На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 819 подписчиков

О МАЖОРАХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН - ЛЕОНИД ХРУЩЕВ

«Мажор» - современный сленг, употребляемый для названия молодых людей из среды «золотой молодежи» (от фр. jeunesse doree), чью жизнь и будущее устраивают и определяют их влиятельные родители.

Во время Великой Отечественной войны многие сыновья высокопоставленных советских государственных и военных деятелей, войсковых командиров стали в единый солдатский строй, чем заслужили уважение современников и потомков.

Они так же, как и дети рабочих, крестьян и интеллигенции воевали, получали ранения и погибали.

Это всенародное единение и стало одной из главных, определяющих причин победы над врагом.

* * *

«Сын за отца не отвечает!» - эти крылатые слова руководителя Советского государства И.В. Сталина (в период с 1924 по 1953 гг.), во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – Верховного Главнокомандующего, были известны в Советском Союзе почти каждому.

Однако, каждый из сыновей известных в стране людей, ушедший на фронт защищать Родину от немецко-нацистского нашествия, прекрасно понимал, что проявление им трусости, или малодушия, может нанести непоправимый урон авторитету семьи, авторитету отца, или доброй памяти о нем. А для некоторых их них принадлежность к особенному социальному сословию стала злым, фатальным роком в судьбе.

О том, как воевали «мажоры» 1940-х годов, осталось достаточно много свидетельств. Об этом рассказывают подлинные документы военного времени – наградные листы, боевые характеристики, воспоминания современников, навсегда запечатлевшие личный вклад каждого из этих воинов в общее дело победы над врагом.

Это достаточно объективные страницы жизни молодых людей, которые, несмотря на свое «особое» происхождение, одели шинели и ушли воевать, в полной мере разделив судьбу сверстников своего поколения…

* * *

Гвардии старший лейтенант ХРУЩЕВ Леонид Никитович,1917 г.р., 18-й гвардейский истребительный авиационный полк (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, Западный фронт), пилот старший, русский. Место рождения: г. Юзовка (ныне г. Донецк), Украина. В 1939 г. добровольно вступил в ВВС РККА*.

*Звание и должность указаны по состоянию на март 1943 г.

* * *

Старший сын советского государственного деятеля, члена Политбюро ЦК ВКП(б) с 1939 г., во время Великой Отечественной войны члена военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов Никиты Сергеевича ХРУЩЕВА – ХРУЩЕВ Леонид Никитович имел обычную для юношей предвоенного поколения биографию.

Окончил неполную среднюю школу и ФЗУ (школу фабрично-заводского ученичества).

В 1933 г. работал на московском заводе № 1 учеником, затем на рентгеновском заводе слесарем.

Решением общего собрания коллектива предприятия, и по путевке Краснопресненского райкома комсомола в декабре 1933 г. был направлен на учебу в Балашовскую школу летчиков гражданского воздушного флота.

После четырехлетнего обучения прошел дополнительную подготовку на курсах усовершенствования командного состава в Ульяновске.

В 1939 г., добровольно поступил в Красную Армию. Был зачислен слушателем подготовительного курса командного факультета Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. Однако, учиться в академии не захотел – перешел в Энгельсскую военную авиационную школу, которую окончил в 1940 г. Освоил скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40) и его модификации. Присвоено воинское звание «лейтенант».

По окончании авиашколы был назначен на должность летчика 134-го скоростного бомбардировочного авиационного полка.

На фронтах Великой Отечественной войны с самого ее начала. С 1-го по 28-е июля 1941 г. совершил 33 боевых вылета на бомбардировщике Ар-2.

28.07.41 г. самолет лейтенанта Хрущева при возвращении с боевого задания был подбит истребителями противника. Летчик с трудом дотянул его до запасного аэродрома, но при посадке машина скапотировала, по причине невыхода одной из стоек шасси. Экипаж остался жив, но получил ранения различной степени тяжести. Леонида Хрущева с тяжелым переломом ноги отправили в госпиталь на длительное лечение.

С июля 1941-го по март 1942 г. находился на излечении в госпитале.

Награжден орденом Красного Знамени. Присвоено воинское звание «старший лейтенант».

* * *

Из представления к ордену Красного Знамени:

«…С 1-го по 28-е июля 1941 г. лейтенант ХРУЩЕВ Л.Н. имеет 27 боевых вылетов. Летал в звене командира эскадрильи.

Метким бомбометанием его самолет разбомбил танки и артиллерию противника в районе Великих Лук.

10.07.1941 г. вместе со звеном командира эскадрильи самолет тов. Хрущева бомбил две переправы противника в районе р. Десна. На обратном пути самолет тов. Хрущева подвергся нападению со стороны фашистских истребителей.

