Вопреки некоторым стереотипам, большинство плакатов в СССР были посвящены не партийно-идеологической пропаганде, а тому, что мы называем в наше время «социальной рекламой».
Если в царской России «воспитывать население» было поручено церкви, то в Советском Союзе это роль взяло на себя государство, причём масштабы воспитательной работы увеличились в разы: нужно было формировать сознание «нового человека», новый образ жизни, новый быт, преодолевать безграмотность.
Многие направления социального просвещения возникли впервые именно в ранний советский период. Например, антиникотиновая социальная реклама в 1930-м году в СССР она уже была:
Причём эта реклама выглядит уже совершенно профессиональной, как в художественном, так и информативном плане (ещё один постер 1930 г.):
По-моему, нам сейчас не хватает именно таких плакатов, как этот замечательный «Наш ультиматум взрослым» (1930):
«Не подавайте нам дурного примера сосанием папирос!»
Вероятно, именно в 1930-м г. в СССР развернулась первая масштабная антиникотиновая кампания, поскольку и этот плакат датирован всё тем же годом:
Хотя «Сухой закон» был отменён в 1924 г. в СССР почти непрерывно шла рекламная кампания против пьянства.Плакат 1929 г.:
Плакат Н. Дени 1930 г.:
1930, «Что можно купить детям на стоимость 1 литра водки»:
Ещё одним пороком, с которым боролась советская социальная реклама, была проституция. Она считалась наследием эксплуататорского общества, подлежащим полному искоренению. Но проблема отнюдь не замалчивалась.
Этот плакат датирован 1929-м годом:
Одной из задач было раскрепощение, эмансипация женщины, превращение её в активного строителя нового общества.Этой теме было посвящено множество работ.
1920-е, «Женщина! Учись грамоте!»:
1920-е, «Долой кухонное рабство»:
Возможно, СССР стал первой в мире страной, где обратили серьёзное внимание на проблему харрасмента (сексуального домогательства).
1930 г., Ротов К. «Долой безобразников по женской линии»:
В 1930-е гг. впервые появились плакаты, пропагандирующие соблюдение правил дорожного движения.
1930-е, «Нарушая правила — рискуешь жизнью»:
Помимо «негативно», т.е. направленной против пороков, антисоциального поведения, в огромным масштабах распространялась социальная реклама, утверждающая позитивные модели поведения. Она пропагандировала, прежде всего, здоровый образ жизни как важнейший атрибут нового советского общества.
Борьба с антисанитарией в то время была очень насущной задачей.
1931 г. «Мой руки после работы и перед едой»:
1932 г., «Иди в баню после работы»:
1930-е, идеалом новой советской жизни был т.н. «город-сад»:
Огромное внимание в СССР уделялось развитию и пропаганде физкультуры и спорта:
1933, А. Дейнека, «Работать, строить и не ныть»:
1934, А. Кокорекин, «Будь готов»:
Некоторые из плакатов смотрятся как высоко художественные работы, если не сказать шедевральные.
Плакат 1947 г. работы Л. Голованова:
И этот — просто шедевр: 1951, В. Корецкий, «Тренируйся»:
В первые послевоенные годы появилась социальная реклама массового туризма.
1947, «В выходной день — на туристскую прогулку»:
1949, «Будь туристом»:
Особым направлением социальной рекламы в СССР были плакаты, призывающие молодёжь осваивать новую технику и новые престижные профессии. Самой престижной была, конечно, авиация.
1934, Г. Клюцис, «Молодёжь на самолёты»:
Одновременная социальная реклама «морально поощряла» людей наиболее трудных и благородных профессий:
1948, «Честь и слава сельским врачам»:
Наверное, людям соответствующей профессии было приятно видеть такие плакаты.
1949, В. Корецкий, «Слава учителю»:
Одним из самых амбициозных проектов СССР была т.н. «культурная революция»: полная ликвидация в кратчайшие сроки неграмотности (75% населения в царской России), строительство огромной сети библиотек, клубов, кинотеатров, радиоточек, открытие новых школ, институтов, университетов.
Вся эта огромная работа нашла своё отражение в плакатах.
1929, «Все в библиотеку»:
1935, «Хорошую библиотеку — каждому Советскому селу»:
Пропагандировалась высокая культура обслуживания.
Плакат 1948 г.:
Кстати, оказалось, что при капитализме высокая культура обслуживания не возникает сама собой, её тоже надо воспитывать.
Пропагандировалась социальная активность, участие в различных общественно полезных делах и обществах.
1952, «Вступайте в добровольную пожарную дружину предприятия»:
Наконец, социальная реклама в СССР пропагандировала даже такие вечные и внеклассовые ценности и понятия, как, например, «честь семьи».
1949, плакат В. Говоркова:
Это лишь краткий, пунктирный обзор некоторых направлений социальной рекламы в СССР...
Но и эти образцы показывают общую направленность политики государства, его идеалы, цели и установки. Есть чему поучиться современникам.
P.S.А много ли современной социальной рекламы мы можем вспомнить? Я, например, вот так сходу ничего и не вспомнила...