В начале 1956 года Китайское зоологическое общество инициировало масштабную дискуссию по проблеме воробьёв.
Учёные обвинили этих птиц в том, что они съедают очень много зерна, принося народному хозяйству колоссальный убыток (по подсчётам Всекитайского НИИ Зоологии, от воробьёв за год терялся такой объём зерна, которого хватило бы прокормить 35 миллионов человек).
Выступающие призывали полностью истребить этих «домашних воров» и «пернатых расхитителей».
"Не будем, однако, слишком обольщаться
нашими победами над природой. За каждую такую
победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет,
правда, в первую очередь те последствия, на которые
мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь
совсем другие, непредвиденные последствия, которые
очень часто уничтожают значение первых".
Фридрих Энгельс «Диалектика природы», 1861 г.
"Если природа оказывается целью для трансформации, подобно сельскохозяйственным землям или лесам, то она может восприниматься как враг, который должен быть разрушен. Одной из наиболее напрямую нацеленных атак на природу в рамках «Большого Скачка» было национальное наступление на воробьёв" ( «Война Мао против природы», 2004).
Вот видео о том, как происходила война с воробьями.
Что обидно, зачинщиками этой общенациональной глупости выступили учёные-зоологи и санитарные врачи – в Китае тоже торжествовала наша лысенковщина. В целях улучшения эпидемиологической ситуации где-то «наверху» было принято решение физически уничтожать переносчиков опасных заболеваний – крыс, мух и комаров. К ним добавили «расхитителей зерна» – воробьёв. И уже зимой 1955 года в Китае развернулось всенародное движение по изничтожению «Четырёх Вредителей»:
Агитплакат «Уничтожить четырёх вредителей!», художник Дин Хао, 1958 г.
В начале 1956 года Китайское зоологическое общество инициировало масштабную дискуссию по проблеме воробьёв. Учёные обвинили этих птиц в том, что они съедают очень много зерна, принося народному хозяйству колоссальный убыток (по подсчётам Всекитайского НИИ Зоологии, от воробьёв за год терялся такой объём зерна, которого хватило бы прокормить 35 миллионов человек). Выступающие призывали полностью истребить этих «домашних воров» и «пернатых расхитителей».
Протестовал только крупнейший китайский орнитолог профессор Ченг Цо-син, настаивая на научном подходе к проблеме. Он провёл кропотливые исследования и опубликовал объективные статьи о пользе и вреде воробьёв в центральных газетах. Но маховик всекитайской «битвы за урожай» уже раскрутился – по всей стране энтузиасты были заняты шумным и громогласным истреблением «Четырёх Вредителей» и доводы профессора-орнитолога проигнорировали. (Через 10 лет, в годы «культурной революции» это несогласие с генеральной линией партии Ченгу припомнили, и профессора «раскритиковали»: "Ченг использовал воробьёв, чтобы противопоставить себя Великому Кормчему Председателю Мао"; "Реакционный академик, отважился славить воробья и нарушать самые высокие инструкции!" и т.д.).
К весне 1958 года был разработан государственный план борьбы с воробьями и 18 мая Председатель компартии Китая Мао Цзэдун с трибуны 2-й сессии VIII съезда КПК официально объявил им войну.
Великий Кормчий, Председатель компартии Китая Мао Цзэдун - классический пример обработки массового сознания в тоталитарном обществе (культ личности как проявление всенародной любви)
Как и водится в обществе с тоталитарным режимом культа личности, народ воспринял призыв вождя с восторгом.
Стар и млад, мужчины и женщины, абсолютно все приняли участие: студенты покинули аудитории, чиновники вышли из контор – по всему Пекину раздавались оглушающие звуки гонгов и барабанов , выпугивали воробьёв из гнёзд и гоняли птиц до полного изнеможения, пока те не падали замертво. В сельской местности и на открытых местах стреляли из ружей, ставили сети и ловушки, раскладывали отравленные приманки.
Следующая проблема – каким образом гадов уничтожать. Стрелять не выходит – будут израсходованы миллионы боеприпасов, которые можно обратить против контрреволюционеров и мирового империализма. Яд тоже отбросили – так можно и людей потравить. Ловушки… это хорошо, но расставлять миллионы ловушек – муторно даже для коммунистического Китая.