Самолет был обстрелян, и имел 20 пробоин. Тов. Хрущев спас самолет и вернулся на свой аэродром.

Решительный, смелый, бесстрашный летчик.

За мужество и отвагу, проявленную в борьбе с немецким фашизмом, командование части ходатайствует о представлении тов. ХРУЩЕВА Л.Н. к правительственной награде – ордену Красного Знамени*.

Командир 134-го СБП майор ТКАЧЕВ».

*Приказом ВС Западного фронта № 192 от 20.02.1942 г. награжден орденом Красного Знамени.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 682524, д. 285, л. 114.

* * *

После выздоровления старший лейтенант Хрущев Л.Н. был направлен для прохождения дальнейшей службы, по его просьбе, в истребительную авиацию.

С марта по ноябрь 1942 г. проходил переучивание для полетов на истребителях ЯК-7.

19.12.42 г. назначен на должность старшего летчика 18-го гвардейского истребительного авиационного полка.

11.03.43 г. гвардии старший лейтенант Хрущев не вернулся с боевого задания после воздушного боя в районе с. Мужитино, (5 км западнее г. Жиздра, ныне Калужской области, Россия). Это был его шестой по счету боевой вылет в качестве летчика-истребителя.

* * *

Из журнала боевых донесений 303 ИАД (в состав авиадивизии входил 18-й гв. ИАП – авт.):

«…11.03.1943 г. Дивизия имеет задачу уничтожать бомбардировочную авиацию противника в районе Дубице, Кожановка, Ясенок, Ашково; быть в готовности непосредственным сопровождением обеспечить боевые действия 224 ШАД в районе Ясенок, Жиздра, Дынная – Судимир, Солоновка, Осинка.

18 гв. ИАП, в период 8.16 – 17.30, 22 самолетами произвел 35 самолето-вылетов на уничтожение авиации противника над полем боя. Налет – 29 час. 46 мин.

Проведено 3 воздушных боя с группами от 2-х до 8 ФВ-190.

В 12.15 в районе Акимовка, Мужитинский, Закеево, на высоте 2500 – 3000 м, 9 ЯК-7, командир группы капитан Мазуров, вели воздушный бой с 8 ФВ-190.

Бой велся на вертикалях и виражах. Всего произведено до 20 атак. Сбито 4 ФВ-190.

Один ФВ-190 сбил мл. лейтенант Замковский, самолет упал в районе Акимовка.

Один ФВ-190 сбил ст. лейтенант Заморин, самолет упал в районе Мужитинский (ныне с. Мужитино, 5 км западнее г. Жиздра – авт.).

Один ФВ-190 сбил лейтенант Ходаковский, самолет упал в районе Жиздра.

Один ФВ-190 сбил мл. лейтенант Чесунов, самолет упал в районе Жеребовка.

После воздушного боя не вернулся ст. лейтенант Хрущев».

ЦАМО РФ. Ф. 20265, оп. 1, д. 18, лл. 7 – 7об.

* * *

Из «Отчета о боевой работе» 18-го ГИАП за март 1943-го года:

«…11.03.1943 г. 9 Як-7 18 ГИАП, командир группы к-н Мазуров, прикрывали наши войска в районе Дубище, Кожановка, Ясенок.

В 12.15 в районе прикрытия на высоте 2000 - 3000 м встретили 8 ФВ-190, которым навязали воздушный бой. Он происходил тремя группами.

1 -я группа на двух Як-7, ведомая ст. лейтенантом Замориным, на высоте 2500 м атаковала 2 ФВ-190. После первой же атаки ФВ-190 встали в вираж. Ст. лейтенант Заморин встал одному ФВ-190 в хвост, с дистанции 50 – 75 м открыл огонь, и после 4 - 5 очередей сбил его. Второй ФВ-190 зашел в хвост ст. лейтенанту Хрущеву и вел огонь короткими очередями. Заметив это, ст. лейтенант Заморин развернулся вправо, под ракурсом 4/4 дал несколько заградительных очередей по атакующему ФВ-190, который сразу же отвалил и со снижением ушел на запад. Хрущев также, с углом 65 - 70 градусов пошел вниз...».

* * *

«Организованные мною самые тщательные поиски с воздуха и через партизан пока не дали результатов, - писал члену Военного Совета Воронежского фронта Н.С. Хрущеву командующий 1-й воздушной армией Худяков*. - В течение месяца мы не теряли надежду на возвращение Вашего сына, но обстоятельства, при которых он не возвратился, и прошедший с того времени срок заставляют нас сделать скорбный вывод, что Ваш сын – гвардии старший лейтенант Хрущев Леонид Никитич пал смертью храбрых в воздушном бою против немецких захватчиков. Первая воздушная армия потеряла молодого талантливого летчика-истребителя, а Вы лишились сына. Сообщая Вам эту тяжелую весть, прошу принять мое искреннее соболезнование...».

* С.А. Худяков (1902-1950 гг.) – маршал авиации (1944). В 1943 г. – генерал-лейтенант, командующий 1-й воздушной армией.

* * *

Приказом Главного управления формирования и комплектования войск РККА №0363 от 27.04.1943 г. старший лейтенант ХРУЩЕВ Леонид Никитович - пилот старший 18-го ГИАП 303-й ИАД был исключен из списков РККА, как «пропавший без вести 11.03.1943 г.».

* * *

Из представления к ордену Отечественной войны 1-й степени:

«…С боевого летчика самолета СБ тов. ХРУЩЕВ Л.Н. в короткий срок прошел переучивание на самолет-истребитель ЯК-7Б, с отличными показателями в усвоении программы как по теоретическим, так и практическим дисциплинам.

Вступив в боевую работу на самолете ЯК-7Б, тов. Хрущев при первых, и последующих боевых вылетах отлично выполнял поставленные ему командованием задания по разгрому немецких оккупантов.

В боевых действиях показывает смелость, мужество, бесстрашие, грамотно использует в бою мощь своего самолета.

За время нахождения на фронте Отечественной войны с июля месяца 1941 г. по март месяц 1943 г. тов. Хрущев произвел 39 успешных боевых вылетов, с налетом 78 час. 18 мин.

Из них: на бомбардировку техники и живой силы противника – 33 боевых вылета, на сопровождение штурмовиков и прикрытие своих войск на поле боя – 6 боевых вылетов. Кроме того, тов. Хрущев участвовал в 6 воздушных боях с противником.

Умелыми и решительными действиями при бомбардировке тов. Хрущев нанес значительный урон противнику в технике и живой силе. При сопровождении штурмовиков, благодаря умелому сопровождению, штурмовики потерь не имели.

Прикрывая наземные войска на поле боя, не было ни одного случая, чтобы самолеты противника бомбардировали наши войска.

В воздушных боях проявляет высокое мастерство, смело и стойко ведет бой с противником, несмотря на его численное превосходство.

Как командир и летчик тактически грамотный. Летное дело любит. Энергичен. Инициативен. К себе и подчиненным требователен. Дисциплинирован. Среди личного состава пользуется заслуженным деловым авторитетом.

Летает на самолетах У-2, Р-2, Р-6, УТ-1, СБ, АР-2, УТИ-4, ЯК-1, ЯК-7Б. Имеет общий налет на всех типах самолетов 1313 часов.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество тов. Хрущев достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны 1-й степени*.

Командир 18-го гвардейского ИАП гвардии майор ГОЛУБОВ. 3 апреля 1943 г.».

*Приказом ВВС РККА № 25/н от 12.06.1943 г. награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 682526, д. 1328, лл. 8,9.

* * *

Политические «игры» после воздушного боя Леонида Хрущева.

Кто и когда дал команду «бросить тень» на бывшего лидера советского государства Никиту Сергеевича Хрущева, используя для этих манипуляций имя его сына Леонида, мы навряд когда-нибудь узнаем.

После смещения Н.С. Хрущева с государственных постов «появилось мнение», что его сын – летчик Леонид Хрущев – на самом деле не пропал без вести, а сдался в плен врагам, сотрудничал с немцами, за что, якобы, и был казнен советскими чекистами.

Но убедительных официальных документов версии «предательской деятельности» Леонида Хрущева не оказалось их ни в немецких, ни в советских военных архивах.

В 2000-м году, в газете «Дуэль», на вопрос о Леониде Хрущеве отвечал Герой Советского Союза Александр Александрович Щербаков – сын кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Александра Сергеевича Щербакова.

Он, как и Леонид Хрущев, тоже был летчиком, и тоже воевал, и тоже мог погибнуть, официально «пропав без вести», и о нем впоследствии могли бы писать то же, что и о Леониде.

Но он остался жив, и у него сложилось свое компетентное мнение по этому вопросу:

«…Меня удивляет столь затянувшаяся дискуссия. В жизни Леонида Никитовича Хрущева на сегодняшний день никаких тайн нет. Летчик-истребитель погиб в воздушном бою. Никогда он не был в плену. Никогда не был судим за предательство. Обвинения такого рода были выдуманным компроматом на Хрущева старшего. Возводить столь тяжкое обвинение на бойца-летчика, сложившего голову за Родину, дело недостойное».

* * *

На фото: 1941 г. Лейтенант (гвардии старший лейтенант) ХРУЩЕВ Л.Н.

Примечание: фото найдено в интернете. Установление его подлинного авторства не представляется возможным. Идентификация и художественная обработка снимка произведены автором статьи.

Леонид ИГНАТЕНКО

Картина дня

наверх