Lada ин Канада
Как советские автомобили покоряли Северную Америку …
Не так давно один мой товарищ, организовавший себе путешествие по Северной Америке, рассказывая об особенностях заокеанского быта, обратил мое внимание на одно обстоятельство.
Будучи любителем автомобилей и даже коллекционером их игрушечных копий, мой друг по своему обыкновению обращал пристальное внимание на местный автопром. Какого же было его удивление, когда во многих городах Канады на его глаза попадались совершенно российские «Жигули».
«Я знал, что машины поставлялись в Финляндию, Голландию, Бельгию, в страны Латинской Америки, но вот в Канаду?! До этого был в штатах, не увидел там ни одной русской машины, что в принципе и не удивительно, ведь завезти в США иностранный автомобиль не так и просто. Как же «Лады» просочились в Канаду?», - вопрошал мой товарищ.
Впрочем, в том, что СССР и Россия поставляли свою продукцию европейским соседям и в дружественную Кубу, ничего удивительного нет. Как же российские автомобили оказались в Канаде?
Lada Signet Wagon на стоянке перед дилерским центром в Канаде
Чтобы прояснить эту ситуацию мы решили поговорить с историком российского автомобилестроения и журналистом Сергеем Валерьевичем Ионесем.
Почему СССР решил экспортировать автомобили в Канаду, и как планировалось завоевать этот рынок? Почему дело не пошло в США?
- Вы знаете, все очень просто. В Канаде появился спрос и дело пошло. В 1977 году был подписан пятилетний контракт на импорт автомобилей Lada в Канаду, и уже на следующий год за океан была отправлена первая партия «шестерок».
Что касается США, то тут скорее политика сыграла свою роль. Были президенты, с которыми у нас были хорошие отношения – Никсон, Форд, а когда в 1976 году пришел Картер у нас случилась полная ссора с Америкой, работать в этих условиях две страны не смогли бы ни при каких обстоятельствах.
В довершение в 1979 году советские войска вошли в Афганистан, и США заблокировал торговые отношения с Союзом. Хотя в начале 70-х годов на одной из выставок американцам показали «трешку», но машина тогда не соответствовала требованиям безопасности, действующим в Северной Америке.
Как же тогда «шестерки» пробились в Канаду?
- Для этого сделали модификацию машины ВАЗ-21061-37, которая в народе стала называться «канадская шестерка». Она уже соответствовала всем требованиям североамериканского рынка. На машину установили бампер от «Нивы», встроили в него сигнальную оптику, подфарники стали целиком оранжевыми, а секция указателей поворота задних фонарей - красной.
На задних и передних крыльях появились лампочки, которые выполняли функции боковых габаритных огней при включении ближнего света. Салон также был доработан – в него установили дополнительные брусья безопасности, появилось табло, сигнализирующее о непристегнутых ремнях. Таким образом, машина отличалась и от обычной «трешки» и от «шестерки».
Все машины поставлялись в Канаду через «Автоэкспорт». Все это продолжалось в течение 70-80-х годов. Канадцы были довольны – для них это был бюджетный автомобиль приемлемого качества с адекватным управлением и теплым салоном. Для бедных прекрасная машина.
Собственно поэтому в нашей стране до сих пор держится «классика» ВАЗ-2107. Пытались продавать в стране кленового листа и «Ниву». Но так как эта была редкая машина для тех времен – это был по сути первый кроссовер в мире, то покупали ее не слишком охотно. Пытались продавать в Канаде и «восьмерку».
Lada Niva в сравнении с Hummer, Канада
Из различных открытых источников нам удалось найти статистику продаж Lada в Канаде. В первый год «Автоэкспорту» удалось продать около 1 000 автомобилей. В 1979 году уже было продано 5 649 автомобилей. К 1981 году продажи возросли до 12 900 штук.
На территории Канады работало 43 дилерских центра, которые продавали в среднем по 1000 автомобилей в месяц. На машину давалась заводская гарантия: 12 месяцев или 20 000 километров, что наступит раньше.
Дополнительных опций к советскому автомобилю предлагалось совсем немного - можно было заказать кожаную оплетку для руля, деревянную или обтянутую кожей ручку коробки передач, AM/FM радио, литые диски и коврики.
В печатной рекламе особо выделялась толщина метала у кузова автомобиля, и говорилось о его высоких антикоррозийных свойствах, что, конечно, немаловажно при эксплуатации в условиях канадской зимы. Также в объявлениях подчеркивались спортивные качества 1,5 литрового мотора «шестерки».
«Вы почувствуете спортивный дух, и вам понравится разгонять автомобиль. Позвольте «Ладе» показать вам то, на что она способна. Вы отметите сходство автомобиля с другими спортивными машинами более высокой ценовой категории», - говорилось в одной из реклам.
Любопытно, что из-за войны в Афганестане у владельцев Lada иногда случались проблемы - некоторых отказывались заправлять на бензоколонках, а один канадский бизнесмен даже запретил парковать советские автомобили на стоянке перед офисом компании.
Продажи в Канаде закончились в середине 90-х годов. Тогда эти машины по меркам канадцев уже устарели, и потому не представляли большого интереса. Кроме того, после распада Советского союза пошла ко дну система «Автоэкспорта», через которую автомобили поставлялись за океан.
P.S. В конце января финская компания Delta Motor Grour официально объявила о том, что прекращает закупку автомобилей российского производства Lada, которые продавались в этой стране на протяжении трех последних десятилетий.
Впрочем, фактически продажи Lada на финском рынке уже давно сошли на нет - последнюю партию из 200 машин Delta Motors закупил у АвтоВАЗа в 2009 году. Это были семейный хэтчбек Lada 117 STW, известный в России как – Lada Kalina универсал, и Lada Niva.
Теперь компания планирует акцентировать свое внимание на реализации автомобилей производителей Mitsubishi, Mazda и Kia.
На экспорт АвтоВАЗ всего за прошедший год отправил 56 010 автомобилей LADA в страны СНГ, Европы, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки. В 2010 году на экспорт было поставлено 42 143 автомобиля.
Видео: Реклама Lada для канадского рынка
Источники: