Они сражались за Родину — на смерть Владимира Этуша

Хотелось бы сейчас, над его гробом, сказать не об этом – не о Саахове, Брунсе и Карабасе-Барабасе. А о герое, которым молодой Володя был в годы Великой Отечественной войны

etush

Орден Красной Звезды Владимир Этуш получил за жестокие бои при освобождении Донбасса.

Те, кто сопровождал нас всю сознательную жизнь в любимых фильмах, кажутся бессмертными. Навсегда оставшись на киноплёнке, они реальны – движутся, говорят, заставляют сопереживать. И поэтому как-то не особенно интересуешься, а как там дела у «товарища Саахова» или «Остапа Бендера».

По умолчанию ведь подсознательно кажется, что нормально – как будто причастность к магии кино делает людей бессмертными, автоматически отправляет их в вечность.

Но они, к сожалению, умирают. Недавно умер лучший Великий Комбинатор советского кинематографа – Сергей Юрский, а сегодня – один из лучших комических отрицательных героев нашего кино – Владимир Этуш.

О, какой это был негодяй! Какой мошенник! Какой прохиндей! Антон Семёнович Шпак, владелец умножающихся в прогрессии кожаных курток и магнитофонов. Жадный стуловладелец инженер Брунс. Многократный король, барон и султан загнивающих монархий. Дьявольски-убойный Карабас-Барабас и даже магистр чёрной и белой магии Мальгрим. Но всенародное обожание, разумеется, пришло к Этушу после роли товарища Саахова, заведующего райкомхозом в одной из маленьких кавказских республик. Это был апофеоз раскрытия актёра, апогей его лучших амплуа.

И всё это, конечно, здорово и замечательно. Но хотелось бы сейчас, над его гробом, сказать не об этом – не о Саахове, Брунсе и Карабасе-Барабасе. Словом, не о тех отрицательных персонажах, которых Этуш играл. А о герое, которым молодой Володя был в годы Великой Отечественной войны. Причём был, что называется, судьбе назло. Судьба всеми силами берегла его от героизма и сопряжённых с этим неприятностей – а упрямый Володька боролся с этим роком и постоянно побеждал.

Началось всё с того, что при рождении в 1922 году родители зарегистрировали сына в документах годом позже – дескать, когда пора придёт служить в армии, крепче будет. Но Этуш наплевал на все эти хитрости и пошёл в военкомат записываться добровольцем.

Судьба не сдавалась – у молодого Этуша была бронь, он играл в спектакле «Фельдмаршал Кутузов» и вполне мог бы играть воина и дальше, на театральных подмостках. Но и здесь Володя поступил по-своему и таки сменил реквизит на военную форму осенью 1941 года.

Судьба решила: ах так – хорошо же, в армию ты попадёшь, но я тебя там сохраню подальше от всех опасностей. Этуш попадает в школу военных переводчиков в Ставрополь – казалось бы, что может быть «непыльнее» такой работы? Ан нет, вскоре он воюет в стрелковом полку, сражается в горах Кавказа (так что не зря его Гайдай «отправил» на руководящую работу), освобождает Украину.

Берегущая Этуша для будущих прекрасных фильмов судьба делает последнюю попытку – Этуш, дослужившийся до лейтенанта, становится помощником начальника штаба по тылу. Вероятно, о такой должности мечтали многие: подальше от линии огня, поближе к кухне и материальным ценностям. Но вместо этого отчаянный Владимир дважды водит солдат в атаку – и не где-нибудь, а в Донбассе. Так в наградном листе на орден Красной звезды и записано – «В наступательных боях в районе Моспино 07.09.1943 г. командованием полка тов. Этуш был послан на помощь в батальон, имевший сложную обстановку в выполнении поставленной боевой задачи, тов. Этуш бесстрашно не щадя своей жизни воодушевляя бойцов, смело повёл роту на врага, причём своим умелым манёвром выбил противника из района Городок, при этом уничтожил 30 солдат и офицеров, захватил ручной пулемёт».

А всего через неделю – «15.09.1943 г., наступая на районный центр Куйбышево, лично с группой бойцов первым ворвался в село и в уличных боях уничтожил 8 солдат и офицеров противника».

«Штабная крыса»… «Тыловик-переводчик»… «Актёришко»… Ага, как же! Судьбы нет – Владимир Этуш это доказал гораздо раньше Сары Коннор.

И ведь почти все они – наши любимые советские актёры – воевали. Их Отдельный Актёрский Бессмертный Полк может вполне собрать представителей всех родов войск: зенитчики Папанов и Никулин, артиллерист Басов, разведчик и партизан Луспекаев, и, конечно же, «царица полей» — пехота, в которой сражались за Родину большинство советской киноэлиты – от Гайдая до Смоктуновского.

И как-то этот факт вносит такой щемящий, такой трогающий душу акцент в каждую их роль и работу, что замираешь, потрясённый: насколько прекрасно и величественно было искусство страны, где не только героев играли герои, но и мошенников – играли они же.


Григорий Игнатов

09.03.2019 19:57

Источник ➝

Мифы о Гражданской войне. «Большевики не свергали Царя»

Так звучит, как будто бы большевики вообще были сторонниками Государя. Это ложь и лукавство. Сегодняшние необольшевики не хотят выглядеть разрушителями государства (и убийцами детей!). А спроси их конкретно – вы против февральской революции? Вы против свержения Государя? – Начнут «бекать», «мекать» и ссылаться на «противоречия».

На самом же деле большевики Царя свергали, и очень активно. С самого начала существования РСДРП главной её политической задачей, зафиксированной в программе, было «низвержение царского самодержавия».

В Русско-японскую войну партия Ленина вместе с польскими и финскими сепаратистами устраивала вооруженные мятежи на японские деньги. В Первую Мировую – на немецкие деньги издавались огромные тиражи большевистских газет и листовок с пропагандой поражения России в войне и с призывами к свержению Царя. Большевики сыграли огромную роль в подготовке и организации уличных беспорядков, приведших к Февральской революции. Они сыграли ту же роль, что «правый сектор» на Майдане в Киеве. Роль уличных боевиков. И если власть в феврале 1917-го захватили не большевики, то это, конечно, не потому, что они были против свержения Царя. Наоборот, они этому всемерно помогали. 

Придя к власти чуть позже, в октябре, большевики зверски убили не только Государя с детьми, но и всех родственников, до кого смогли дотянуться, чтобы не допустить реставрации монархии в России.

Кстати, это только сегодняшние неокоммунисты пытаются «отмыться» от свержения Царя. Настоящие большевики этим похвалялись. Сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)» 1938 года заявляет: «Рабочие России оказались первыми в мире, которые с успехом использовали слабость капитализма, прорвали фронт империализма, свергли царя и создали советы рабочих и солдатских депутатов». 

 

Алексей Селиванов

 

 

О том, как Москву спасли от эпидемии. Пример из прошлого

Загружается...

Картина дня

))}
Loading...
наверх