Память. Ещё не знали на земле страшней и радостней дороги…
72 года назад начала работу легендарная Дорога жизни для снабжения продовольствием осаждённого Ленинграда.
22 ноября 1941 года на Большую землю по едва окрепшему льду Ладожского озера отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА. На следующий день грузовики вернулись с 33 тоннами продуктов. Город встречал водителей, как победителей.
Когда провалился гитлеровский план взять Ленинград штурмом, фашисты решили задушить Северную столицу голодом, холодом, артобстрелами и бомбёжками, а затем мёртвый город сровнять с землёй. Об этом прямо говорилось в директиве Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» (нем. Weisung Nr. Ia 1601/41 vom 22. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg»):
«2. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…
4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Это и другие свидетельства бесчеловечности общедоступны. Так что сегодняшние политиканы, рассуждающие о том, что Ленинград надо было объявить открытым или сдать, чтобы сохранить от разрушений и громадных человеческих потерь, просто безбожно лгут. И очень жаль, что за подобные провокации, попытки сфальсифицировать историю не предусмотрено ответственности. Ветераны и сейчас готовы рвать подобных «миротворцев», как поступили бы с ними и тогда, свидетельствует доктор исторических наук, профессор Даниил Аль – он вместе с 65 тысячами студентов в первые дни пошёл на фронт, воевал в составе Второй дивизии Народного ополчения Московского района Ленинграда: «Если бы тогда кто-то сказал: давайте сдадим город – его бы растерзали заживо, мокрого места не осталось бы».
Ленинград готовился стоять до конца. Создавались рубежи обороны не только по периметру – их, к счастью, так и не удалось преодолеть фашистам, но и внутри города. Жители были готовы драться за каждый дом. На ключевых перекрёстках были возведены доты. Тем не менее, непрерывно работали предприятия, выпуская продукцию для фронта. И всё это – несмотря на артобстрелы и бомбёжки, страшнее которых был только голод.
Фашисты со свойственной им педантичностью выполняли чудовищную директиву – задушить город. 8 сентября 41-го, когда пал Шлиссельбург и вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады, а спустя пару дней сгорели Бадаевские склады, в городе стала ощущаться нехватка продуктов. При том, что ещё с 1 сентября, до начала осады, в Ленинграде была запрещена свободная продажа продовольствия. Но за первые военные месяцы не успели создать необходимых запасов – в мирное время Северную столицу обеспечивали продуктами «с колёс». И когда 12 сентября подсчитали остатки – ужаснулись: по данным отдела торговли Ленгорисполкома, запасов зерна и муки оставалось на 35 суток, круп и макаронных изделий – на месяц, мяса – на 33 дня, сахара и кондитерских изделий – на два месяца. Нормы продпайка по карточкам с июля и так урезались пять раз, но с 20 ноября оказались минимальными:
- рабочим – 250 граммов хлеба в сутки;
- служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – по 125 граммов;
- войскам первой линии – 500 граммов.
При этом уже с 24 сентября хлеб на 40% состоял из солода, овса и шелухи, а позже – до половины из целлюлозы.
Единственной ниточкой, связывающей блокадный Ленинград со страной, осталось Ладожское озеро. Но из-за крутого нрава Ладогу ещё с петровских времён старались не использовать для торгового флота – там не оказалось даже пристаней. Однако выбора не было. В считанные дни в сентябре 41-го были сооружены причалы, мобилизованы все силы Ладожской военной флотилии, вообще все суда, способные перевозить грузы. Вокруг водной трассы сконцентрировали истребительную авиацию, подразделения противовоздушной обороны и автодорожные части, чтобы продовольствие, горючее, боеприпасы как можно быстрее привезти с Ладожской пристани в осаждённый город.
Первые две баржи с 626 тоннами зерна и 116 тоннами муки прибыли с Большой земли 12 сентября. За два месяца – до конца навигации 1941 года – в осаждённый город водным путём при непрекращающихся штормах, под непрерывными авианалётами было доставлено 60 тысяч тонн грузов, в том числе 45 тысяч тонн продовольствия, а в обратном направлении эвакуировано около 33 500 ленинградцев.
15 ноября движение судов по Ладоге прекратилось – ударили морозы. 20 ноября многокилометровый ледовый маршрут опробовал конно-санный обоз, 22 ноября – колонна полуторок… В первых числах декабря лёд окончательно окреп – и по трассе пошли даже трёхтонные ЗИС-5.
Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, движение грузового автотранспорта не прекращалось ни на один день, в ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 тонн грузов, что позволило с 25 декабря увеличить паёк:350 граммовхлеба стали получать по рабочей карточке и200 граммов– по служащей, детской и иждивенческой. А с 11 февраля были введены новые нормы:500 граммовхлеба для рабочих, 400 − для служащих, 300 − для детей и неработающих. Ещё через пять дней в рацион впервые добавили мясо − мороженую говядину и баранину. Каждый день по ледовой трассе перевозилось примерно шесть тонн грузов.
Дорога жизни включала железнодорожный участок от Финляндского вокзала к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее трасса проходила по Ладожскому льду, всего в двух десятках километров от фрицев.
