На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 822 подписчика

СОВЕТСКАЯ ТАНКОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПОБЕДИЛА ГИТЛЕРОВСКУЮ

Фильм «Железный поток. Битва заводов» был показан в эфире телеканала «Куль-тура» 5 мая [1]. Посмотреть его мне рекомендовал профессор Стокгольмского института переходной экономики Леннарт Самуэльсон, с которым я познакомился в октябре 2014-го в Москве. В фильме он участвовал в качестве одного из экспертов.

Главное внимание уделено демонтажу мифа о превосходстве гитлеровской танковой промышленности над советской. На конкретных примерах показано, как даже при эвакуации, то есть строительства заводов практически заново в условиях сурового уральского климата, наша танковая промышленность обеспечила Красную Армию танками в количествах, необходимых для Победы. Пожалуй, впервые на телевидении была поднята тема ремонтопригодности и технологичности танков. Обычно сравнение идет на уровне скорости, калибра орудия, толщины брони. Здесь спор, что лучше, Т-34 или «Пантера» не утихает до сих пор[2]. Но факт, что в полевых условиях из двух-трех подбитых «тридцатьчетверок» можно было восстановить одну, а с немецкими машинами такого не проходило, как-то обходили стороной. Конвейерная технология сборки делала полную взаимозаменяемость деталей и узлов не просто добрым пожеланием, а необходимым условием производства.

В фильме звучат мнения иностранных и отечественных экспертов, воспоминания ветеранов фронта и тыла. Затрагиваются как политические и технические вопросы, так и сугубо бытовые: как работали, где обедали, где спали рабочие ЧКЗ в годы Войны. Мне, как челябинцу, было приятно увидеть кадры Челябинска 1940-х, цеха Челябинского трак-торного (Кировского) завода, людей, знакомых мне лично.

Самым массовым советским танком Великой Отечественной войны был Т-34. И в фильме об этом говорится. Основным производителем «тридцатьчетверок» стал Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле. Там же размещалось и головное конструкторское бюро по этой машине под руководством А.А. Морозова. Ни в коей мере не желая умалить заслуг челябинских рабочих и инженерно-технических работников, — Т-34 выпускался и в Челя-бинске до 1944-го, — хотелось бы увидеть в фильме больше информации об УВЗ. Постановка там конвейерного производства танков в первой половине 1942-го – это особая эпопея.

Хотелось бы увидеть и услышать об организаторах производства и разработчикх машин, таких как Махонин, Максарев, Котин, Духов, Кучеренко, Морозов, Шашмурин. Фактически был озвучен только Зальцман. Признавая все заслуги Исаака Моисеевича, хотелось бы отметить, что рядом с ним работали люди, также как и он отдавшие все силы Победе.

Помимо танковой промышленности, в фильме были затронуты другие серьезные вопросы. Например, миф о том, что Сталин от момента гитлеровского нападения до конца июня 1941-го не руководил страной. Журнал регистрации лиц, побывавших в его кабинете, говорит об обратном. Миф о том, что армией руководили бездарные генералы, причем особую роль играл «Генерал Мороз». Затрагивается однобокость западной историографии, основанной, главным образом на воспоминаниях бывших гитлеровских военных, промышленников, политиков. Им-то нужно было как-то оправдывать свой разгром. И не кем-то а «славянскими унтерменшами». Немаловажно, на мой взгляд, то, что, пожалуй, впервые был сформулирован тезис, что шельмование нашей Победы начали мы сами в хрущевские времена. Да победили, но… И дальше следует перечень технических недостатков «тридцатьчетверки», достоинств «Пантеры», ссылки на уголовный кодекс военного времени, материалы ХХ съезда КПСС и пр.

Говоря научным языком, фильм несколько эклектичен. По всей видимости, твор-ческие замысла авторов выходят далеко за рамки экранного времени. Так что будем считать фильм заявкой на серию более глубоких исследований. Пользуясь случаем, выражаем готовность к сотрудничеству.

Конечно, можно дискутировать о достоинствах фильма, рекомендовать дополнить тем или иным образом. Не будем мелочиться. Давайте поговорим о главном. Сейчас, когда обострилась идеологическая борьба. Когда предпринимаются попытки «скорректировать» историю, принизить значение Победы в жизни нашей страны и всего мира. Когда реально поднимает голову фашизм и не где-нибудь, а на территории СССР – страны, победившей гитлеровский фашизм. Появление этого фильма является реальным ответом на идеологические атаки против нас, против нашей истории.

Отдельно хотелось бы выделить участие в работе западных экспертов Леннарта Самульсона и Матиаса Уля. Это означает, что точка зрения наших специалистов не явля-ется проявлением «квасного патриотизма», а имеет научные основания, признаваемые экспертами, независимо от национальных рамок.

 boldirew

Картина дня

наверх