Гражданская война и политика «военного коммунизма» привели к сильнейшей гиперинфляции. Эмиссия денег резко возросла, поэтому из года в год рос дефицит бюджета (в 1920 году он составил 1055 млрд рублей), усилилось обесценение денег, которое вызвало у населения стремление превращать деньги в материальные ценности, что увеличило скорость их обращения, но ещё больше — снижение их стоимости. В 1921 году реальная стоимость 100 тыс. совзнаков равнялась стоимости одной дореволюционной копейки. В обращении находились царские кредитные билеты, пятаковки, «керенки», и «совзнаки», многочисленные суррогаты и местные выпуски. Страну поглощала натурализация хозяйственных отношений, ведущей к окончательному расстройству денежной системы. Была введена карточная система, что свидетельствовало о нарушении принципа эквивалентности обмена, когда деньги уже не могли нормально выполнять главную свою функцию — меру стоимости. На местных рынках появились натуральные эквиваленты (зерно, соль и др.), что подрывало финансовую базу государства. Оздоровление финансов было признано одним из элементов новой экономической политики. 10 октября 1921 года ВЦИК принял декрет «О мерах по упорядочению финансового хозяйства». Основную роль в оздоровлении финансов должен был сыграть Государственный банк, заново основанный 12 октября 1922 года.
В сфере обращения находились царские кредитные билеты, думские деньги, «керенки», ценные бумаги и «совзнаки», не пользовавшиеся доверием населения. Первая деноминация 1922 года (обмен был произведён в отношении 1:10 000) упорядочила денежную систему, но не смогла остановить инфляцию. На XI съезде РКП(б) было принято решение о создании устойчивой советской валюты, в резолюции съезда указывалось:
Для данного момента необходимо, нисколько не ставя задачи немедленного возвращения к золотому обращению, твёрдо установить, что наша экономическая и финансовая политика решительно ориентируется на восстановление золотого обеспечения денег
Была проведена в 1922—1924 годах под руководством наркома финансов Г. Я. Сокольникова.
Первым шагом реформы было проведение двух деноминаций и унификация денежного обращения.
Первая деноминация была проведена на основании декрета Совнаркома от 3 ноября 1921 года. С 1 января 1922 года были выпущены государственные денежные знаки РСФСР образца 1922 года. Выпуск выпускавшихся ранее расчётных знаков РСФСР образца 1921 года был прекращён. Все находившиеся в обращении денежные знаки, в том числе расчётные знаки РСФСР образца 1919 и 1921 годов (совзнаки), государственные кредитные билеты образца 1905—1912 годов («романовские»), казначейские знаки образца 1917 года («керенки»), государственные кредитные билеты образца 1918 года («пятаковки»), обращавшиеся в качестве денег различные ценные бумаги и купоны к ним обменивались на новые денежные знаки в соотношении 10 000:1.
Деноминация позволила унифицировать денежное обращение, но не укрепила «совзнак». В марте—апреле 1922 года на XI съезде РКП(б) было принято решение о том, что экономическая и финансовая политика должна ориентироваться на восстановление золотого обеспечения денег. Декретами Совнаркома от 25 июля и 11 октября 1922 года Госбанку было предоставлено право эмиссии банкнот в червонцах. 22 ноября того же года был начат выпуск банковых билетов Государственного банка РСФСР в червонцах.
Устанавливалось, что «…в целях увеличения оборотных средств без дальнейшего расширения эмиссии денежных знаков, в интересах урегулирования денежного обращения и исходя из наличия накопленных реальных ценностей…» госбанк имел право выпустить в обращение банкноты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Принятию этоrо решения предшествовало обсуждение будущего названия новых советских денег. Работники Наркомфина предложили именовать единицу твердой советской валюты «федералом». Обсуждались и более традиционные названия целковый, гривна. После обсуждения приняли решение именовать новую валюту червонцем. Это слово ассоциировалось у населения с понятием о твердом золотом обеспечении денег и должно было вызывать доверие. Первыми в обращение в конце ноября 1922 года поступили банкноты достоинством в 5 и 10 червонцев. Купюры в 1, 3 и 25 червонцев были пущены в оборот позднее — к лету 1923 года. Банкноты номиналами в 2 и 50 червонцев, предусмотренные декретом, так и не были выпущены за ненадобностью[1].
Таким образом в СССР была введена в обращение твёрдая валюта — «червонец», приравненная к 10-ти рублёвой золотой монете царской чеканки и обеспеченная на 25 % своей стоимости золотом, другими драгоценными металлами и иностранной валютой и на 75 % — легко реализуемыми товарами и краткосрочными обязательствами. Однако параллельно с ней продолжал обращаться и совзнак.
24 октября 1922 года был принят декрет Совнаркома о проведении второй деноминации. В соответствии с декретом в обращение выпускались государственные денежные знаки РСФСР образца 1923 года. 1 рубль 1923 года был равен 100 рублям дензнаками 1922 года или 1 млн рублей дензнаками, выпускавшимися до 1922 года. Вторая деноминация также не привела к стабилизации совзнака.
Весной 1924 года в обращение поступили казначейские билеты. Совзнаки образца 1923 года выкупались у населения из расчета один золотой рубль в казначейских билетах за 50 тысяч старых. В итоге всех деноминаций в стране возник советский рубль, равный 50-и миллиардам рублей периода до 1922 года. Событие вызвало в обществе одобрительный отклик, а В. В. Маяковский по этому поводу даже сочинил стихи:
Равны серебро
И новый бумажный билет,
Ныне
Меж ними
Разницы нет.
Бери,
Какая бумажка больше на вкус, —
Теперь и бумажкам твердый курс.
Началась чеканка серебряной разменной и медной монеты. В 1925 году советский червонец официально котировался на биржах ряда стран (в том числе Австрии, Турции, Италии, Китая, Эстонии, Латвии, Литвы), а операции с ним проводились в Великобритании, Германии, Голландии, Польше, США и многих других странах
Источники: Тырнеты, Википедь.