Почти 20 тысяч ленинградцев обеспечивали ледовую трассу: отбивали атаки гитлеровских бомбардировщиков, сопровождали обозы с продовольствием и припасами, поддерживали больных и раненых, когда у самих, кажется, не было сил. Крутили баранки грузовиков, бросались спасать драгоценный груз, когда полуторки уходили на дно, месяцами жили на льду в палатках. В круглосуточном режиме работали четыре дорожно-эксплуатационных полка, три отдельных мостостроительных батальона, Сясьский и Ново-Ладожский рабочие батальоны, две рабочие роты, 64-й дорожно-эксплуатационный полк. Прямо на льду устанавливали дорожные знаки, вешки, переносные щиты, мостики, обогревательные и медицинские палатки, пункты питания и технической помощи, мастерские, телефонные и телеграфные станции, посты ПВО, средства маскировки.Чтобы транспортный конвейер действовал бесперебойно и потоки в Ленинград и обратно не пересекались, обустроили два кольцевых маршрута, каждый из которых имел два направления – для грузового движения (в город) и для порожняка или эвакуации (из города). Протяжённость первого кольца составляла 87 километров, второго – 111.
Вспоминает один из руководителей ледовой трассы, в ту пору начальник головной базы дорожного управления Ленинградского фронта майор Андрей Васянович: «Круглые сутки Дорогу жизни надо было содержать, постоянно проверять полосы для движения и создавать новые, потому что движение было плотное и лёд не выдерживал. А работали в основном девушки. 18–20 лет им было! Голодные, худенькие, а грузили ящики со снарядами по 50–60 килограммов. Тогда не было слова "невозможно". Мы все дружили, делились крохами, кусочками сухариков… К девчушкам придёшь в палатку, приободришь, слово доброе скажешь, вынешь им кусочек сухарика. Смотришь на них – и слёзы скупые: как же так, такие молоденькие – и на войне? Но, честно говоря, не до слёз было. Дорога должна была работать день и ночь, в любую погоду. Понимали, что каждый рейс спасает от голода сотни человек. Поддерживали друг друга и держались».
Военфельдшер Антонина Азаренко работала на Дороге жизни с первого и до последнего дня ледовой трассы: «Без конца надо было оказывать помощь: и ранения, и обморожения... Очень трудно лечить: люди истощённые, ослаблен организм, раны плохо заживают. Поили хвойным раствором и сами пили вместе с ними. Был в запасе рыбий жир – помогал: дашь немножко жиру, и слабость вроде как приостанавливалась. Некоторых приходилось госпитализировать, отправлять на Большую землю. Но большинство отказывалось. Поправлялись, и как только появлялись хоть какие-то силы – шли работать...»
В первую блокадную зиму ледовая дорога действовала 152 дня – до 24 апреля 1942 года. За это время перевезли 361 109 тонн грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. Из города эвакуировали более 550 тысяч ленинградцев.
Вторая навигация по Ладоге – с 23 мая 1942 года – была уже более организованной. По водному пути в блокадный Ленинград доставили более 790 тысяч тонн грузов, из них 353 тысячи тонн продуктов. Для пополнения Ленинградского фронта перебросили почти 290 тысяч солдат и офицеров.Из Северной столицы на Большую землю вывезли около 540 тысяч человек. Но главное, летом 1942 года по дну Ладожского озера проложили трубопровод для снабжения города горючим и кабель, по которому в Ленинград шла электроэнергия с Волховской ГЭС, частично восстановленной. В условиях блокадного города на заводе «Севкабель» изготовили120 километровтрёхфазного провода. Почти сотню километров провели по лесам-болотам и ещё 20 – уложили по дну Ладожского озера со специальной баржи. В шторм, под обстрелами и бомбёжками, всего за 45 дней! Темпы, немыслимые и для сегодняшнего времени… Уже в декабре 1942-го Ленинград получал электричества в четыре раза больше, чем в феврале.
Ледовый путь действовал и вторую блокадную зиму с 19 декабря по 30 марта 1943 года, когда кольцо вокруг города было прорвано.
Всего же с сентября 1941-го по Дороге жизни перевезли свыше 1 615 тысяч тонн грузов, из осаждённого города эвакуировали более 1,3 миллиона человек. Тысячи людей заплатили жизнью, чтобы трасса работала без перебоев и подпитывала блокадный Ленинград.
Рассказывая об уникальном транспортном коридоре – страшном и кровавом – невозможно обойтись без цифр. На первый взгляд, их многовато в сжатом сюжете. Но если представить, что за каждой – человеческие жизни, становится ощутимее и горечь потерь, и величие подвига, который самые обыкновенные наши соотечественники совершали в осаждённом городе, на фронте, на Дороге жизни – ежедневно, достойно и просто.
Ладожский опыт был использован в конце 1943 – начале 1944-го, когда по льду Финского залива, буквально на виду у фашистов удалось перебросить наши дивизии через Кронштадт на Ораниенбаумский плацдарм – для решающего наступления и полного снятия блокады Ленинграда. Но это отдельная история.