сталинизм?
- Многие люди говорят нижеследующее: «Я, разумеется, не сталинист, но мне очень нравится эстетика сталинской эпохи». Далее идёт перечисление всего того, что нравится - грандиозные высотки, шикарные дома с лепниной и громадными окнами, дворцово-презентабельное Метро, версальская роскошь пролетарских парков, жизнеутверждающие формы девушек с вёслами и солнечная радость картин.
Далее следуют прочие мелочи, вроде высоких потолков и шика парадных подъездов. Не так давно в одной телепрограмме возник пугающий вопрос - допустим ли подобный «эстетический сталинизм» в отрыве от эпохи? Можем ли мы смотреть на искусство времён Сталина так же свободно и радостно, как на вещи времён Людовика XIV или должно пройти время? Можно ли осуждать Сталина и при этом - любоваться высотками? Должны ли мы, глядя на сценографию к балету «Золушка», помнить о ГУЛАГе? Или подобные вопросы - просто сотрясание воздуха, да и вообще - у нас была Великая эпоха? Искусство сталинской эпохи часто - со смесью иронии и восторга - именуют «Большим Стилем».
Вообще же, Большой Стиль в истории искусств - это 'Grand Maniere' или же - 'Le style Louis Quatorze', то есть стиль, выпестованный в эпоху короля-солнце Людовика XIV. Словари утверждают, что «...В этом стиле соединились элементы классицизма и барокко. Своим образным строем Большой Стиль выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет 'Le Grand'». Что интересно, всё это можно сказать об эпохе товарища Сталина - и абсолютизм был, и единство, и классицизм с барокко. Что же до богатства и процветания, то мне могут возразить господа-либералы. Мол, не было. Во дворцах с лепниной жили единицы, да и те - постоянно под страхом ГУЛАГа, крабов с икрой ело меньшинство, да и панбархат на шифоне был привилегией начальственных жён. Всё так. А что во времена достославного Louis Quatorze было иначе?! Парики-аллонж и красные каблуки носили крестьяне? Дочь ремесленника, создававшего мощь Франции, носила платья, как у Монтеспан?!
Или кто-то, кроме короля и его придворных, имел право на жилплощадь в Версале? Что же до репрессий, то приближённые Короля-Солнце тоже постоянно жили под страхом lettres de cachet. Так назывались специальные бланки с пропуском для имени - туда по приказу короля мог быть вписан любой и - препровождён в Бастилию на неопределённый срок. Если Вы полагаете, что Бастилия принципиально лучше подвалов Лубянки, то вы сильно ошибаетесь! Великий Сталин, как и великий Людовик, был завистлив, мстителен и не терпел рядом с собой возражающих. Луи всю жизнь давил самый намёк на дворянскую Фронду. Сосо тоже лихо расправился со старой гвардией. Король должен быть один. Продолжаем читать словарь: «В 1663 году Кольбером была организована «Академия надписей», специально для сочинения надписей к памятникам и медалям, прославляющим короля. Искусство было объявлено государственным делом. Художникам давались прямые указания прославлять неограниченную королевскую власть, не считаясь со средствами».
( Collapse )
Комментарии, полагаю, излишни. Поэтому смешно выглядели попытки создать некий искусственный стиль под названием «социалистический реализм» - во многом это было продолжением Grand Manier-а королевской Франции, разве что темы несколько разнились - пастораль из мифической Аркадии переносилась в колхоз имени Коминтерна, а многотонная богиня Церера опиралась на трактор или на плечо Гефеста со сталелитейного комбината. Разумеется, никто в сталинском королевстве (пардон, в империи, конечно же) не говорил о Людовике, как о творце нашенского стайла. Просто Жолтовские и прочие Иофаны с Чечулиными называли свои проекты«...освоением классического наследия...», потому что все очень быстро поняли, что при помощи пролетарского рационал-конструктивизма, супрематизма и музыкальных экспериментов на терменвоксе невозможно славить абсолютного монарха. Не те средства. Нужны методы, проверенные временем и многажды опробованные на Louis Quatorz-e, потом - на Бонапарте и даже на незабвенном Николае Павловиче. Об этом - ни слова! Только соцреализм, пролетарская правда и светлое будущее. А на деле - коринфский (а лучше всего - композитный) ордер, барочные девушки на лодочной станции да грандиозные фонтаны ВДНХ, венчающие труд советских колхозников.
Другой неофициальный вдохновитель творцов соцреализма - синьор Пиранези, живший, как известно, в Галантном Веке и рисовавший свои фантасмагории в эпоху жеманного рококо. Он буквально протестовал против измельчания форм, и его вещи выглядят поразительно созвучно сталинской эпохе. Если его иллюстрации немного доработать символикой в виде серпов-молотов и буквиц ОСОАВИАХИМ-а, их можно смело выдавать за архитектурные буйства советских мастеров. Сталинско-бурбонский Grand Maniere, в отличие от пресловутой эстетики Третьего Рейха, не подавляет и не лишает зрителя энергии. Он уютен, он солнечен, он зовёт. Что характерно, Гитлер, который был неплохим художником и хорошо разбирался в архитектуре, так не смог создать своего Большого Стиля, ибо национал-социализм был слишком буржуазен, слишком замешан на пиво-колбасно-шмоточных ценностях, чтобы стать основой для аристократического мировоззрения и - аристократического искусства. Нацизм - это колбаса для своих и газовые камеры - для остальных. Социализм - это Космос и Вечность для всех...
Но искусство времён Гитлера нравится немногим любителям. Конечно, среди гламуристой поросли, выползшей из шопингово-попсовой среды, модно ввернуть, что эстетика Рейха - это чмоки-поки и супер-пупер, но и только. Подлинных знатоков и любителей - единицы. Ибо любить там особо нечего. Люди старательно придумывают, что Шпеер с Тораком - это арийский вызов миру и прочее величье духа, или хотя бы - оригинально. А на деле - уныло, серо, непрофессионально и громоздко. Сравните хотя бы наш павильон с Парижской выставки-37 и немецкий. У нас - вызов и прорыв. У них - тупая агрессия. В общем, со сталинским Grand Manier-ом - сложнее, чем с гитлеровским недо_стилем. Он нравится большинству. Сугубые антисталинисты часто бывают в восторге от высоток и не гнушаются старыми киношками с Любовью Орловой. А потом задаются вопросом: «А вправе ли?» А как Вы считаете? - Итак, отрывок из фильма «Новая Москва» (1938) в сопровождении «Оды к радости» Л.Бетховена.
- Источник: "Эх, прокачу!" Все грани прекрасного... (Уездной барышни альбом или классический фьюжн).
- PS Кому очень интересна данная тематика, могут здесь же посмотреть более 100 фото
- "Советская архитектура. Наиболее значимые сооружения, выстроенные советскими зодчими" http://cccp2.mirtesen.ru/blog/43501268453/Sovetskaya-arhitek...