И тут правительство осенило – ну если под их руководством имеются миллионы крестьян, то почему бы им самим не взяться за благое дело избавления деревень от воробьев? Алгоритм истребления утвердили следующий. Известно, что воробьи могут летать не более 15 минут, после чего нуждаются в передышке. Вся деревня в полном составе выходила на поле и гремела подручными предметами, улюлюкала, кричала, махала руками, пока бедные воробьиные не падали замертво. То же самое происходило в городах — жители шумели вовсю, доводя воробушков до смертельного конца. Дело пошло, комиссары браво рапортовали о грандиозных достижениях в области умерщвления воробьев.
Ура! Да здравствует мудрое правительство во главе с Мао!
В этой войне против «вредителей» школьники были в первых рядах наступления: "Весь народ, включая пятилетних детей, должен быть мобилизован для уничтожения Четырёх Вредителей" (из речи Председателя Мао на VIII съезде КПК). Один житель Сычуани вспоминал свою деятельность по истреблению воробьёв в школьные годы: "Это было развлечение – «Вымести Четырёх Вредителей». Вся школа пошла убивать воробьёв. Мы сделали лестницы, чтобы сбивать гнёзда и бить в гонги по вечерам, когда птицы возвращались на ночлег. Прошло много лет, прежде чем мы поняли, что воробьи – хорошие птицы.
В то же время мы знали только одно: что они поедают зерно. Как в настоящих военных кампаниях, главным была координация действий. Участники должны были атаковать одновременно, иначе воробьи могли отлететь в более спокойные места. Но когда миллионы китайцев всех возрастов распределились по склонам холмов в одно и то же время, чтобы поднять гам и шум, воробьям просто не осталось мест для укрытий. Степень синхронизации, которой удалось добиться, производила огромное впечатление".
Агитплакаты всекитайской кампании «Вымести Четырёх вредителей»:
Слева: «Огонь по воробьям», художник Би Ченг, март 1956 г.
Справа: «Уничтожение последнего воробья», февраль 1959 г.
Фотохроника всекитайской войны с воробьями:
Вверху: Пекин. Птиц доводят до изнеможения, не давая им сесть.
Внизу: Китайские юннаты под руководством учителя выполняют план по истреблению воробьёв в сельской местности.
В активной фазе это массовое безумие продолжалось с марта по ноябрь 1958 года. В ходе развёрнутой кампании только за три дня в Пекине и Шанхае было убито 900 тысяч птиц, а к первой декаде ноября того же года по всей стране уничтожено почти два миллиарда воробьёв. В Пекине и приморских провинциях, где воробьёв истребляли особенно усердно, попутно поубивали вообще всех мелких птиц.
Фотохроника всекитайской войны с воробьями:
Вверху: «Парад победы» по-китайски, 1958-й год.
Внизу: Добычу отвозят в пункт приёма на переработку.
Истребление воробьёв действительно дало значительное повышение урожая зерновых в первый год после начала кампании. Но затем случился взрывной рост числа гусениц и саранчи: полчища насекомых уничтожили посевы риса и пшеницы, сады и огороды по всей стране. Оказывается, воробьи-то только будучи взрослыми кормятся на помойках и зерноскладах. А весной они становятся насекомоядными, переходя на питание долгоносиками и прочими сельхозвредителями, и птенцов выкармливают исключительно гусеницами – личинками всяких бабочек-плодожорок и капустниц. А за сезон они выводят птенцов 2-3 раза.
В итоге в стране разразился длительный неурожай, стратегических госзапасов зерна не хватило, вследствие чего голодной смертью в 1959-1961 годах умерло от 15 до 30 миллионов человек. Этот период китайцы называют «Тремя горькими годами», и это был самый массовый голодомор в истории человеческой цивилизации.
Фотохроника всекитайской войны с воробьями:
Победный итог. Фото с сайта «Фактрум»
Только после этого организаторы побоища скрепя сердце признали необходимость существования в природе «вредного воробья». Кампания была свёрнута.
В проекте «Указа ЦК ЦКП о гигиенических мероприятиях», принятого 18 марта 1960 г., Мао Цзэдун написал:
"Не надо бить воробьёв, как результат мы лишь получили клопов. Лозунг теперь такой: Уничтожать крыс, клопов, мух и комаров".
А конечным итогом кампании стала закупка и завоз в страну живых воробьёв из СССР, Индии, Кубы и даже Канады – для восстановления популяции.
"Китайцы часто упоминают эту кампанию по борьбе с «Четырьмя Вредителями» как причину длительного экологического дисбаланса на территории страны. Массовое избиение воробьёв осталось нелепым эпизодом в никому не нужной мобилизации человеческой энергии с целью резко изменить окружающий мир". (Юдит Шапиро «Война Мао против природы», 2004).
Что же мы сотворили? Фото с сайта «Ф Джун Вэн»