4 июня 1916 русская армия на Юго-Западном фронте в районе Луцка начала крупное наступление - Брусиловский прорыв.
Как правило сражения получали всегда названия в честь тех мест, где они проходили. Потому в те года "Брусиловский прорыв", был известен как "Луцкий прорыв". Лишь позже, благодаря возросшей популярности Брусилова, и в виду военных успехов, название прорыва получило имя одного из составителей плана наступления и командующего им - генерала Алексея Брусилова.
Летнее наступление было назначено в рамках общей союзнической кампании войны против Германии и её союзников. В апреле 1916 года в Могилеве состоялось заседание ставки командования по председательством Николая II. Ситуация складывалась в пользу Российской Империи - численность её войск имела перевес, а всё внимание противника было сосредоточено на западном фронте. Единственное чего опасалось командование, что французская армия потерпит поражение по Верденом. В таком случае необходимо было бы начинать наступление раньше запланированного срока.
Никто не предполагал, что Брусиловский прорыв станет мощнейшей разгромной операцией. Летнее наступление было рассчитано из представления того, что враг имеет глубоко эшелонированную оборону, а потому планировался лишь захват первой линии обороны немцев и их союзников. А направление удара частей юго-западного фронта под командованием генерала Брусилова рассматривалось лишь в купе общей наступательной операции и ничем принципиально не отличалось от прочих направлений. Главный удар возлагалось нанести войсками западного фронт под командованием генерала Эверта.
К концу месяца австро-венгерская армия нанесла крупное поражение итальянским войскам, в связи с чем командование русской армии решило воспользоваться случаем, и пока большая часть австро-венгерских войск задействована в Италии, начать наступление нашего юго-западного фронта чуть раньше срока – 4 июня.
Генерал Брусилов разработал уникальный для того времени план наступления. Брусилов решил произвести по одному прорыву на фронте каждой из четырёх своих армий. Хотя это распыляло силы русских, противник также лишался возможности своевременно перебросить резервы на направление главного удара. Главный удар Юго-западного фронта на Луцк и далее на Ковель наносила сильная правофланговая 8-я армия (командующий генерал А. М. Каледин), вспомогательные удары наносились 11-й армией (генерал В. В. Сахаров) на Броды, 7-й (генерал Д. Г. Щербачев) — на Галич, 9-й (генерал П. А. Лечицкий) — на Черновицы и Коломыю. Командующим армиями была предоставлена свобода выбора участков прорыва. Наступлению предшествовали тщательная разведка, обучение войск, оборудование инженерных плацдармов, приблизивших русские позиции к австрийским. На направлениях ударов русских армий было создано превосходство над противником в живой силе (в 2 — 2,5 раза) и в артиллерии (в 1,5 — 1,7 раза). Выдающуюся роль в организации наступления Юго-Западного фронта (Луцкого прорыва) сыграл генерал-майор М. В. Ханжин.
В пользу Брусилова сыграло и то, что Австро-германские союзные войска не рассматривали направление удара его армий как возможное, в силу глубокой эшелонированности их обороны.
В 3 часа ночи 4 июня начался мощный артиллерийский обстрел первой линии обороны австро-венгерских войск, что привело к её почти полному уничтожению. Не успевшие оправиться от артиллерийского огня австро-венгерские части не смогли сорганизоваться и укрепить последующие линии обороны. Перешедшие в наступление русские 8-я, 11-я, 7-я и 9-я армии (594 тыс.человек и 1938 орудий) прорвали хорошо укреплённую позиционную оборону австро-венгерского фронта (486 тыс.человек и 1846 орудий), которым командовал эрцгерцог Фридрих. Прорыв был осуществлён сразу на 13 участках с последующим развитием в сторону флангов и в глубину.
