На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 819 подписчиков

Летчики-герои

Пассажиры самолетов слепо доверяют свою жизнь незнакомым пилотам, и порой именно от их действий или бездействия зависит жизнь десятков людей. Сегодня мы расскажем о российских летчиках, которые проявили стойкость духа в экстремальных обстоятельствах и сумели выбраться из самых опасных ситуаций.

 

Посадка горящего самолета

 

Командир лайнера Константин Парикожа (в центре) и члены экипажа рейса R2 554, выполнившего посадку с неисправным двигателем

 

11 февраля 2016 года стало вторым днем рождения для 376 человек, летевших на борту Boeing 777 из Доминиканской Республики в Москву.

Это был плановый полет «Оренбургских авиалиний», однако вместо 12 часов он продлился всего 40 минут. Почти сразу после взлета за бортом раздался резкий хлопок — и пассажиры увидели, как вспыхнул левый двигатель… Самолет качнулся и просел, в салоне началось задымление.

 

К счастью для пассажиров, самолетом управляли опытные пилоты: они не поддались панике и быстро приняли верное решение — вернуться на землю. С полным баком топлива и одним работающим двигателем аварийная посадка была крайне рискованным мероприятием, тем более что едкий дым уже проник в кабину и пилоты управляли судном, надев кислородные маски. Но других вариантов не было. Долго кружить в небе, пока закончится топливо, было опасно: 300-тонная машина могла загореться и взорваться в воздухе, не оставив никому шансов на выживание.

 

Командир лайнера, 38-летний Константин Парикожа, взял на себя ответственность за судьбы почти 400 человек и аккуратно посадил лайнер. В момент приземления заискрились колеса, но их потушила наземная пожарная служба. Все пассажиры были выведены по надувным трапам.

 

Герои-летчики получили государственные награды. После инцидента они описывали происшествие без эмоций и признавались, что не чувствовали страха за себя, переживали только за пассажиров. «Самое главное, что нас там волновало: как произойдет эвакуация и как будут реагировать пассажиры», — рассказал журналистам Парикожа.

 

Чудо в тайге

 

7 сентября 2010 года. На третьем часу полета на высоте 10 км у самолета Ту-154, летевшего по маршруту Полярный — Москва рейсом компании «Алроса», отказала вся система бортового электропитания. В один миг пилоты остались без автопилота, навигации, радиосвязи. Самое ужасное было то, что электрические насосы перестали доставлять топливо к двигателям. Это значило, что в запасе лишь 30 минут.

 

На борту находилось 72 пассажира и девять членов экипажа, в том числе беременная женщина и трое детей. Пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов стали искать место для посадки, но под крылом виднелись только тайга и извилистая река Ижма. Когда уже было принято решение садиться на воду, произошло настоящее чудо: посреди леса пилоты вдруг заметили взлетную полосу бывшего аэропорта Ижма (Коми).

 

Хотя аэропорт давно закрыли, полоса оказалась пригодна для посадки: ее по собственной инициативе поддерживал в рабочем состоянии начальник вертолетной площадки Сергей Сотников на протяжении 12 лет. Никто не мог знать, что однажды она пригодится и спасет жизни десятков человек.

 

Посадка была непростой: полоса, рассчитанная на небольшие самолеты, оказалась вдвое короче, чем нужно для Ту-154. Пилоты сделали два круга, прежде чем решились приземлиться, в итоге и тут повезло: судно выкатилось лишь на 160 м в лес и пассажиры не пострадали. Впоследствии летчики признавались, что самым сложным было отсутствие связи с землей — пришлось действовать на свой страх и риск. Всех участников спасения спустя месяц наградили государственными медалями и орденами.

 

Спасение над Невой

 

 
Ту-124 в водах Невы
  

 

 Экипаж ТУ-124. Слева направо: бортмеханик В. Смирнов, штурман В. Царёв, бортрадист И. Беремин, командир воздушного корабля В. Мостовой и второй пилот В. Чеченев

 

Посадка на воду — крайне редкое событие для пассажирского самолета. Счастливые случаи, когда все пассажиры выжили в такой ситуации, можно сосчитать по пальцам. В их числе — посадка Ту-124 на Неву. Это случилось 21 августа 1963 года.

 

Новый самолет компании «Аэрофлот» совершал рейс по маршруту Таллин — Москва. Нештатная ситуация возникла уже при взлете — заклинило шасси. Из-за тумана диспетчеры не разрешили посадку в Таллине, пилоты стали готовиться сажать самолет в Санкт-Петербурге.

 

При подлете к аэропорту Пулково они еще раз попробовали выпустить шасси, когда вдруг оказалось, что не это главная проблема самолета — отказал левый двигатель.

 

Пилоты получили разрешение на сквозной полет через Санкт-Петербург, но не успели: внезапно отказал и второй двигатель — лайнер стал планировать на высоте полукилометра прямо над центром города. Было принято решение — сажать самолет на Неву. Летчик Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву — он в прошлом служил в морской авиации и имел опыт посадки на воду. Снижаясь, самолет пролетел над строящимся мостом Александра Невского на высоте 40 м, напугав рабочих, и остановился всего в 50 м от Финляндского железнодорожного моста — столкновение с ним было бы фатальным.

 

Буксир, оказавшийся рядом, сразу же забрал 52 пассажиров и семь членов экипажа, а самолет затонул к утру.

 

Этот случай до сих пор остается эталонным примером приводнения воздушных судов. Опыт посадки на Неву изучается летчиками по всему миру. Его учитывали и пилоты аэробуса A320 компании US Airways, совершившие аварийную посадку на реку Гудзон в 2009 году.

 

 

Угнанный самолет

 

Ту-154М «Внуковских авиалиний», идентичный захваченному

 

В марте 2001 года чеченские террористы захватили самолет Ту-154 «Внуковских авиалиний», следовавший из Стамбула в Москву. Бортпроводник Николай Дмитриев (который через десять лет окажется в самолете, аварийно севшем в Ижме) успел предупредить командира экипажа Николая Виноградова об опасности: пилоты заблокировались в кабине. Захватчики требовали прекращения войны в Чечне.

 

Капитан вел переговоры с террористами, убеждая их приземлиться в любой ближайшей мусульманской стране. Все это время преступники пытались проникнуть в кабину, а члены пилотной группы по очереди держали дверь. Когда топливо стало заканчиваться, капитан принял решение сесть в Медине. Диспетчеры отказали самолету в посадке, как перед этим отказали в Турции, Египте, Израиле и Сирии — никто не хотел брать на себя ответственность за освобождение заложников. Наконец, разрешение было получено и Ту-154 приземлился.

 

Капитан и его помощники до последнего не покидали кабину, хотя могли это сделать, и пытались перехитрить террористов, обещая им скорый вылет в Афганистан. И только когда разъяренные бандиты стали громить дверь топорами и ранили одного из членов экипажа, Виноградов запросил разрешение у диспетчера покинуть кабину. Пока через аварийный люк на землю выпрыгивали остальные, он держал дверь вместе с бортинженером Андреем Гусельниковым и был ранен в руку.

 

В результате штурма были спасены 150 человек и погибло двое: один из пассажиров и бортпроводница Юлия Фомина, открывшая дверь спецназу. Она, как ее коллеги, получила высокие награды.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх