Вечно юные фильмы — категория особая и в пояснениях не нуждающаяся
Тося Кислицина в исполнении Надежды Румянцевой после появления на экранах фильма «Девчата» моментально стала любимицей советских кинозрителей. Она олицетворяла собой свободную и счастливую молодежь, которая и за словом в карман не лезет, и смотрит на жизнь восторженными глазами. Впрочем, и весь фильм «Девчата» об этом — о чуде жизни, молодости и благотворном влиянии северного мороза на индивидуальное и коллективное чувство юмора.
«Девчата» — один из наиболее популярных фильмов 60-х, одна из любимейших советских комедий. В затерявшийся на Урале северный городок на новостройку приехала очаровательная и бойкая Тося Кислицина и заняла трудовой пост — на кухне, поварихой. В тот же день она встретила объект пристального внимания всех женщин вокруг — красавца Илью, с которым не упустила случая шумно разругаться. Но, как и положено, нетривиальное начало отношений обернулось любовной историей. «Девчата» — история о любви и не только. О дружбе. О какой-то очень сочной и настоящей молодости. О том задиристом и находчивом оптимизме, который свойственен всем советским молодежным комедиям, но по-прежнему заразителен.
Разумеется, всем очарованием и непосредственностью комедия обязана актрисе Надежде Румянцевой. Будь на ее месте какая-нибудь романтичная барышня, одна из тех, которые в изобилии пробовались на роль, о «Девчатах» сегодня мало кто помнил бы. Но Румянцева на пробах вела себя так же, как и в фильме, — с кем-то в момент подружилась, с кем-то вдребезги разругалась, заряжала энергией всю уставшую комиссию и поддерживала претендентов. Руководитель проекта Михаил Ромм тогда заявил: «Играть будет эта пичуга». О том, что «пичуга» справила 30-летний юбилей, никто не вспоминал.
Остальных актеров искали уже «под Румянцеву». Главное требование, предъявляемое к Илье, — он должен хорошо смотреться с главной героиней. Отказали Юрию Саранцеву, Виктору Борцову, Вячеславу Шалевичу... Николай Рыбников не подходил изначально — уж очень его фигура на тот момент не совпадала с задумками режиссера. Но неожиданно для всех «забракованный» актер совершил вполне героический поступок — за две недели похудел на 20 килограммов. Роль была его.
Страсти на съемочной площадке кипели нешуточные. Румянцева сразу невзлюбила «выскочку» Рыбникова, она не уставала напоминать, что фильм называется «Девчата», а значит, главная на площадке — она. Рыбникова в свою очередь раздражали восхищение режиссера малоизвестной Надеждой Румянцевой, вздорный характер коллеги и задетое чувство собственного достоинства. Постоянные скандалы мешали изображать влюбленных в кадре, сцены по нескольку раз переснимали. И тогда Рыбников еще раз проявил героический характер — по своей инициативе ссоры прекратил.
Фильм получился на все времена. Легкий и понятный всем, добрый и очень оптимистический. Не зря комедия была удостоена наград зарубежных кинофестивалей. «Девчат» с блеском приняли в Каннах, Эдинбурге, Мар-дель-Плате, но никакие премии и дипломы не сравнятся с признанием среди нескольких поколений советских зрителей. Вспомните сами, как часто окружающие поминают «штабеля», в которые, по мнению героини «Девчат», должны были укладываться от восторга все встречные мужчины. Слышали ли вы, как студенты цитируют перед сессией: «Я бы всем, кто заочно учится, ордена давала. Это ж какую силу воли надо иметь! Никто над ней не стоит, а она занимается и занимается». «Вот-вот 30 стукнет, тут не то что за Ксан Ксаныча — за козла пойдешь», — сплетничают о засидевшейся в девках подруге. Фильм «Девчата» смотрят и любят, несмотря на черно-белый формат и наивную несовременность героев. Потому что вечно юные фильмы — категория особая и в пояснениях не нуждающаяся.