Уже к полудню следующего дня стало ясно, что Австро-Венгрия несёт значительные потери. Было взято в плен 900 офицеров и свыше 40 тысяч нижних чинов, захвачено 77 орудий, 134 пулемета и 49 бомбометов. А к 9 июня было взято в плен 1240 офицеров и свыше 71 тысяч нижних чинов, захвачено 94 орудий, 179 пулемета, 53 бомбомета и миномета.
К середине июня русские части значительно вклинились в оборону противника. А после того как 9-я армия под командованием генерала П. А. Лечицкого, выиграла встречное сражение и взяла самый укрепленный пункт обороны врага – Черновцы, австро-венгерская армия фактически обратилась в бегство. Безостановочное наступление русской армии продолжалось до конца месяца.
Однако, наступление западного и северо-западного фронта русской армии всё время откладывалось, что не позволяло Брусилову проявлять большую инициативу и дальше наступать. Но когда русские войска западного фронта начали наступление было слишком уже поздно, т.к. немецкая армия успела перебросить значительную часть резервов с Запада. Из-за этого наступление по направлению главного удара шло крайне медленно, а русские войска терпели большие потери. Северо-западный фронт русской армии не наступал почти до конца июля.
Срыв наступления других фронтов ставил под угрозу весь военный успех армии Брусилова. Немцы направили подкрепления на помощь разбитым австро-венграм. Начавшийся 28 июля второй этап наступления армии Брусилова проходил уже в ожесточенных боях. Атаки русской армии моментально сменялись множественными контратаками австро-венгерских и немецких войск. Тем не менее русской армии удалось продвинуться ещё на 10 километров на юго-западном направлении. К концу августа наступательная операция была окончательно завершена.
Итогом Брусиловского прорыва стало продвижение русской армии на юго-западном направлении фронта от 80 до 120 километров. Войска заняли почти всю Волынь, почти всю Буковину и часть Галиции. Австро-Венгрия и Германия понесли чудовищные потери - более 1,5 миллиона убитыми, ранеными и пропавшими без вести (убитых и умерших от ран — 300 000, пленных более 500 000), русские захватили 581 орудие, 1795 пулемётов, 448 бомбомётов и миномётов. Австро-венгерская армия, составившая бОльшую часть потерь, фактически оказалась разбита. Из-за угрозы продолжения наступления Германия и её собюзники были вынуждены перебросить значительную часть своих войск с запада на восток. Тем самым англо-французские войска смогли смогли перейти в наступление.
Потери русской армии юго-западного фронта составили убитыми, ранеными и без вести пропавшими около 500 000 солдат и офицеров, из которых 62 000 были убитыми и умершими от ран, ранеными и больными — 380 000, без вести пропавшими — 40 000. Не смотря на очевидный тактический успех в стратегическом плане летняя наступательная компания России на восточном фронте оказалась провалена.
- Никаких стратегических результатов эта операция не дала, да и дать не могла, ибо решение военного совета 1 апреля ни в какой мере выполнено не было. Западный фронт главного удара так и не нанес, а Северный фронт имел своим девизом знакомое нам с японской войны "терпение, терпение и терпение". Ставка, по моему убеждению, ни в какой мере не выполнила своего назначения управлять всей русской вооруженной силой. Грандиозная победоносная операция, которая могла осуществиться при надлежащем образе действий нашего верховного главнокомандования в 1916 году, была непростительно упущена, - вспоминал в последствие генерал Брусилов.
За успешное проведение этого наступления А. А. Брусилов большинством голосов Георгиевской Думы при Ставке Верховного Главнокомандующего был представлен к награждению орденом Св. Георгия 2-й степени. Однако Император Николай II не утвердил представления. М. В. Ханжин за его роль в разработке операции был произведен в генерал-лейтенанты (что было самым значимым награждением среди участвующих в операции генералов). А. А. Брусилов и А. И. Деникин были награждены георгиевским оружием с бриллиантами.
Стоит отметить, что спустя 20 лет немецкий генерал Хейнц Гудериан возьмет на вооружение опыт организации наступления генерала Брусилова, доработает его тактику, и она станет широко известна под названием «Блицкриг».